Ушел легендарный польский режиссер

10.10.2016 07:07
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Ушел легендарный польский режиссер

В возрасте 90 лет умер известный польский режиссер Анджей Вайда, многие из работ которого вошли в историю польского кино, а некоторые были номинированы на Оскар. Почетной статуэткой он был награжден в 2000 году - за жизненные достижения.

Вайда - автор и создатель кинокартин "Железный человек", "Земля обетованная", "Катынь". "Пепел и алмаз", "Свадьба", "Пан Тадеуш" и "Сладкая лихорадка". Он также соучредитель польской киношколы.

Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в городе Сувалки на севере Польши. Его отец, Якуб Вайда, офицер конной артиллерии, в 1939 году попал в советский плен и был расстрелян в Катыни (по другим сведениям — в Харькове). Мать Анджея, Анеля, была школьной учительницей.

К началу оккупации Польши Германией успел окончить 7 классов средней школы. В войну работал чертёжником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком в немецких мастерских: это спасало от угона на принудительные работы в Третий рейх. Принёс присягу командирам подпольной Армии Крайовой, подчинявшейся правительству в изгнании, но в боевых партизанских действиях не участвовал.

После войны учился живописи в Академии изобразительного искусства в Кракове, но, не закончив курса, поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы.

Во время учёбы Вайда работал вторым режиссёром на фильме "Пятеро с улицы Барской", который ставил режиссёр Александр Форд. Окончив в 1954 году киношколу, дебютировал картиной "Поколение", которая положила начало Польской школе кинематографа.

Широкое признание к Вайде пришло после фильма "Канал" (1957), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году. В СССР этот фильм вышел на экраны исключительно потому, что получил премию киноконкурса, проходившего в рамках Международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году.

Лучшая лента этого периода — "Пепел и алмаз" (по роману Ежи Анджеевского), рассказавшая о трагедии молодого бойца Армии Крайовой, убивающего польского коммуниста. В дальнейшем темы войны режиссёр касался в лентах "Лётна", "Самсон", "Пейзаж после битвы", "Корчак", "Перстенёк с орлом в короне", "Страстная неделя", "Катынь".

Жанр сатирической комедии не слишком характерен для творчества Вайды. Но и ему режиссёр отдал должное в фильмах "Невинные чародеи" и "Охота на мух" (по сценарию Януша Гловацкого).

Немалое место в творчестве режиссёра занимают экранизации литературной классики, как польской, так и мировой. В их числе: "Свадьба" по С. Выспяньскому, "Теневая черта" по повести Джозефа Конрада, "Сибирская леди Макбет" по повести Н. С. Лескова, "Бесы" (по роману Ф. М. Достоевского), "Пилат и другие" (по мотивам романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"), "Земля обетованная" (по роману Владислава Реймонта), "Пан Тадеуш" по поэме А. Мицкевича. Вайда снял три фильма по мотивам произведений Ярослава Ивашкевича: "Березняк", "Барышни из Вилько" и "Аир".

Заметный общественно-политический резонанс, и не только в Польше, вызвало творчество Вайды в конце 1970-х — начале 1980-х, когда он снял такие фильмы, как "Человек из мрамора", "Без наркоза", "Человек из железа", "Дантон". Вайда стал одним из первых жёстких критиков сталинизма из числа кинематографистов социалистических стран. Фильм "Дантон", посвящённый событиям Великой французской революции, был насыщен аллюзиями на современность и воспринимался зрителями как злободневная политическая притча.

Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х работал и в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов "Гамлета", "Бесы", "Преступление и наказание".

Вайда был председателем Союза польских кинематографистов (1977—1982), художественным руководителем кинообъединения "Х" (1972—1983). В 80-е активно занимался политической деятельностью. В 1997-м избран во Французскую академию на место скончавшегося Феллини. Кавалер орденов Почётного легиона двух степеней.

Сенатор польского Сейма (1989—1990), председатель Совета по культуре при президенте (1992—1994). С 2000 года руководил Варшавской киношколой собственного имени. Являлся последовательным антикоммунистом и не скрывает негативных взглядов на СССР.

В его фильмах играла Беата Тышкевич, некоторое время бывшая спутницей жизни режиссёра. После пяти лет брака супруги расстались. Их общая дочь Каролина стала актрисой. С 1972 года был женат на Кристине Захватович, театральной художнице и актрисе.

В фильмах Вайды также снялись Богуслав Линда, Збигнев Замаховский, Збигнев Запасевич, Ольгерд Лукашевич, Анджей Северин, Ежи Штур, Кристина Янда.

Кроме польских актёров, Вайда снимал и иностранных звёзд, включая Бернара Блиё, Сергея Гармаша, Александра Домогарова, Джона Гилгуда, Жерара Депардье, Тома Уилкинсона, Ламбера Вильсона, Сергея Шакурова, Омара Шарифа, Ханну Шигуллу, Армина Мюллер-Шталя, Изабель Юппер.



Теги: Польша, кино, режиссер, культура, Анджей Вайда

Вверх