Картины и мужчины Ларисы Кадочниковой

30.08.2012 14:10
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Лариса Кадочников с супругом  Михаилом Саранчуком, который, как она уверяет, спас ее.
Лариса Кадочников с супругом Михаилом Саранчуком, который, как она уверяет, спас ее.

Сегодня исполняется 75 лет народной артистке Украины и России, лауреату Национальной премии им. Шевченко - Ларисе Кадочниковой. Громких торжеств она не планирует, предпочтя уехать на это время из Киева, где с 1964 года служит в Национальном академическом русском драматическом театре имени Леси Украинки. «Кажется, совсем недавно праздновала свой предыдущий юбилей, и вот - новый, - делится именинница. - А я вспоминаю себя в 19-20 лет… Хотя и сейчас довольна тем, как выгляжу. Самое главное - энергетика: никогда не бываю сонной, ленивой. Мне хочется рисовать, что-то новое сыграть, сняться в хорошем фильме».

В объятиях театра и кино

Дочь известной советской актрисы Нины Алисовой («Бесприданница», «Радуга») и режиссера Валентина Кадочникова (он умер, когда Лариса была еще маленькой), она с детства была окружена легендарными людьми.

- В Москве мы жили на одной площадке с Мариной Ладыниной и Иваном Пырьевым (снял знаменитейшие «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки». - Прим. А.П.), Марком Донским. Также нашими соседями по дому были Инна Макарова, Борис Андреев, Михаил Калатозов - режиссер фильма «Летят журавли». Это, конечно, наложило отпечаток на всю жизнь.

Впрочем, во ВГИК, где конкурс был тысяча человек на место, она поступала с трясущимися коленками.

- Как я прошла?  Думаю, повлияло всё-таки мамино имя, - признается Лариса Валентиновна. - Она никуда не звонила, но все знали, конечно, что я дочка Алисовой... В то время актерские династии не очень поощрялись, и всё-таки Ольга Пыжова, которая вместе с мамой снялась в «Бесприданнице», приняла меня в свою мастерскую.

Вскоре стало ясно, что девочка-то - талантливая! Настолько, что она почти сразу замелькала в кино, даже получила предложение подписать контракт с… Голливудом.

- Когда во ВГИКе об этом узнали, мне такой закатили скандал!  Куда?  Вы что, хотите из института вылететь? Естественно, я напрочь забыла о существовании Голливуда, - улыбается именинница.

Ее экзотическая внешность (странный овал лица, огромные темные глаза) не вписывалась ни в какие рамки. Тем привлекательнее казалась. А уж в сочетании с талантом, бьющим через край, это была «ядерная смесь». Неудивительно, что яркую девушку пригласили в труппу знаменитого московского театра «Современник», где она блистала в 1961-1964 годах. А потом ушла - сама….

- Это - судьба, - уверена актриса. - Мама не возражала, чтобы я вернулась жить в ее родной Киев, у Юрия Ильенко, ставшего моим супругом, была мечта - вырвать меня из Москвы. И он ее осуществил, показав меня Сергею Параджанову, который сразу пригласил на роль Марички в «Тени забытых предков». Я бросила «Современник», где играла прекрасные роли, ради мужа и кино. Олег Ефремов меня потом так и не простил. Театр был его детищем, родным домом. Актеров он, как цыплят, собирал вокруг, никого не хотел отпускать, а Кадочникова взяла и уехала...Сколько после этого я с Ефремовым ни встречалась, делал вид, что вообще меня не знает.

Впрочем, она не очень переживала.

- Меня закружила новая необычная жизнь - горы (фильм Параджанова снимался на Ивано-Франковщине), творческое и личное счастье. Была влюбленность в жизнь. И сегодня я ни о чем не жалею. Служу в прекрасном Театре русской драмы имени Леси Украинки. Каждый день иду с радостью на работу, - делится Лариса Валентиновна.

Оператор Ильенко потрясающе снял в 1964 году фильм Параджанова. А вскоре сам стал режиссером. Но именно «Тени забытых предков», взявшие множество международных призов, прославили Кадочникову на весь мир.

- На фестиваль в Аргентину мы полетели вдвоем с  исполнителем главной мужской роли Иваном Миколайчуком. Это был сумасшедший успех! Вот там-то мы поняли, что привезли гениальный фильм, - вспоминает она. - После просмотра весь зал встал. Гром аплодисментов, все ринулись к нам - только бы дотронуться! Бесконечные банкеты какие-то, нас все узнают, мы в центре внимания. Неделю, пока там были, чувствовали себя звездами, а потом приехали сюда, и всё моментально закончилось.

Доказывать, что тот успех - не случаен, приходилось снова и снова. И в 1971-м уже Ильенко-режиссер потряс мощной драмой «Белая птица с черной отметиной» (золотая медаль МКФ в Москве, премия «Серебряные сирены» на международном кинофестивале в итальянском Сорренто). Лариса блистала в ленте всё с тем же Миколайчуком, а также с молодым Богданом Ступкой. Узнав о смерти 70-летнего Богдана Сильвестровича (его не стало 22 июля), Кадочникова разрыдалась:

- Я ведь совсем недавно, разговаривала с ним! Он такой хохмач был, всё время шутил… Очень печально: лучшие уходят, и остановить этот процесс невозможно.

Грустит она и о том, что давно не получала интересных ролей:

- В театре мечтаю сыграть Раневскую из «Вишневого сада» или Жорж Санд, о которой я написала пьесу. А в кино? Наступает период, когда всё труднее встретить хорошего режиссера, оператора и роль, соответствующую возрасту и для меня интересную… Сейчас отрублен тот период, когда в Украине снимали потрясающие фильмы. Педагоги рассказывают, что на показе картин Александра Довженко студенты… спят. А его киностудия умерла. Там ничего больше не снимается. Зато нужно пять пропусков выписать, чтобы попасть на ее территорию…. Культура стала развиваться вспять. Сегодня не читают ни Достоевского, ни Пушкина, ни Шевченко. От духовности мы перешли к обществу потребления.

Любила художника и режиссеров

Детей ей Бог не дал (сказались ранние аборты), а вот любви отмерял не скупой рукою.

- Первая настоящая любовь настигла меня на втором курсе, - рассказывает Кадочникова. - В Москве открывалась выставка Ильи Глазунова - молодого, но уже известного художника. Мы с мамой пошли на вернисаж. Посетителей было несметное количество, и вдруг ко мне подбегает молодая женщина и говорит: «Удивительные глаза! Пойдемте, я вас познакомлю с Глазуновым. Это мой муж». Подходим. Знакомимся. Он говорит маме массу комплиментов: мол, вы чудесная актриса, красавица и прочее. Потом обращает внимание на меня: «Какие замечательные глаза у вашей дочери! Я хочу ее написать». Через пару дней я уже позировала ему, и у нас сразу же закрутился бурный роман.

Супруга художника, Нина Ульянова, которая позже покончила жизнь самоубийством, знала об этом романе. Но ничего поделать не могла.

- Я была 18-летней девчонкой и понимала лишь, что между нами необыкновенная любовь, - рассказывает актриса. - Не отдавала себе отчета, что так поступать нельзя, тем более что всецело Илье доверилась. Ему уже было за 30, он - мощная и сильная фигура, которой женщины подчиняются. Мог ворваться во время лекции в аудиторию, сказать: «Иди сюда!», - я вскакивала и бежала, как зомбированная. Дико ревновал, мог наорать, а потом, когда я в слезах приходила домой, он уже стоял там - с букетом цветов. Это были три года муки... Всё-таки с таким человеком должна быть женщина, которая может себя целиком посвятить ему. Я же, при том, что очень его любила, мечтала быть актрисой, сниматься.

Разрыв был неизбежен. А увиделись они спустя 20 лет. Встреча, по словам Кадочниковой, получилась «тяжелая, грустная».

Узнав, что Лариса порвала с Глазуновым, ее тут же штурмовал Юрий Ильенко, с которым они вместе учились во ВГИКе, только он - на операторском факультете и курсом старше. Он заманил ее «Тенями…» и пленил своей любовью. Вместе они прожили 18 лет. Потом последовал болезненный разрыв.

- Если два очень талантливых человека работают вместе, рано или поздно они начинают друг другу мешать, - говорит Кадочникова. - Когда приезжали его родители, он жаловался: «Почему Лариса меня ревнует?». Правда, и я своей маме плакалась: «Почему Юра так ревнив?»… Я очень тяжело переживала разрыв с Ильенко. Даже представить себе не могу, как сложилась бы моя жизнь, если бы не Миша. Есть ведь и алкоголь, и наркотики, и что угодно. Могла из окна выброситься...

Речь о Михаиле Саранчуке, с которым они вместе более 30 лет. Ради любимой он оставил пост директора театра, где она служит. Потому что, узнав об их романе, пару просто затравили.

- Это было ужасающе! На дверях квартиры писали жуткие гадости, самые грязные слова, какие только есть, - качает головой Кадочникова. - Только когда Михаил всё бросил, ушел из театра (а ведь он был прекрасный работник, и относились к нему замечательно), посвятив свою жизнь мне, мы вздохнули легко и свободно. Видимо, «доброжелатели» опасались, что я захвачу все главные роли... Каждое утро, просыпаясь, я вижу супруга рядом и благодарю Бога за то, что встретила этого человека.

С Иваном Миколайчуком в знаковом для себя фильме «Тени забытых предков».

С Иваном Миколайчуком в знаковом для себя фильме «Тени забытых предков».

Страдала из-за худобы и носа

Даже не верится, что эта красавица в юности жутко переживала из-за своей внешности.

- Я росла слабенькой, болячки одолевали, - вспоминает Лариса Кадочникова. - И пусть бы только худая... Тогда все девочки были в основном тощенькие, это хорошо выглядит на экране, но нос… Тамара Макарова, которую я обожала и на которую молилась (она во ВГИКе преподавала вместе с Герасимовым), обо мне говорила: «У этой девочки очень длинный нос, который протыкает экран. Ее надо убрать». Потом, уже после «Теней…», когда мы вместе отдыхали, она меня полюбила. Вернее, стала как-то снисходительно относиться: мол, ничего, ничего... Ну нос... Ну что же теперь?

«Рисую быстро, пока не остыло чувство»

К своим прочим талантам Лариса Валентиновна пишет. И речь не только о книгах (уже увидела свет ее автобиография «Белая птица: полеты наяву и во сне»), но и о картинах. А их у актрисы - более 80, причем разных стилей. Есть графика, пейзажи, натюрморты, абстракция…

- Чтобы не страдать от недостатка ролей, занялась рисованием, - объясняет она. - Прошлой зимой у меня была большая выставка в одной из киевских галерей. Режиссер Роман Балаян сказал, что я должна только цветы рисовать, а другие считают - только графику делать. Когда-то мои рисунки оценил художник Георгий Якутович, с которым мы работали в «Тенях…». Он резюмировал: «Лариса, тебе нельзя учиться. Ты потеряешь индивидуальность». А его сын Сергей, тоже знаменитый художник, назвал мои работы «удивительно оптимистичными», а печаль - светлой… Рисую я быстро, пока не остыло чувство, пока воображение гуляет без поводка, иногда просто зарисовываю свои сны... И еще - наверное, это сразу заметно по рисункам - я очень люблю цирк. Когда туда попадаю, делаюсь ребенком. Мне кажется, что цирк - это символический рассказ про нас, артистов.

 Юрием Ильенко в ленте  «Мечтать и жить».

 С Юрием Ильенко в ленте  «Мечтать и жить».


Андрей Питонов.

Теги: Украина, кино, , артист, юбилей, День рождения
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх