Семь причин посмотреть "Сталинград"

10.10.2013 09:15
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Семь причин посмотреть "Сталинград"

Сегодня в кинотеатрах начнётся война. Великая. Отечественная. На большой экран выходит самый громкий российский проект последнего времени - "Сталинград". Проанализировав мнения фронтовиков, критиков, звёзд шоу-бизнеса, уже увидевших блокбастер (допремьерные показы прошли в Волгограде - бывшем Сталинграде, Москве, Киеве, других городах), а также многочисленные интервью, щедро раздаваемые создателями картины - режиссёром Фёдором Бондарчуком и украинским продюсером Александром Роднянским - "Донбасс" нашёл семь причин посмотреть этот фильм.

1. "Живой" формат

Бюджет проекта составляет 30 миллионов долларов. "Сталинград" - первый российский фильм, снятый в новейшем формате IMAX 3D.

"Я свою картину увидел именно в формате IMAX. Поэтому фильм снимали в тысячи раз подробнее, ибо всё (зараза!) видно - до мельчайших деталей! - уверяет Бондарчук. - И в этой ситуации очень важны ассистенты по реквизиту, по декорациям, которые занимались даже мешочками с пылью. Ведь она в картине возникает от любого движения. Мы эту пыль специально привозили с волгоградской южной земли, поскольку питерская никак не подходила (ленту снимали в Кронштадте, а также в посёлке Сапёрный Колпинского района Санкт-Петербурга, построив декорации на военном полигоне. - Прим. А.К.). Когда мы показывали "Сталинград" в Волгограде - городе, где всё это происходило более 70 лет назад, в зале сидели люди лет под девяносто - в орденах и медалях. Участники той самой Сталинградской битвы. И они потребовали версию именно в 3D! "Дайте нам очки!" - говорили. Цепляли их на свои очки - и смотрели. А я знал, что если им не понравится, то они просто палкой по башке дадут. Не дали…"

"Сейчас, создавая фильм о войне, нам нужен инструментарий современного кинематографа, - подчёркивает Александр Роднянский. - 3D - это возможность максимально приблизить зрителя к происходящему на экране. В фильме мимо вас не летят пули, не разрываются снаряды, но есть ощущение присутствия - падает штукатурка, например... Есть то, что делает вас свидетелем событий".

2. Кого попало туда не посылают

В сентябре Россия выдвинула "Сталинград" на соискание премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Впечатляет и то, что ленту закупили страны дальнего зарубежья, в том числе Китай, где планируется прокат на беспрецедентном количестве экранов - более трёх тысяч.

"Выяснилось, что в списках предпочтений массовой аудитории Китая на втором месте - фильмы про войну, - делится Роднянский. - Они очень любят этот жанр и хорошо знают советское военное кино. Поэтому известие о том, что мы снимаем масштабный "Сталинград", очень их возбудило. Несмотря на то, что мы на съёмочную площадку прессу практически не пускали, нам пришлось сделать исключение ради двух китайских изданий. С ними проще было согласиться, чем отказывать".

Серьёзные виды на "Сталинград" и в США. Фильм Бондарчука станет первой русской картиной и второй неанглоязычной в дистрибуционной истории голливудского монстра Sony Pictures (первой была "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" Энга Ли, взявшая в 2001-м "Оскар").

3. Сюжет с человеческим лицом

"Я боялся, что будет фатальная бессмысленная рубка в 3D. Но картина оказалась про людей. Герои - интересные, локальное место, атмосфера показана со стопроцентной правдивостью. Добротно!" - сказал после допремьерного показа в Киеве украинский телеведущий, продюсер и судья талант-шоу Игорь Кондратюк.

Чтобы сделать кино именно "про людей", а не только "про войну", пришлось три с половиной года писать сценарий, который восемь раз переделывали. А затем ещё три с половиной года снимать.

Сюжет разворачивается в течение двух дней в ноябре 1942-го года. Небольшой группе разведчиков под командованием капитана Громова удалось переправиться через Волгу и закрепиться в доме, где они встречают 19-летнюю Катю. И обороняют они уже не только родину или отдельно взятое здание, но и эту девушку, к которой у каждого - своё чувство. А выбить их из дома пытается немецкий офицер Петер Кан. И у него тоже имеются не только воинские, но и личные мотивы - любовь к русской девушке Маше, которой грозит гибель, если ему не удастся выполнить приказ.

"Это история про людей, которые сумели сберечь человеческие качества в нечеловеческих условиях и не утратили способность любить, - говорит Роднянский, уверенный, что после мировой премьеры Бондарчука зазовут на "Фабрику грёз". - В Голливуде есть всего с десяток режиссёров, способных снять большое аттракционное кино с настоящей человеческой историей".

4. Урок памяти

Безусловным плюсом ленты является то, что она не переполнена пафосом, как многие фильмы о войне. И, конечно, главное, что она даёт урок памяти.

"В процессе написания сценария мы провели одно исследование - спрашивали людей на улицах, что такое Сталинградская битва? Результаты просто напугали, - признаётся Бондарчук. - Для сегодняшней аудитории это такое же белое пятно, как взятие Бастилии или Троянский конь. У нас не было цели никого ни поучать, ни наставлять - мы просто хотели рассказать эмоциональную человеческую историю, которая, может, заставит кого-то поискать в Интернете: а что же это за битва была?"

"Хоть фильм и не документальный, но несколько эпизодов буквально выловили из дневниковых воспоминаний ветеранов, - подчёркивает Роднянский. - Например, когда русские, расстреляв боеприпасы, чтобы обмануть врагов, вымазывали себя внутренностями мёртвых и притворялись трупами. А потом нападали в неожиданный момент..."

"Фильм хорош в первую очередь тем, что показывает, что такое война, даёт более чёткое представление молодёжи - чем же была Сталинградская битва", - заявил после просмотра ленты журналистам почётный гражданин Волгограда, председатель редакционной коллегии энциклопедии "Сталинградская битва", участник того жуткого сражения Максим Загорулько.

5. "Твин Пикс" + Нетребко с Земфирой

Отдельным героем фильма является музыка, которая не смолкает, кажется, ни на минуту. А создал её известный композитор Анджело Бадаламенти - автор саундтрека к знаменитому сериалу "Твин Пикс" Дэвида Линча.

"Он не очень склонен был работать над фильмом о войне, но его привлекла история любви, - признаётся Фёдор Бондарчук. - И Бадаламенти написал музыку к ста процентам изображения! Целую симфонию! Вся она, конечно, не вошла".

Именно в "Сталинграде" дебютировала в кино оперная певица Анна Нетребко, записавшая к нему вокальные партии. Музыкальным сюрпризом ленты стало и то, что во время титров звучит песня Виктора Цоя "Легенда" в исполнении Земфиры.

6. Батальный размах

Графики в фильме, конечно, много. Но ключевые эпизоды битвы снимали с участием 900 актёров массовки! Впечатляют переправа через Волгу под шквалом огня, идущие на штурм живыми факелами советские солдаты, на которых гитлеровцы обрушили тонны горящего топлива.

"Вполне внятные рукопашные схватки, взрывы, горящие заживо люди, танковые атаки, замедленный пролёт снаряда, пробивающего стену, падающий как будто прямо на тебя бомбардировщик", - перечисляет кинокритик Лидия Маслова наиболее "цепляющие" в визуальном смысле сцены.

Чтобы воссоздать пылающий город с морем пепла, Фёдор Бондарчук консультировался с Владимиром Досталем, который работал с его отцом над "Войной и миром". Тот посоветовал жечь как можно больше бумаги и использовать ветродуи.

7. Актёры выкладывались по полной

В ленте нет звёздных имён. Экономия понятна: "грохнув" миллионы в визуальный ряд, массовые сцены и построение декораций, создатели не могли позволить себе пригласить звезду уровня Машкова, Безрукова или Хабенского. С другой стороны - это прекрасная возможность молодым заявить о себе. Как в своё время сделала четвёрка ребят из "Бригады". Так что выкладывались актёры по полной…

В роли "тюти" Астахова дебютировал сын Фёдора Бондарчука, тёзка знаменитого деда - Сергей. Роднянский уверяет, что именно он настоял, чтобы пригласили парня, которого он знает с детства. "Он вписался в роль невероятно, мы же пробовали очень многих, - заявил продюсер. - А Фёдор над ним издевался. Серёжа по десять кругов ада проходил на съёмочной площадке!"

Модель Янина Студилина (Маша, в которую влюблён немец Кан) была приглашена в фильм после того, как засветилась в сериале "Белая гвардия", где играл и Бондарчук. В "Сталинграде" ей приходится раздеваться, что Янину, впрочем, не смутило. "Я готова была к этому после прочтения сценария, - рассказала девушка. - Сцена смотрелась бы неестественно, если бы я попросила прикрыть меня вуалью или оставить на мне пеньюар".

Благодаря "Белой гвардии" в фильме Бондарчука оказался и Дмитрий Лысенков, сыгравший снайпера Чванова. "Его фото без проб висело в нашей съёмочной группе "Сталинграда", - признался режиссёр.

Фашистов сыграли немецкие актёры, которые внесли в сценарий немало правок. По мнению критиков и зрителей, ярче всех выглядит Томас Кречман, исполнитель роли офицера вермахта, влюблённого в нашу Машу. Интересно, что он уже снимался в фильме "Сталинград", поставленном в 1992 году соотечественником Йозефом Вильсмайером.

На съёмках

На съёмках "Сталинграда": Фёдор Бондарчук с исполнительницами женских ролей Яниной Студиловой и Марией Смольниковой.

Блеск и нищета творения Бондарчука

Понятное дело, что у критиков не обошлось без изрядной порции ложек дёгтя в бочку мёда нового творения Фёдора Бондарчука. Режиссёра обвиняют в том, что он собрал все возможные штампы фильмов о войне и завернул всё в красивую 3D-упаковку. Кому-то показались нереалистичными развалины Сталинграда (мол, графика видна невооружённым глазом), кто-то сравнил ленту с компьютерной игрой-стрелялкой. Но главная претензия - недостаточно "живые" персонажи, особенно пятеро наших солдат.

"При всей убедительности визуальной части немало каверзных вопросов в первую очередь возникает к так называемой "драматургии". Например: "А был ли сценарий?" - вопрошает кинокритик Дмитрий Буныгин. - Вероятно, его сожгли уже в ходе второй недели съёмок. Как следствие, намеченные образы фантастической пятёрки добрых молодцев низводятся до примитивных масок…"

Но на вопрос давно не радующего нас душевными фильмами Никиты Михалкова: "А в этом "Сталинграде" душа-то есть?" отвечать каждый будет сам…


Вверх