Донбасс: селяне, война и закрома

19.11.2016 08:51
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Механизатор Николай КУЗЬМЕНКО готовит комбайн к зимней «спячке».
Механизатор Николай КУЗЬМЕНКО готовит комбайн к зимней «спячке».

Репортаж из сельско-военного Донбасса накануне главного праздника отечественного землепашца, который отмечается в третье воскресенье ноября.

 

Грядут зима и безработица

Экс-президент Украины Леонид Кучма явно опоздал с постановлением о ежегодном праздновании Дня работников сельского хозяйства. Это следовало бы сделать значительно раньше. Скажем, задолго до Рождества Христова, когда далекий пращур при помощи заострённой палки взрыхлил возле пещеры клочок почвы и посеял горсть злаков.

Весьма прискорбно и то, что главный праздник землепашца отмечают без полагающей ему помпезности. Ведь именно он является родоначальником всех трудящихся.

Это уже позже от племени работников отпочковались гончары, камнетёсы, кузнецы и прочие ремесленники. Ну а потом появились металлурги, железнодорожники, авиаторы, химики, швеи-мотористки...

Представители этих профессий, безусловно, заслуживают всяческого уважения. Однако я готов снять шляпу лишь перед земледельцем, из рук которого кормится всё человечество. В том числе - автор этих строк.

Техника на приколе.

Правда, сам герой трудового фронта не торопится выпячивать собственную значимость, а окружающие делают вид, что так и должно быть. Взять хотя бы данные по зарплате за сентябрь по шахтёрскому региону, и тогда станет понятно, кого ценят в последнюю очередь.

На первом месте утвердились работники торговли - 7 943 гривны, на втором - шахтёры - 7 513 гривен, третье у металлургов - 7 395 гривен. Замыкают список аутсайдеров педагоги, медики и, конечно же, работники сельского хозяйства, чей доход не дотягивает и до четырёх тысяч.

А ведь первый месяц осени для землепашца является самым результативным. Именно в сентябре производится доплата за полевые работы, а арендаторы отдают положенный арендодателям пай.

Что уж говорить о межсезонье, когда занятие находится лишь для сторожей, малой части механизаторов да ещё доярок, которых после уничтожения восьмидесяти семи процентов дойного стада можно сосчитать без помощи калькулятора.

 

Неужто впереди ещё одно разбитое корыто?

Характерным примером здесь может служить село Самсоново Тельмановского района. Начиная с сорок первого года прошлого века, местные колхозники дважды оказывались у разбитого корыта. Но если в первом случае свою роковую роль сыграла гитлеровская оккупация, то во втором повинны сами земледельцы, которые поддались на уговоры так называемых инвесторов. А те, ограбив колхоз до последней курицы, отбыли в неизвестном направлении.

Пришлось жителям Самсоново идти на поклон к Генеральному директору Мариупольского металлургического комбината имени Ильича ныне покойному Владимиру Бойко, которого за глаза почтительно именовали властелином сельскохозяйственной империи. В итоге колхоз стал именоваться агроцехом со всеми вытекающими отсюда приятными переменами.

Дары поздней осени.

Вновь в животноводческом городке запахло парным молоком и навозом, а пустовавший прежде мехдвор разбудил гул моторов.

Готовивший комбайн к зимней «спячке» механизатор Николай Кузьменко о вновь приобретённой технике самого высокого мнения:

- Но, не приведи Господи, - добавил он, - если случится поломка. Запасные части нам не по карману, а нашего благодетеля Владимира Семёновича, к сожалению, нет в живых... В остальном же причин жаловаться не имею. Есть и хлеб, есть что и присовокупить к нему.

Однако не все земляки моего нового знакомого настроены столь оптимистично. Не назвавший себя тракторист, как на духу, выложил накипевшее:

- Мы не бедствуем, а вот другие... Мы - это десять механизаторов. А ведь при Бойко, земля пухом уважаемому человеку, в агроцехе насчитывалось триста сорок работников. Механизаторы, водители, скотники, доярки... Только в стройбригаде трудилось сорок гавриков. А теперь перед глазами в третий раз замаячило разбитое корыто...

Меня могут упрекнуть в том, что излишне часто упоминаю Мариупольскую птицефабрику (село Степное Волновахского района). Однако бывший её директор Антон Сарбаш доказал всей стране, что при желании можно не только сохранить, но и приумножить поголовье скота, свиней, овец, птицы.

Степное, пожалуй, единственное село шахтёрского региона, где имеется банкомат, где зарплату выдают каждые две недели, где килограммовый каравай даже приезжему отпустят за две с половиной гривны, а трёхлитровая банка молока обойдётся в червонец.

И всё это, прошу заметить, землякам Антона удалось добиться без помощи извне. И хамовитых инвесторов-пиратов они отвадили сами.

 

Хотите избавиться от грызунов? Накройте им поляну.

К сожалению, отечественным земледельцам по обе стороны фронта никак не удаётся отказаться от «услуг» так называемых посредников. Ловко используя затруднительное положение сельчан, они по выгодной для себя цене скупают сельскохозяйственную продукцию, а потом перепродают её более крупным зернотрейдерам.

К слову, практика подобного жульничества существует лишь в родимом Отечестве. Так, директор израильского кибуца «Колоски» (аналог нашего колхоза), Борис Лазаревич поведал мне, что на его родине посредники довольствуются малой толикой. Наши же на каждой сделке «наваривают» пятьдесят и более процентов.

Имели виды они и на этот сезон. Дело в том, что многие хлебоприёмные предприятия из-за близости к линии боевого соприкосновения вынуждены свернуть деятельность. В том числе - Раздольненское, где от попадания снаряда сгорело пять тысяч тонн пшеницы.

Однако номер не прошёл. Тельмановские земледельцы, переняв опыт белорусских коллег, обзавелись силабегами (за точность перевода не ручаюсь). Это такие мешки из синтетического материала, длинной в сотни метров.

«В этом временном хранилище, -

рассказывает агроном Григорий АЛТУХОВ, - результат нашего труда».

Силабеги обошлись в приличную сумму. Однако они на несколько порядков дешевле стационарных хранилищ. Единственный их недостаток - беззащитность перед нашествием грызунов.

- Если мышь проделает небольшую дырку, - рассказывает агроном Григорий Алтухов, - потери будут исчислять десятками тонн. Чтобы избежать этого, постоянно обследуем сохранность упаковки. Все замеченные повреждения тут же устраняются.

В этой связи интересен ещё один опыт белорусов. Травить полёвок бесполезно. Всё равно набегут. Значительно эффективнее, если на некотором удалении от места временного хранения устроить столовую для грызунов. Лучше пожертвовать двумя-тремя центнерами зерна, чем потерять десятки тонн.

А вообще картина заставленной силабегами околицы производит впечатление. Да и количество их содержимого тоже.

 

Таганрогский коридор - зона суховеев

Что птицам на радость, то фермеру в убыток.

Вообще-то, в канун профессионального праздника принято говорить о трудовых достижениях. Особенно если таковые имеются в наличии. Да и передовиков производства не грех упомянуть благодарственным словом.

Большая часть территории Тельмановского района находится в зоне так называемого Таганрогского коридора, известного суховеями и малым количеством осадков. Однако, как гласит корейская мудрость, плохой земли не бывает. И вот, к чести сельчан Самсоново, они доказали это, упаковав в силабеги несколько десятков тысяч тонн зерна нового урожая.

И всё же не думаю, что предпраздничное восхваление сослужит отечественному земледельцу добрую службу. Да и как то не ко времени поднимать застольную чару под рёв канонады и посвист сквозняков в опустевших коровниках. И какой, собственно, праздник, если выращенный тобой урожай остаётся невостребованным.

А ведь рецепт, как им с наибольшей выгодой распорядиться, ни для кого не является тайной. В той же Мариупольской птицефабрике практически всё зерно пропускается через собственный кормоцех.

- Мы не увлекаемся подсолнечником, - однажды признался Антон Сарбаш. - Лучше уж посеять ячмень, который в переводе на конечный продукт - мясо, яйца, молоко - даёт в полтора раза больше, чем масличная культура.

Разумеется, я не собираюсь учить сельчан уму-разуму. Они сами прекрасно понимают, что человека при земле держит не хлебная нива (успешно обрабатывать почву может и базирующийся на райцентр летучий мехотряд), а скотина. Она же - залог безбедной жизни и основа существования Самсоново, Степного, Ивановки...

И последнее. Во время экскурсии десятилетней давности по полям кибуца «Колоски» Борис Лазаревич весьма скептически отозвался о распаёвке колхозной земли:

- Вначале вы убьёте систему севооборота, положите на лопатки плодородие почвы, затем лишитесь общественного животноводства и вдобавок ко всему останетесь без техники, которая не предусмотрена для обработки клочков пашни. Буду рад, если лет через десять перезвоните и скажите, что старый пёс был неправ.

Директору «Колосков» я так и не позвонил по истечению оговоренного срока. Лучше уж отправлю по электронной почте фото осыпающегося на корню подсолнечника и ржавеющие во дворе фермера-одиночки зерноуборочные комбайны. А чтобы Борис Лазаревич особенно не восторгался собственной прозорливостью, присовокуплю снимки временного хранилища на околице Самсоново, а также тракторной тележки, которая по самые венцы нагружена свежесрезанной капустой.

Пусть знает, что наши земледельцы даже в условиях войны способны возделывать пашню.

 

Сергей ВАСИЛЬЕВ.

Фото автора.



Теги: Донбасс, война, природа,
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх