Юбилей Веры Алентовой срежиссировала дочь

21.02.2012 08:00
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Вера Алентова и Владимир Меньшов и сегодня сыграют в спектакле «Любовь. Письма».
Вера Алентова и Владимир Меньшов и сегодня сыграют в спектакле «Любовь. Письма».

Сегодня звезде советского и российского кинематографа Вере Алентовой исполняется 70 лет. «К сожалению, так бывает, что актрисам после пятидесяти трудно найти роль, так как чаще их пишут под молодых. А мне повезло, я играю в шести спектаклях, и мне нравится тот материал, над которым я работаю», - говорит актриса, которая и свой юбилей встретит на сцене Театра им. Пушкина, куда пришла в 1965 году. А сыграет она в пьесе Альберта Гурнея «Любовь. Письма», которую поставила ее дочь - актриса, телеведущая и режиссер Юлия Меньшова. Компанию Алентовой на подмостках составит супруг Владимир. Такой вот семейный подряд. Интересно, что судьба ее самой яркой киногероини, Кати Тихомировой из культового фильма «Москва слезам не верит», во многом повторила судьбу самой Веры Валентиновны. Провинциалки, приехавшей покорять столицу, познавшей здесь «прелести» жизни в общаге, радость любви, горечь разлуки… И всё же добившейся хеппи-энда.

Как студентка Вера нашла любовь и карьеру

Она родилась в городе Котлас, что в Архангельской области. Родители были актерами, но отца, Валентина Быкова, Вера не помнит - тот умер, когда ей было всего три года. После этого мама увезла дочь в Украину. Девочка пошла в школу в Кривом Роге, а закончила на Алтае, успев поучиться еще и в Узбекистане. Актерская доля ведь связана со множеством переездов, так что мама с дочерью поскитались по стране. И всё же Вера страстно желала сцены. Потому-то, практически став студенткой Барнаульского мединститута, втайне от мамы, с подачи отчима показала свои способности местному драмтеатру. И была принята в труппу на должность актрисы вспомогательного состава.

Узнав об этом, мама, работавшая в ТЮЗе, устроила дочке разнос. Мало того, что не поставила ее в известность, так еще и образования не имела! Велела: «Иди, работай!». И та отправилась на… меланжевый комбинат. Чернорабочей. Сцепив зубы, кулаки и сердце. И пообещав доказать, что она - талантлива! Сделала это уже в следующем, 1961, году, уехав в Москву и поступив в Школу-студию МХАТа. Там обрела не только профессию, но и любовь, выйдя на втором курсе замуж за студента Володю Меньшова. Неперспективного, по мнению некоторых педагогов.

- Ухаживал я, честно говоря, очень скромно. Денег было мало, поэтому дарил только полевые цветы, веточки вербы да букеты из листьев, - вспоминает Меньшов. - Помогло счастливое стечение обстоятельств. Наш роман разворачивался зимой, а в общежитии как раз шел ремонт, и комнаты последних двух этажей были открыты. Поэтому можно было не гулять в зимнем парке, а просто подняться в одну из комнат и часами сидеть, разговаривать, целоваться… Думаю, что, не будь этого ремонта, всё могло бы сложиться совсем по-другому.

Свадьбу гуляли в общежитии, закатив на 30 рублей пир с шампанским и колбасой для друзей-студентов.

Жили молодые неровно. По окончании училища Меньшова распределили аж в Ставрополь, где он проработал около года. Вернувшись в Москву, где уже начинала блистать супруга, поступил во ВГИК. Каждый обитал в своем общежитии, соединялись лишь, когда соседка Алентовой уезжала к родным. И то приходилось скрываться от бдительного коменданта.

Денег катастрофически не хватало, как и времени друг на друга. Родившаяся дочь и полученная Алентовой квартира не помогли: пара решила расстаться. Не официально, просто пожить порознь. Все эти мучительные три года Меньшов приходил к Вере, забирал маленькую Юлю, гулял с ней, а вечером уезжал. Ни у кого из них за это время не появилось другого. И Владимир снова ее завоевал. На этот раз - навсегда.

- Мы с женой очень разные по темпераменту люди, хотя духовно близки. Она человек по имени «нет», это первая реакция на любое предложение. А я человек по имени «да» - всегда пробую то, что предлагает мне судьба. Считаю, что гораздо страшнее пропустить свой шанс, чем облажаться, - откровенничает Меньшов. - В самом начале наших отношений Вера была очень закрытой женщиной. А сейчас научилась выплескивать всё наружу. Это правильно, я считаю. Когда мы выпускаем весь пар, не злимся друг на друга подолгу, - семья крепче от этого…

Нервная «Москва…»

На счету Алентовой не так много киноработ - около 30. Есть прекрасные роли в советских «Время желаний» и «Завтра была война», постсоветских «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», «И всё-таки я люблю…» Но самая-самая, без сомнения, сыграна в отмеченном «Оскаром» и Госпремией СССР фильме супруга «Москва слезам не верит» (1979). За первый год эту картину посмотрели почти 90 миллионов человек.

А ведь поначалу всё шло через пень-колоду. Меньшов долго подбирал актеров. Роль Катерины предлагал Ирине Купченко, Маргарите Тереховой. Но им не понравился сценарий. Отчаявшийся режиссер решил попробовать снять жену. Чтобы отмести обвинения в «кумовстве», отправил ее на пробы. И даже после того, как худсовет утвердил Веру, относился к ней с повышенной строгостью.

- Он ко мне так придирался, что меня прятали от него и говорили: «Оставь ее в покое!» - уверяет Алентова. - Это было вначале, поскольку Володя очень нервничал. И я волновалась, потому что не понимала, в чем дело. Может, думала, я что-то не то делаю? Это была очень нервная работа…

Вера Алентова с  Алексеем Баталовым в Москва слезам не верит.

С Алексеем Баталовым в «Москва слезам не верит».

Ко всему прочему, Вере не очень нравилась ее уж очень положительная героиня («роль-судьба», как объяснял Меньшов). То ли дело эксцентричная и остроумная Люда (Ирина Муравьева)! Или харизматичный Гоша (Алексей Баталов). Но мир покорила именно Катерина.

- Когда «Москва...» получила «Оскар», Меньшов был невыездной. Тем не менее, наверху одумались и стали выпускать хотя бы меня, - рассказывает Алентова. - Я смотрела наш фильм вместе с людьми разных национальностей (его ведь закупило 150 стран!), и везде реакция была практически одинаковой. Даже на Черном континенте ко мне подходили женщины с кольцом в носу и говорили, что это абсолютно их судьба.

Откровенная «Зависть…»

В 1990 году, спустя более десяти лет после сверхудачной «Москвы…», Меньшов снял супругу в «Ширли-мырли». Фарсовая комедия, где Алентова сыграла несколько ролей, не тронула зрителя. Прошло еще десятилетие и - очередной «выстрел» дуэта, фильм «Зависть богов».

- Роль блистательная! - говорит Вера Валентиновна о своей Соне. - О любви, которая свалилась на человека в уже немолодом возрасте. Это же целый переворот мировоззрения.

Вера Алентова с  Анатолием Лобоцким в Зависти богов.

С Анатолием Лобоцким в «Зависти богов».

Партнером Алентовой по съемочной площадке был сам Жерар Депардье. Впрочем, его роль эпизодическая. А вот с Анатолием Лобоцким, играющим французского переводчика Андре, в которого влюбилась ее героиня, супруга Меньшова пообщалась более чем плотно. Вплоть до обнажения. Сцена, где они предаются страсти в грузовике, получилась настолько натуральной, что когда Анатолий через некоторое время развелся с женой, многие были уверены - из-за Алентовой. И то, что она на 17 лет старше, сплетников не смущало…

- Любую страсть можно показать, не раздеваясь и даже не целуясь. Но поскольку времена изменились (открылись пупки, девочки носят такие мини - трусики видно, а в западных фильмах сплошь обнажаются), наше кино тоже изменилось, - рассказывает Вера Валентиновна. - У публики стали более высокие требования к достоверности и, что гораздо важнее, другая степень доверия. Поэтому, начиная сниматься в фильме «Зависть богов», я понимала, что мне следует преодолеть этот барьер. Хотя пришлось чрезвычайно тяжело. Стеснение в нас было вбито, к тому же было мне уже не 20, не 30 и даже не 40 лет... Меньшов, правда, сказал: «Не переживай - всё, что нехорошо, я уберу, а что здорово, сумею выгодно показать». Этим я успокоилась. Если бы режиссером не муж был, может, вообще бы не согласилась на столь откровенные сцены.

Внешние обстоятельства

- Нужно уметь менять лица и характеры, чтобы ты был неузнаваем. У меня, например, была девятисерийная телевизионная картина «Такая короткая долгая жизнь», где я снималась в роли простой деревенской женщины: репейным маслом мазала волосы, зачесывала их на кривой пробор, оттопыривала себе ушки, а параллельно шел фильм-спектакль «Невольницы», в котором играла совершенно очаровательную, избалованную и очень красивую женщину, - вспоминает Вера Алентова. - Как-то композитор Левитин, написавший для этого сериала музыку, стоя со мной - в этом-то виде с оттопыренными ушками! - на площадке, восторженно произнес: «Видел вчера в «Невольницах» потрясающую красавицу!». «Это я», - вырвалось у меня. Он не поверил...

Но возраст гримом не исправишь. Вот актриса и советует всем женщинам:

- Чтобы оставаться красивой всю жизнь, нужно иметь тот вес, который у вас был, когда вам было 20 лет. Ну, хотя бы в 30. Диетами себя мучить не стоит: организму нужно потреблять все продукты, поэтому полезны и шоколад, и конфеты, и фрукты, и хлеб. Но только в малых количествах. Не стоит забывать и о косметике. Суметь подчеркнуть то, что дала природа - это не грех.

А вот с пластической хирургией нужно быть очень осторожными. Доказано самой Верой Валентиновной, которая накануне 2010 года после подобной процедуры выглядела, мягко говоря, не очень: у нее были видны рубцы у губ, один глаз выглядел больше другого. Сейчас всё уже в норме…

И еще один совет юбиляра, почти по-чеховски: красивым должно быть всё - не только кожа или фигура, но и одежда, духи, интерьер в доме и, конечно, душа…


Андрей Питонов.

Теги: кино, фильм, театр, юбилей, культура, День рождения, спектакль, актриса, Вера Алентова
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх