«А зори здесь тихие...»: актеры продолжили судьбы героев

19.06.2009 15:32
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
«А зори здесь тихие...»: актеры продолжили судьбы героев

Накануне 22 июня мы вспоминаем о страшной войне, унесшей миллионы жизней. Уже для нескольких поколений весь ужас того времени передает самый трагический военный фильм - «А зори здесь тихие...» Станислава Ростоцкого по повести Бориса Васильева, снятый в 1972 году. Судьба пятерых девушек, погибших при столкновении с немецкими диверсантами в карельском лесу, заставляет нас замирать от грусти, страха и несправедливости.

Сегодня даже не верится, что старшину Васкова или Женю Комелькову мог сыграть кто-нибудь другой. Но тогда большинство актеров были утверждены на роли случайно, иногда даже вопреки здравому смыслу. Не иначе как рукой Ростоцкого водила сама судьба! Она же и заставила звездный состав прожить так, как это сделали бы их герои.

Лиза Бричкина стала депутатом

Дочь лесника Лиза Бричкина покорила старшину Васкова тем, что тоже чувствовала себя в лесу как дома, знала голоса всех птиц и замечала каждую сломанную веточку.

- Лиза - румяная, бойкая деваха. Кровь с молоком, титьки колесом, - вспоминает актриса Елена Драпеко, которая сыграла эту роль. - А я-то была тогда второкурсница-тростиночка, не от мира сего, занималась балетом, играла на рояле и скрипке. Какая у меня крестьянская хватка?

Из-за этого ее даже хотели отстранить от роли. Но потом высветлили брови, нарисовали рыжие веснушки на лице, вытравили волосы - и оставили.

- Если другие девочки играли как бы самих себя, то мне всю себя пришлось переделывать, - говорит Елена Драпеко.

В результате Лиза Бричкина у нее получилась немного не такая, как в сценарии - более светлая, романтическая. И именно такая она понравилась миллионам зрителей.

Елена часто слышала на улице: «Вон пошла та самая, которая в болоте утопла!» Вскоре после этого она сменила профессию актрисы на административную должность - сейчас она народный депутат и заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре.

- Если бы Лиза не утонула в болоте, а выучилась в техникуме, она тоже стала бы депутатом! - смеется Елена Драпеко.

Женя Комелькова - звезда экрана и жена народного артиста

Самая красивая, веселая и кокетливая, настоящая девушка без комплексов, Женя Комелькова отвлекала внимание немцев от своих боевых подруг то стриптизом у реки, то распеванием песен в лесу. Сыгравшая ее Ольга Остроумова - единственная из пятерых актрис, для  которой этот фильм не был дебютом - к тому времени она уже сыграла десятиклассницу Риту Черкасову в фильме «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого. Режиссер очень захотел увидеть молодую актрису и в этом фильме.

По сценарию Женя должна была быть рыжей, и это - важная составляющая ее образа. А Остроумова была блондинкой. Ее несколько раз перекрашивали - и всё время получалось не то. Появились мнения, что она вообще не подходит по фактуре на эту роль. Но Ростоцкий решил рискнуть и выпустил актрису на съемочную площадку такой, какая она была…

После «Зорь» ее творческая судьба сложилась удачнее всех. Остроумова снялась в картинах «Любовь земная», «Судьба», «Гараж», играла в театре. Зрители и сейчас частенько видят ее в сериалах - «Бедная Настя», «Не родись красивой», «Капитанские дети». А еще многие знают актрису как жену Валентина Гафта. Народный артист России положил на нее глаз еще во время съемок «Гаража». Но решился дать волю своим чувствам только в 1995 году, когда Остроумова развелась с Михаилом Левитиным. До сих пор актеры живут в мире и согласии.

Рита Осянина: бизнес-леди и просто хорошая женщина

Круглолицая, с пухлыми губками и большими глазами, Рита Осянина была похожа на ребенка. Но уже пошла воевать, чтобы отомстить за убитого мужа и иметь возможность проведывать маленького сына в городе, рядом с которым расквартирован отряд зенитчиц.

Для актрисы Ирины Шевчук эта роль стала единственной запоминающейся. Зато уж в ней она выложилась в полную силу - когда Рита получила ранение в живот, актриса настолько реально прочувствовала предсмертные муки своей героини, что после съемок ее пришлось откачивать.

Сейчас она мечтает:

- Хочется сыграть нормальную, хорошую женщину, чтобы все рыдали от восторга, что такие бывают.

Пока такой роли ей не предложили, но она не расстраивается и весьма успешно реализует себя в другой сфере - как бизнес-леди и директор фестиваля «Киношок».

Соня Гурвич выбрала тихое служение обществу

Соня - нетипичный для советского кинематографа женский образ. Интеллигентная еврейская девочка, которая ушла на фронт прямо из университета, а лежа в засаде, декламирует стихи. Между прочим, Борис Васильев писал ее со своей жены.

Студентке саратовского театрального училища Ирине Долгановой эта роль принесла моментальную и ошеломляющую славу. Но она поступила вполне в духе Сони - вернулась в провинцию, чтобы работать в горьковском ТЮЗе.

- Я познакомилась с главным режиссером этого театра. Подкупило совпадение его творческой концепции с той, по которой меня обучали в Саратове. От добра добра не ищут: осознав это, я продолжила свою школу в Горьком.

Галя Четвертак пишет детективы

Семнадцатилетнюю девочку из детдома, у которой на войне не выдержали нервы и она с криком «Мама!» выбежала из засады прямиком под немецкие пули, натурально сыграла, как ни странно, благополучная москвичка Екатерина Маркова, у которой родители были, да еще какие: папа - первый секретарь Союза писателей!

«Зори», чего и следовало ожидать, дали мощный толчок ее карьере - вот только не актерской, а писательской.

- Благодаря фильму я тоже стала литератором, как папа, - говорит она. - Впечатлений от поездок накопилось так много, что я написала очерк в журнал «Советский экран». Потом вышли книги «Актриса» и «Каприз фаворита», сейчас работаю над детективными романами.

Федот Васков женился на... немке

Образы погибших девушек в нашем сознании неразрывно связаны с бесстрашным, добрым и по-житейски мудрым старшиной Федотом Евграфычем Васковым, его пышными усами и колоритным оканьем.

Выпускнику ГИТИСа Андрею Мартынову эта роль досталась по чудесной случайности. Вначале она предназначалась знаменитому Георгию Юматову. Но на пробах он больше походил на городского супермена, нежели на крепкого вологодского мужика. И тут ассистентка режиссера вспомнила об одном юноше, которого видела на студенческом спектакле. Поначалу у Ростоцкого были сомнения насчет его кандидатуры, ведь ему тогда было всего 26 лет, а Федоту по сценарию - хорошо за тридцать. Но Мартынова тайным голосованием утвердила вся съемочная группа, в том числе осветители и работники сцены.

После Васкова у актера была еще одна звездная роль - Кирьян Инютин в многосерийном фильме «Вечный зов». А вскоре в его личной жизни произошло парадоксальное событие:

исполнитель ролей советских солдат, ожесточенно воюющих с фашистами, женился на… немке. С Франциской Тун, окончившей МГУ и свободно говорившей по-русски, он прожил несколько лет, но потом они расстались. Считается, потому, что не смогли определиться, в какой стране им жить. У них есть сын, театральный художник, который живет в Германии, и трое внуков.

Болото, обнаженка - всё по-настоящему

Станислав Ростоцкий, сам фронтовик, решил любой ценой добиться полной реалистичности на съемочной площадке. Еще до начала процесса он привез молоденьких актрис в глухую карельскую деревню Сяргилахта, выдал обмундирование и заставил вживаться в роли маршировать, учиться обращаться с оружием, ползать по-пластунски. Если в сценарии написано, что Соня Гурвич натерла себе ноги, значит, так должно было быть и на съемочной площадке.

- Я долго просила дать мне сапоги моего размера, - вспоминает Ирина Долганова, - но Станислав Львович категорически отказал. В итоге я еле ходила из-за жутких мозолей.

Сцена перехода через болото в фильме занимает всего несколько минут, однако для того, чтобы ее снять, приходилось сутками напролет барахтаться в топи. Впрочем, и сам Ростоцкий честно делил все тяготы с актрисами. Каждое утро он, поскрипывая протезом (на фронте режиссер потерял ногу), первым влезал в грязную жижу с присказкой «баба сеяла горох - ох!».

Но самым тяжелым для актрис было даже не грязное болото, а эпизод в бане, где они должны были сниматься обнаженными. В то время подобная сцена могла быть расценена как настоящая порнография, и девушки пытались отговорить режиссера от нее. Но он собрал всех вместе и объяснил: «Поймите, девочки, мне надо показать, куда падают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать».

В итоге фильм у Ростоцкого действительно получился таким трогательным, что он даже сам не смог сохранить хладнокровие. Когда режиссер монтировал отснятый материал, то плакал, потому что ему было жаль девочек.


Алиса Сопова.

Теги: кино, Великая Отечественная война, фильм, актер,

Вверх