Педсовет по ту сторону экрана. Лучшие фильмы об учителях (ФОТО)

06.10.2013 12:02
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Педсовет по ту сторону экрана. Лучшие фильмы об учителях (ФОТО)

Они меняют детский мир, не только наполняя буквами или цифрами, датами или формулами, но и расширяя его до уровня вселенской любви или делая холодным и враждебным. А собирательные образы педагогов зачастую формируются под влиянием не только реальных, но и экранных преподавателей, созданных талантливыми режиссёрами и воплощёнными гениальными актёрами. Специально для читателей "Донбасса" мы собрали педсовет по ту сторону экрана: поговорим о самых интересных киноучителях, вместе с которыми постигали жизнь несколько поколений зрителей в разных странах.

Сеешь разумное, доброе, вечное - а вырастает белена и чертополох

Целую энциклопедию разно-образных учительских характеров  подарил нам фильм Станислава Ростоцкого "Доживём до понедельника", снятый в 1968 году. В этой картине образы учителей получились настоящими и узнаваемыми.

Принципиальный Илья Семёнович, гениально сыгранный Вячеславом Тихоновым, преподающий историю - "науку, которая делает человека гражданином".  Молоденькая учительница английского Наташа Горелова, совсем по-детски вскрикивающая: "А Сыромятников списывает! Чужое счастье ворует!", малообразованная учительница начальных классов, которая выводит из себя Мельникова своим "Я им говорю: не ложьте зеркало в парту, а они ложат".

Есть в этой "школьной семье" и свой любовный треугольник: в Илью Семёновича влюблена не только бывшая ученица Наташа, но и литератор Светлана Михайловна - та самая, на чей 20-летний юбилей работы в школе он предлагает "собрать по трёшке и купить крокодила". Их сатирический монолог о Баратынском отражает "зашоренность"  изучения литературы в школе. Пожалуй, изменилось очень мало:

- Никто не обязан помнить всех второстепенных поэтов!
- А его уже перевели.
- Куда?
- В первостепенные!

После выхода картины в школах появились такие темы сочинений, как "Что такое счастье" и "Что такое верность".

Лоботрясы против заливной рыбы

Образ классической учительницы литературы, которая всё свободное время проводит в школе, с трагической (как в романах!) личной жизнью, воплощён в самой популярной советской комедии Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С лёгким паром!". Именно здесь появилась фраза, которую стали употреблять даже в учебниках по педагогике: "Ошибки учителей, может быть, менее заметны. Но, в конечном счёте, они обходятся людям не менее дорого".

В блондинке, сыгранной Барбарой Брыльской, тысячи советских учительниц узнавали себя:

-  А я, признаться, ненавижу готовить. Правда, с моими лоботрясами и лодырями ни на что не остаётся времени. Я как ухожу утром…
- Перевоспитываете их?
- Я - их, они - меня! Я пытаюсь учить их думать, хоть самую малость. Мыслить, иметь своё, собственное суждение…
- А чему они учат вас?
- Тому же самому…

Врач Женя Лукашин и учитель Наденька Шевелёва были уверены, что выбрали "самые лучшие профессии на земле. И самые главные!", однако многие и современные "бюджетники" согласятся, что "судя по зарплате, нет!"  

Вы не женщина, вы - тетрадь в клеточку!

Совсем другую школьную реальность показал Рязанов в своей драме "Дорогая Елена Сергеевна", снятой в перестроечное время. Марина Неёлова в роли слабохарактерной, но принципиальной учительницы математики Елены Сергеевны, которую пришли шантажировать ученики, высказала весь ужас педагогов того переломного времени: "Я вообще не знаю, есть ли та грань, которую вы не можете переступить".

Восторженные речи и возвышенные строки, к которым привыкла апеллировать Елена Сергеевна, оказались совершенно чуждыми её ученикам. И на смену слёз радости от неожиданного поздравления приходят слёзы прозрения. Она с ужасом понимает, что и ответить на их обвинения в фарисействе её поколения может с трудом:

- Многие остались просто людьми. Добрыми. Порядочными. Честными… А вы не люди. У вас душа не болит… Маленькие ничтожества, вообразившие себя людьми. Предающие, продающие друг друга ради собственной выгоды, способные унизить, растоптать, уничтожить любого, кто стоит на их пути, - тогда из уст наивной Елены Сергеевны это прозвучало как приговор новому поколению, которое педагоги "старой закалки" не были готовы ни понять, ни принять.

Времена меняются, но, к сожалению, и сейчас разрыв между учителями и учениками зачастую перерастает в настоящую пропасть.

Ученика нужно приручать

Интересный и глубокий учительский образ появился в европейском фильме "Хористы" французского режиссёра Кристофа Барратье, который вышел на экраны уже в нынешнем веке. Музыкант-неудачник Клеман Матьё, попавший в интернат для трудных подростков, сумел не только осознать своё настоящее призвание, но и стать ключевой фигурой в жизни своих воспитанников.

Завладеть вниманием отпетых хулиганов, которых в интернате под "говорящим" названием "Дно пруда" не воспитывали, а наказывали с помощью жестокого и антипедагогичного метода "Акция = Реакция", удалось благодаря хору. Пристрастив к пению всех проблемных подростков, учитель смог найти настоящий педагогический клад: самый дерзкий ученик Пьер Моранж становится солистом, а потом делает головокружительную музыкальную карьеру.

- В глазах Моранжа я прочёл многое: и гордость, и радость от того, что он прощён, и нечто новое для него самого - признательность! - напишет педагог в своём дневнике, который Пьер прочтёт через много лет.     

Несмотря на небольшой отрезок учительствования, настоящую оценку своих усилий главный герой получил сполна. В одной из финальных сцен фильма на Матьё пикируют прощальные записки на самолётиках от учеников, которым не дали возможность сказать ему "спасибо". Дети, на которых уже давно другие поставили крест, поверили своему учителю, доказавшему педагогическую аксиому: "Никогда не говори "никогда". Всегда можно начать всё сначала".  

Крёстные муки предстоящего года

И совсем "свеженький" фильм на школьно-педагогическую тематику. В ноябре этого года на широкий экран выйдет фильм Александра Велединского "Географ глобус пропил", который уже успел получить главную награду "Кинотавра" и вызвать восторженные отзывы критиков.  

Главную роль географа Служкина сыграл Константин Хабенский. В пьянствующем педагоге, которого трудно назвать примером для подрастающего поколения, вдруг воплотилась почти несовместимая смесь юмористических и очень глубоких идей.   

- Я знаю, что научить ничему нельзя. Можно стать примером, и тогда те, кому надо, научатся сами, подражая, - считает географ, который отправляется вместе с детьми познавать окружающий мир не на страницы учебника, а в туристический поход.

Служкин не отрицает личной ответственности за результат, не сваливает её на самого ученика, как это часто бывает в современной школе, погрязшей в платном репетиторстве и "покупке" оценок:

- Успеваемость по предмету всегда зависит от учителя. Не бывает хороших учителей, у которых все ученики двоечники, поверьте моему опыту.

В этом фильме нет ни привычной идеализации учителя, ни огульной его демонизации, как в  телевизионных сериалах типа "Школа". Зато правдиво показана реальность нынешнего процесса образования, где "широко раскрытые окна школы тоскующе глядели в небо, будто школа посылала кому-то молитву об избавлении от крёстных мук предстоящего учебного года".


Елизавета Гончарова.

Теги: Донбасс, кино, учитель, педагог, образ
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх