"Свинарку и пастуха" Пырьеву подсказала шкатулка. А "Кубанских казаков" - Сталин

17.11.2011 08:10
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Иван Александрович страстно любил и страдал.
Иван Александрович страстно любил и страдал.

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения легендарного кинорежиссера, народного артиста СССР, шестикратного (!) лауреата Сталинской премии Ивана Пырьева. Он создал такие шедевры, как «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки», «Идиот». Те, кто с ним работал, вспоминали, что Иван Александрович мог срывать съемки коллеге, который намедни выиграл у него в преферанс; обматерить артиста, а через минуту обнять его и час терпеливо объяснять, чего добивается в этой сцене; безумно любить и жестоко мстить тем, кто не ответил взаимностью. Несмотря на сумбурный характер и поступки, порой далекие от идеала, Пырьев был идеалистом, о чем говорят лучшие его ленты. Он признавал это и сам. Особенно, когда после смерти Сталина мэтра стали упрекать в идеализации действительности и приклеили ярлык «лакировщика». «Я никогда не отрицал и не оспаривал право других режиссеров и сценаристов показывать жизнь такой, как она есть, - это их дело, - отмечал он. - Но зачем же отнимать у нас право показывать жизнь такой, какой по нашим понятиям и устремлениям она должна быть?»

Расправить крылья помог Киев

Крестьянский сын, рожденный в селе Камень-на-Оби, на Алтае, он рано остался без отца (того убили в драке), а когда мать отправилась на заработки, жил в большой старообрядческой семье деда Осипа Комогорова. С восьми лет мальчик помогал по хозяйству, был пастухом.

Когда Ваня окончил три класса, мать увезла его в небольшой городок Мариинск, где сожительствовала с мелким торговцем фруктами - татарином Ишмухаметом Амировым. Отчим отличался крутым нравом и тягой к спиртному. Однажды, когда он в очередной раз распустил кулаки, мальчик не выдержал и, схватив топорик, кинулся на обидчика. Тот еле ноги унес, спрятавшись в полицейском участке. А Пырьеву ничего не оставалось, как отправиться странствовать.

Юношеский романтизм завел его… на фронт Первой мировой. Иван воевал в составе 32-го Сибирского полка, был дважды ранен, получил Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней. Кто знает, как сложилась бы его жизнь, не заболей он в мае 1918-го тифом. Когда выздоровел, пошел сражаться уже за «красных».

Когда он учился в театральной студии Губпрофсовета, то встретился там и подружился с еще одним будущим светилом режиссуры - Григорием Александровым. Обоих так захватила игра мхатовцев, гастролировавших в Екатеринбурге, что парни отправились в Москву. Там Пырьев вначале актерствовал, а потом приобщился к режиссуре.

Первые ленты Пырьева, снятые в Москве и Ереване («Государственный чиновник», «Конвейер смерти», «Партийный билет»), были «проходными». Прорыву способствовал Киев. Там молодой режиссер не только нащупал свой жанр - музыкальную комедию (помогло, конечно, то, что музыку к фильму «Богатая невеста» написал Исаак Дунаевский), но и нашел вторую супругу - Марину Ладынину. Впрочем, женщины Ивана Александровича - отдельная тема.

Сталин оказался в восторге от комедии и дал приказ выпустить ее на большой экран. За «Богатую невесту» Ладынину и Пырьева наградили орденами Ленина.

Показательно целовал Лучко

Вновь вернувшись на «Мосфильм», Пырьев поставил «Трактористов» (там впервые встретилась «золотая троица» советского кинематографа: Николай Крючков, Борис Андреев и Петр Алейников) и «Свинарку и пастуха», где блистала Ладынина, историю о вологодской свинарке и дагестанском чабане заканчивали осенью 1941-го, когда на Москву падали фашистские бомбы. Пырьев просился на фронт добровольцем. Но его, конечно, не отпустили.

Иван Александрович вспоминал, что идея «Свинарки…» пришла ему в голову, когда, прогуливаясь по Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, купил небольшую шкатулку. «На ней яркими красками, в иконописной манере… были изображены ангелоподобный пастух, играющий на свирели, и босоногая девушка с прутиком, в сарафане, пасущая поросят», - рассказывал режиссер.

Марина Ладынина, Иван Пырьев и Николай Крючков во время съемок комедии Свинарка и пастух.

Марина Ладынина, Иван Пырьев и Николай Крючков во время съемок комедии «Свинарка и пастух».

В 1942-м Иосиф Виссарионович вызвал в ставку председателя Госкино. «Стране нужен фильм о партизанах. Срок исполнения - три месяца», - сказал, как отрезал. Сценарист Александр Прут, который присутствовал на совещании, через сутки предложил сюжет. Нужно было быстро его записать. Поставили два ряда столов с машинистками, и сценарист, проходя из конца в конец, диктовал им сцены, которые затем тут же состыковывались и доделывались. После завершения работы сценарист свалился в обморок... Съемки «Секретаря райкома» шли неподалеку от Алма-Аты. Ровно через три месяца после указания Сталина фильм Пырьева вышел на экраны.

А в 44-м появился «В шесть часов вечера после войны», в финале которого на Красной площади бьет салют в честь победы. Романтик Пырьев твердо знал - так и будет… Четыре года спустя появилась лента «Сказание о земле Сибирской», которая пользовалась огромным успехом... в Японии.

Обожаемый народом фильм о колхозной любви изначально именовался «Веселая ярмарка», но Сталин предложил свой вариант - «Кубанские казаки». Естественно, спорить никто не стал. Кстати, в Клару Лучко, которая играет Дашу Шелест, одновременно влюбились Иван Пырьев и Сергей Лукьянов - исполнитель главной роли. Режиссер даже использовал должностное положение, чтобы показывать Владлену Давыдову (он играл Николая Ковылева), как нужно страстно целовать Клару-Дашу.

Перенес на ногах шесть инфарктов

Пырьев занимался не только съемками. Он был еще директором «Мосфильма», депутатом Верховного Совета, главой Союза кинематографистов СССР, который сам же и основал.

В свое последнее десятилетие Иван Александрович плотно взялся за Достоевского. Экранизировал «Идиота», «Белые ночи», много сил положил на трехсерийный фильм «Братья Карамазовы». Но закончить его не успел: 7 февраля 1968-го, вернувшись со студии, лег, уснул и отошел… Ленту доделывали исполнители главных ролей - Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

Иосиф Маневич, редактор и сценарист, работавший с Пырьевым на «Мосфильме», вспоминал: «Неукротим он был во всём! Никогда не сдавался ни в споре, ни в преферансе, ни в любви, ни на бильярде, ни на съемках, ни в больнице перед лицом смерти. И врачи разводили руками перед всякими его анализами, по показаниям которых он давно должен был умереть».

Вскрытие показало: режиссер перенес на ногах шесть инфарктов.

Амурные стрелы: от Ады до Лионеллы

У Пырьева стало традицией жениться на актрисах и снимать их в своих фильмах.

Первой стала Ада Войцик - самая «старая» (если брать разницу в возрасте) из его любимых. Она была младше режиссера «всего» на четыре года и засветилась в его посредственных «Конвейере смерти» и «Партийном билете». Когда Иван Александрович бросил ее ради Ладыниной, Войцик даже пыталась покончить с собой. Но выжила. Более того, пережила супруга на 14 лет. А вот их сын, Эрик Пырьев, ушел в 39. Как и отец, он занимался режиссурой: в его музыкальной киномонографии «Мелодии Дунаевского» среди прочих снялись вторая и третья жены Пырьева. Как и отца, его подвело сердце….

С Ладыниной режиссер связал себя узами брака не сразу. Некоторое время метался между этим талисманом удачи (Марина сыграла в девяти лентах Пырьева - самых удачных) и первой семьей, где подрастал сын. Но, в конце концов, сдался…

Марина была младше Ивана уже на семь лет. За спиной - неудачный брак с актером Иваном Любезновым. Впереди - годы неимоверной славы. Одно время в начале московской улицы Горького висели два огромных, во весь дом, портрета: на одной стороне - Сталин, на другой - Ладынина.

В 1953-м Ладынина сыграла в фильме супруга «Испытание верности» женщину, от которой уходит муж. А в конце 50-х Пырьев расстался с ней, по уши влюбившись в 19-летнюю Людочку Марченко, снимавшуюся в его «Белых ночах». Марина пыталась удержать его, а он не просто ушел, громко хлопнув дверью, но поставил крест на кинокарьере бывшей. Пользуясь своим авторитетом, Пырьев просто запретил другим режиссерам приглашать Ладынину на роли. И те не посмели ослушаться.

Вторая экс-супруга пережила Пырьева на 35 лет. Она некоторое время играла в Театре-студии киноактера, ездила с концертами. А потом наступило забвение… Лишь когда ей исполнилось 90, вокруг Ладыниной опять забурлила жизнь. Ее наградили премией «Ника» в номинации «За честь и достоинство», газеты и журналы вдруг вспомнили о живой легенде. Второй подобный всплеск наступил лишь после ее смерти 10 марта 2003 года.

А с Марченко у Пырьева не сложилось. Юная красотка, которой режиссер годился в деды, ответила отказом на все его ухаживания.

Последней женой Пырьева оказалась уроженка Одессы Лионелла Скирда, которую режиссер снял в картине «Свет далекой звезды» и последней - «Братья Карамазовы». Между ними было 37 лет и, как она уверяет, «никакой меркантильности, только сочувствие и благодарность за тепло и любовь». В 1967-м Лионелла стала Пырьевой. А спустя три месяца - вдовой… Позже она вышла за актера Олега Стриженова. Став, как и в случае с Иваном Александровичем, третьей его женой.


Андрей Питонов.

Теги: кино, фильм, режиссер, юбилей, культура, народный артист, Мосфильм, СССР, Сталин
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх