Никита Михалков: «Моя муза - это воля Божья»

28.11.2008 14:36
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Никита Михалков: «Моя муза - это воля Божья»

Самый харизматичный российский режиссер рассказал в Донецке о дальнейшей судьбе героев «Утомленных солнцем», своем отношении к президенту и как жены мешают творчеству. 

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ОЧЕНЬ ПРИЯТНО, ЦАРЬ

Появление мэтра на сцене было обставлено пафосно: вначале на экране показали отрывок из «Сибирского цирюльника», где Михалков выезжает на смотр в роли Александра III. И когда в фильме грянул гимн «Боже, царя храни», из-за кулис вышел он сам. Устроившись в кресле за журнальным столиком и переждав восторженный рев зала, Никита Сергеевич скромно сообщил, что вообще-то не такой уж он и гений:

- Во время такого же вечера в Киеве ко мне пришла записка: «Мы заплатили деньги на гения посмотреть, и чё?» Я призадумался. Интересно, что мне нужно сделать, чтобы быть похожим на гения в понимании этого человека? Выйти на сцену без штанов, что ли?

С этого момента отношения между публикой и Михалковым установились вполне демократичные. Зрители отправляли режиссеру записки и задавали вопросы с места, а один подвыпивший мужчина с галерки даже вступил с ним в дискуссию. В итоге общение с дончанами продлилось больше трех часов.

В ДЕТСТВЕ ПРОКЛИНАЛ ПРОДАВЩИЦУ

- Вы происходите из знаменитой семьи. Чувствуете себя баловнем судьбы?

- Не хочу бить себя в грудь и кричать, что сам всего добился. Но просто вы поймите, что папа за меня фильмы не снимал. Про меня часто говорят: высокомерный, барин. А я считаю: те, кто вкладывает в слово «барин» негативный смысл, сами - холопы в душе. Потому что для них барин - это тот, кто лежит на диване. А для меня - тот, кто несет ответственность за большое количество людей. Презираю артистов, которые кривятся, когда к ним подходят за автографом. Мерзавец! Ты же работаешь для этих людей. Если будешь кривиться, Господь отнимет у тебя талант. Ведь человек не хозяин своего таланта, он только проводник. И как только ты начинаешь считать, что это твоя собственность, проснешься полной бездарностью.

- Правда, что в детстве мама учила вас терпению, заставляя развязывать веревочку на коробке с тортом?

- Да, мама вообще была потрясающим человеком: внучка Сурикова, сибирский характер. Помню, в Столешниковом переулке был самый лучший кондитерский магазин. И вот ты стоишь и смотришь, как продавщица укладывает пирожные в коробку: корзиночку, картошку, эклер... Потом начинает завязывать бечевой, а сама разговаривает с кассиршей. Один узелок, другой. А я смотрю на ее руки, и у меня всё внутри сжимается - знаю, что это всё придется потом развязывать. Потому что если ты возьмешь ножницы, никогда не получишь пирожного. И вот я ковыряю эти узелки вилкой или иголкой и проклинаю эту гадину, которая так завязала.

- У вас есть муза?

- Если у вас есть жена, она должна иметь свое дело, чтобы не лезла в дела ваши. Вообще творчество - это очень одинокий труд. Никто не должен видеть твоих сомнений и страхов. Поэтому единственная моя муза - это воля Божья.

РУССКИЙ С УКРАИНЦЕМ ВСЕГДА ПЕРЕМИГНУТСЯ

- Как вы относитесь к обязательному дублированию фильмов на украинский язык в нашей стране?

- Когда мы летели сюда, в самолете было много украинских газет - и все на русском языке. Потому что там экономические, политические проблемы - не дай Бог не поймут те, у кого есть деньги. Зато вот все фильмы должны быть с украинскими субтитрами. Это всё лукавство! Ну куда мы друг от друга денемся, боже мой! Возьмем простой пример: моргнет русский человек другому русскому хитрым глазком - и всё ясно. С иностранцем такое не получится. Но когда русский и украинец будут стоять на таможне в Бельгии и моргнут друг другу хитрым глазком - тоже всё будет ясно! Хотя у них и разные паспорта. Так что я думаю, единственная польза фильмов с украинскими субтитрами - в том, чтобы студенты, изучающие украинскую письменность, тренировались.

- А вы бы не хотели снять картину о нелегком труде шахтеров Донбасса?

- Нет. Не потому, что я считаю эту тему недостойной, но просто такой фильм должен делать человек отсюда, тот, кто это глубоко знает. Мой взгляд всё равно будет туристическим.

ПОТНЫЕ РУЧКИ ЕВРОПЕЙСКИХ ЛИДЕРОВ

- Почему в большинстве ваших фильмов главные роли исполняют одни и те же актеры?

- Если бы у меня был вахтенный метод работы, то снимались бы всё время разные. Но, согласитесь, было бы странно, если бы я любил и ценил одних актеров, а снимал совершенно других. Коллектив, с которым ты работаешь, - это как семья, к этому так долго идешь, так трудно собрать сочетающихся друг с другом людей, поэтому я и снимал часто одних актеров. А разве это плохо?

- Вас иногда обвиняют в чрезмерной лояльности к современной российской власти...

- Когда президент моей страны, которая только-только начинает подниматься, выходит на трибуну в Мюнхене и смело говорит Америке: «У нашей страны есть свои интересы, и мы собираемся их отстаивать», я испытываю гордость. И вижу, что в зале сидят европейские лидеры, и чувствую, какие у них потные ручки, потому что они тоже так хотят сказать, только им страшно. Мне это возвращает достоинство. Надо быть больным, чтобы избирать того, кого ты не любишь и не понимаешь. Но если я почувствую, что то, чем я занимаюсь, не вписывается в какую-то параболу, я скажу: стоп, ребята, вот сюда не надо. Меня клеймили за «55» (фильм о Путине. - Прим. А.С.). Но ведь после него я снял фильм «12» - далеко не самую елейную картину для сегодняшней власти. Я всю жизнь мечтал уважать тех, кто руководит моей страной. Не получалось!

- Насколько должен быть свободен художник?

- Ровно настолько, насколько он понимает, что такое свобода. Для того, чтобы снять порнографический фильм, достаточно иметь двух людей, которым не стыдно заниматься прилюдно сексом, и режиссера, желательно старого, который может на это спокойно смотреть. И вот мы получим: «О! Вот это да!» Но ведь искусство не в этом. А в том, чтобы ничего не было видно, но чувственность волной лилась в зал.

- Вы как-то сказали, что финансовый кризис - это хорошо для искусства, он очистит его от слабых и бесталанных. А как он повлияет на простого зрителя?

- Один польский писатель сказал очень точную фразу: «В тяжелые времена приходится обходиться без того, о чем наши деды вовсе не догадывались».

БАШМЕТ ПЕРЕДАЛ ЦВЕТЫ ПО-СОСЕДСКИ

Вчера журналистка «Донбасса» Ирина Панская сообщила читателям, что Юрий Башмет, дававший на этой неделе концерт в Донецке, живет рядом с Михалковым и даже бросается в него снежками. Как оказалось, знаменитый альтист и на этот раз не забыл своего соседа. Когда режиссер после долгого общения со зрителями начал раскланиваться, на сцену вынесли огромный букет.

- Эти цветы вам передал Юрий Башмет, выступавший на этой сцене несколько дней назад, - сообщил ведущий.

Михалков был заметно тронут.

- Спасибо Юре! Кто бы мог подумать, что именно вот так вот, в Донецке, он преподнесет мне цветы, - удивился он.

«УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ-2»: ВМЕСТО ИНГЕБОРГИ - ВИКТОРИЯ

Продолжение оскароносной драмы 1994 года вылилось в целую дилогию, состоящую из двух полнометражных фильмов: «Предстояние» и «Цитадель».

Все герои первой части останутся и во второй картине, причем в исполнении тех же актеров, кроме жены Котова - Маруси (ее теперь вместо Ингеборги Дапкунайте сыграет Виктория Толстоганова). Героям ленты придется пройти всю Великую Отечественную, чтобы найти друг друга и попытаться вновь стать счастливыми. Котов после сталинских лагерей попадает в штрафбат, повзрослевшая Надя служит в медсанчасти, а Митя вновь становится на пути бывшего комдива.

Планируется, что фильм выйдет на экраны 9 мая 2010 года.


Алиса СОПОВА. Фото Ольги КОНОНЕНКО.

Вверх