О раках Богатикова, подарке Кобзона и лентяях из "Ласкового мая"

17.12.2013 12:25
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Валерий Гуль с барабанными палочками, которым всегда есть место в его жизни,  и сувенирным Дедом Морозом-ударником - подарком от израильских друзей.
Валерий Гуль с барабанными палочками, которым всегда есть место в его жизни, и сувенирным Дедом Морозом-ударником - подарком от израильских друзей.

рассказал "Донбассу" накануне своего 65-летия, которое отмечает сегодня, директор Донецкой областной филармонии, заслуженный работник культуры Украины Валерий Гуль.

Критик тётя Мотя и поп-подстава

- Валерий Данилович, вы окончили институт по экономическому профилю, но всю жизнь посвятили музыке. Как так получилось?

- Музыкой я занимаюсь с детства. Сперва в кружке горнистов-барабанщиков, потом в музучилище. Моя стихия - ударные инструменты. Лет с 17 играл в профессиональных ансамблях, в том числе джазовых. В студенческие годы мы устраивали даже подпольные джаз-фестивали, наши биг-бенды состязались в игре на танцах, в ресторанах. Позже с коллективом под управлением Валерия Рубана мы даже стали лауреатами конкурса "Алло, мы ищем таланты!" - прародителя сегодняшних талант-шоу. В Донецком цирке, как теперь модно говорить, кастинг проводил нынешний главный КВНщик Александр Масляков, бывший тогда ведущим "Алло, мы ищем таланты!" Нас отобрали, пригласили в Москву, снимали на Центральном телевидении. А потом все победители отправились с концертами по городам и весям Союза. Особенно мне запомнились выступления в Беларуси, где мы и в ДК работали, и на заводах... Да и потом, уже в Донбассе, исколесил практически весь край. Выступали на танцплощадках, в сельских клубах, ресторанах, нарядных шахт. Когда перешёл на административную работу в филармонию, на концертную деятельность практически не осталось времени. Для души поигрываю с джаз-септетом под руководством Александра Куслина. Возможно, что-то сыграю на свой юбилей, как это было уже однажды. К примеру, "Ночь в Тунисе", где есть потрясающее соло ударных.

- В 74-м вы пришли в Донецкую филармонию как замдиректора. Потом работали на этой же должности в Запорожской и Одесской филармониях, руководили Ставропольской краевой филармонией. Какие самые памятные моменты того времени?

- В Одессе была потрясающая уборщица тётя Мотя. Этакая реликвия филармонии. Она могла после концерта подойти, к примеру, к Ободзинскому и выдать: "А ты, Валерик, в прошлый раз получше пел". И погрозить пальчиком. Кстати, легендарного певца я знал ещё со времён его работы в нашей филармонии, где он трудился пять лет. Я тогда был замдиректора, с удовольствием ходил на его репетиции и концерты. Позже, уже руководя Донецкой областной филармонией, организовывал Валерию Владимировичу концерт во Дворце спорта. Помню, собрались после этого события - отметить. Чисто символически, норму-то знали. А он уже был "зашитый". "Сам, - говорит, -  не пью, но мне приятно наливать"... Недавно на фасаде нашего здания появилась посвящённая ему мемориальная доска.

А в Ставрополь я первым начал привозить запрещённые в то время рок-группы, к примеру, "Чёрный кофе". И собирали не залы, как теперь, а стадионы! Меня таскали в партийные органы, пропесочивали. Но сами же партийцы нередко приходили на такие концерты. Я дружил с создателем "Ласкового мая" Андреем Разиным, он ведь сам из Ставропольского края. Тогда как раз сумасшествие было по его ребятам, так что он их часто приво­зил в родные края. Нормальные ребята были, честно отрабатывали концерты. А потом начались сложности. Пошли двойники, "тройники"... Да ещё и лентяи, каких свет не видывал. Обнаглели до того, что на один "сборняк" (так на административном сленге называют сборный концерт) приехали даже без фонограммы. Ходили по станице, заглядывали в дома и просили дать на время запись "Ласкового мая". Когда я объезжал стадионы, где выступали артисты, меня встретил Игорь Тальков, к сожалению, уже покойный. И предупредил: "Валер, ты на тот стадион не ходи. Там возмущённые местные собираются халтурщиков из "Ласкового мая" бить". Конфликт удалось уладить...

Донецкий зритель уникален

- С какими знаменитостями довелось общаться, работая в Донецкой филармонии, которую вы возглавили в 1993-м?

- Да практически со всеми, кто приезжал в столицу края! Привозили сюда "Песняров", Пугачёву, Леонтьева, Ротару. Но наиболее привередливыми были иностранцы - поляки, югославы. Ведь в гостиницах всегда сталкивались с дефицитом номеров. Эх, в те бы годы такое количество гостиниц, которое появилось в Донецке перед Евро-2012!

- А почему сейчас филармония не привозит звёзд?

- После того, как разрушилась советская система, гастрольную деятельность подмяли под себя разнообразные агентства. Порой толкаются локтями, мешают друг другу... Да и параметры звёздности лично для меня изменились. Это для вас Стас Михайлов, возможно, звезда. А мне намного приятнее принять у себя Жанну Бичевскую, органистов и пианистов с мировым именем.

- Кто ваш зритель?

- Когда я стал директором, к нам приходили в основном пожилые люди. Сейчас много молодёжи, и это радует. Причём ходят не по принуждению, а действительно с интересом. Смотрят, глаза горят... Есть у нас одна зрительница-реликвия. Ста-а-аренькая бабушка. Не пропускает ни одного концерта! Мы пропускаем её бесплатно, такие люди для нас - счастье. К нам любят приезжать исполнители из других стран, потому что донецкий зритель - уникален. Он очень душевный: аплодирует, вызывает на бис, дарит цветы. И прощает "ляпы", если такие случаются.

"А что это у вас за мода...?"

- Правда ли, что вы дружили с Юрием Богатиковым?

- Да, мы были в очень хороших отношениях. После переезда в Крым Юрий всегда приезжал на родную землю, выступал в День шахтёра. Помню, после концерта на Саур-Могиле мы ехали на двух разных машинах в Донецк. Решили посидеть немного в гостинице "Украина", где у Юрия был любимый номер - 415. И вдруг его авто приостановилось. Мы вышли, а он и говорит: "Ребята, езжайте пока без меня. Я скоро буду". Ну, прибыли мы, прошли в номер (я ведь занимался бронью). Ждём... Долго Богатикова не было. Оказалось, его пригласили уважаемые люди на пикник на открытом воздухе в лагере "Голубые скалы". Отказать, конечно, не мог. И вот появляется он на пороге - улыбающийся, раскрасневшийся. А в руках - сетка, полная варёных раков. С того самого, начальственного стола. Ну, мы их все вместе и приговорили.

... Однажды Юра меня здорово выручил. Я с семьёй поехал отдыхать в Крым. И коллеги из Ялтинской филармонии пообещали мне помочь с комнатой в гостинице. Приезжаю, оставляю семью в скверике, сам иду в филармонию. А администратора нет. Битый час жду, начинаю нервничать. И тут появляется Богатиков, заскочивший туда по каким-то своим делам. Узнал в чём дело, посадил нас в свою машину, отвёз в "Артек" и устроил в гостиницу для вожатых. Это был один из лучших отпусков в моей жизни...

- А что бы отнесли к самым памятным подаркам?

- В разные периоды времени сердцу наиболее дороги разные вещи. К примеру, когда мне было 16 лет, ребята, с которыми вместе играл, помогли купить ударные инструменты английской фирмы "Премьер"  - барабаны, тарелочки. У нас тогда только польские да чешские имелись. С таким звуком, будто по тазику бьёшь. А тут - потрясающее качество звучания. Для меня это было счастье. Много лет на них отыграл.

Потрясающий подарок сделал мне наш земляк Иосиф Кобзон. Когда я работал в Ставропольской филармонии, семья осталась в Донецке, потому что мне выделили лишь комнату в общежитии. Будучи в тех краях и узнав об этом, Иосиф Давыдович пошёл в крайком партии и поинтересовался: "А что это у вас за мода, чтобы директор филармонии ютился в общежитии?" И буквально через месяц мне вручили ордер на двухкомнатную квартиру, я смог перевезти семью.

И, конечно, одним из наиболее ценных подарков для меня является "Шахтёрская слава",  я кавалер этого ордена всех трёх степеней.

До двух тысяч концертов в год!

Валерий Гуль возглавляет Донецкую филармонию более 20 лет. "С какими сложностями пришлось столкнуться, что нового привнесли в её работу?" - поинтересовался у него "Донбасс".

- Когда пришёл сюда (точнее, вернулся), в запущенном состоянии были и здание, и коллектив. В зал на 450 мест продавали порой всего 20 билетов. Я занялся подбором персонала, поиском финансов, сменой репертуара, проведением фестивалей. И постепенно - далеко не сразу! - положение выровнялось. Сейчас у нас (трижды плюёт через плечо и стучит по дереву) проблем с наполняемостью зала нет. При этом мы не производили кардинальную ломку традиций. Но постоянно стараемся привносить что-то новое. Наши фестивали "Прокофьевская весна", "Донецкие самоцветы", "Квітневий благовіст", "Пиано-Форум", "Хрустальные струны", вечера джазовой и органной музыки (благо наш старинный орган, на котором играл ещё Пётр Чайковский, был пять лет назад реконструирован с помощью областных властей) любимы многими поколениями. Постоянно чем-то удивляем. У нашего симфонического оркестра есть, к примеру, прекрасная программа, основанная на творчестве "Битлов". А недавно оркестр из Днепропетровска представлял в стенах филармонии популярные рок-композиции.

Наряду с такими мэтрами, как академический симфонический под управлением Александра Долинского, камерный оркестр "Виола" во главе с заслуженным артистом Украины Олегом Бахтиозиным, ансамбль солистов "Мелодия", джаз-септет под руководством Александра Куслина, в филармонии работают молодые, очень популярные исполнители. Пение Ани Братусь, Элоны Коржевич покорило Европу. С творчеством наших артистов хорошо знакомы даже зрители Южной Кореи, Сирии, Аргентины.

Сейчас филармонисты дают до двух тысяч концертов в год, традиционно работая не только в зале, но и на предприятиях, в ДК, учебных заведениях.


Андрей Кривцун.

Теги: Донецк, Донбасс, Донецкая областная филармония, музыка, культура, интервью
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх