Четыре "ребенка" Эльдара Рязанова

17.11.2012 18:00
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Четыре "ребенка" Эльдара Рязанова

Создателю фильмов, вошедших в сокровищницу советского кинематографа, исполниось 85 лет. Подарки посыпались на Эльдара Рязанова заранее. В Питере на сцене Александринского театра ему вручили приз «Живая легенда». В родной Самаре - нагрудный знак и ленту почетного гражданина города. «Киношники» сняли документальные ленты (к примеру, Первый канал 18 ноября порадует премьерой «Эльдар Рязанов. Моей душе покоя нет»).

Мэтр, избравший девизом своей жизни слова Марка Твена: «Лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей!», взирает на всё это с немного грустной улыбкой. И уверяет, что никаких торжеств и банкетов закатывать не хочет. «Будет домашний, тихий, спокойный юбилей - в моем московском киноклубе «Эльдар», - поделился он. - Для узкой компании. Приглашу друзей, актеров, у меня снимавшихся». Своими любимыми киногероями он называет тихих, совестливых, интеллигентных, зачастую в материальном плане бедных людей, не потерявших при этом чувства собственного достоинства, сохранивших живую душу. «Такие, как Женя Лукашин из той же «Иронии судьбы», как Новосельцев из «Служебного романа», как Деточкин из «Берегись автомобиля», - перечисляет Эльдар Александрович. - Я не люблю людей кичливо богатых, самодовольных. Свойство истинного человека - это вечное сомнение, а не вечное самомнение. Надо всегда относиться к себе с иронией. Если этого свойства у человека нет - пиши пропало. Я никогда не старался сделать комедию смешной, я старался сделать ее правдивой. А если при этом еще и смешно будет - замечательно!»

Сегодня «Донбасс» расскажет, как создавал Рязанов своих любимых миллионами кинодетей.

В «Карнавальную ночь» затащили силком

Людмилу Гурченко, которую Эльдар Рязанов открыл  в «Карнавальной ночи», он снял потом в «Вокзале для двоих», «Старых клячах» и «Карнавальной ночи-2, или 50 лет спустя».

Людмилу Гурченко, которую Эльдар Рязанов открыл  в «Карнавальной ночи», он снял потом в «Вокзале для двоих», «Старых клячах» и «Карнавальной ночи-2, или 50 лет спустя».

Свою стезю он нащупал благодаря нажиму со стороны руководителя киностудии «Мосфильм» Ивана Пырьева. Тот однажды зазвал молодого режиссера к себе в кабинет, где сидели Борис Ласкин и Владимир Поляков, написавшие сценарий «Карнавальной ночи».

«Как ты относишься к тому, чтобы поставить музыкальную комедию?» - спросил Пырьев невинным голосом и посмотрел на меня. Я понял, к чему он гнет. «С большим неодобрением», - бестактно ответил я», - вспоминает Эльдар Александрович, который к этому жанру не тяготел.

Но скрепя сердце взялся за дело. «Съемки шли невероятно тяжело. Надо было заставить всех слушаться себя. А ведь меня окружали люди именитые, многие - старше и опытнее», - рассказывает Рязанов.

Не прибавили сил и члены худсовета, которым он показал части будущей картины. Их вердикт был: «В корзину!».

«В этот момент я, пожалуй, впервые проявил подлинные черты режиссерского характера. Не раскис, не сник, меня охватили злость, азарт, и я решил, что докажу этим...» - признается юбиляр. Доказал… Исполнительница главной роли студентка Людмила Гурченко стала кинозвездой, а песню про «пять минут» запела вся страна.

«Когда в 2006-м подошла круг­лая дата - 50 лет «Карнавальной ночи», я снял для Первого канала продолжение этой истории. Вряд ли есть в мире другой такой режиссер, кто, начав свою карьеру с какого-то фильма, сделал его продолжение ровно полвека спустя», - отмечает мэтр.

Польский акцент «Иронии судьбы…»

Перевоплотившись  в ленинградскую учительницу, польская актриса покорила  весь Советский Союз.

Перевоплотившись  в ленинградскую учительницу, польская актриса покорила  весь Советский Союз.

«Я человек малопьющий, мой соавтор Эмиль Брагинский вообще непьющий. Просто нам однажды рассказали историю, как один мужичок 31 декабря после бани зашел к друзьям, назюзюкался и отключился. Тогда по предложению одного шутника бедолагу отвезли на Киевский вокзал, дали проводнице десятку, засунули на верхнюю полку общего вагона, и наутро он проснулся в Киеве - с банным портфелем и 15 копейками денег в кармане… Остальное - плод нашего творческого воображения», - так описывает Рязанов идею создания знаменитого новогоднего фильма.

С главным героем особых проблем не возникло. Андрей Мягков из театра «Современник» с первых же репетиций убедил, что именно он - основной кандидат на роль Евгения Лукашина. А вот поиск ленинградской учительницы русского языка, проживающей по знаменитому адресу «3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12», затянулся.

В исполнении одной знаменитой советской актрисы Шевелева выглядела чуточку вульгарно, другую не любила камера, «убивая» красивые черти лица (а ведь в фильме много крупных планов), третья оказалась начисто лишена чувства юмора. И тогда Рязанов вспомнил польскую актрису Барбару Брыльску, которая очень понравилась ему в фильме «Анатомия любви». Позвонил ей в Варшаву, прислал сценарий «Иронии судьбы, или С легким паром!», получил согласие.

«Мы вызвали ее в Москву и устроили кинопробу точно на таких же условиях, как и всем нашим актрисам, - продолжает мэтр. - Ее версия роли оказалась самой убедительной, и мы ее утвердили… Барбара продемонстрировала удивительную деликатность в интимных сценах; в ней угадывалась, как это ни странно, подлинно ленинградская интеллигентность, она подходила по возрасту - годы актрисы и героини совпадали. За ее очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба… Работоспособность Барбары оказалась удивительной - в короткий срок (двухсерийная картина снималась три месяца) она сыграла роль, насыщенную диалогом, на чужом для нее языке».

Как известно, озвучивала главную героиню фильма Валентина Талызина, а песни исполняла Алла Пугачева. Так что роль Нади Шевелевой создана как бы усилиями трех одаренных женщин. «Но весь рисунок роли, ее камертон, душевная наполненность, элегантность психологических ходов были заданы и осуществ­лены польской актрисой», - подчеркивает Рязанов.

«Иронию судьбы» закончили в июне. И шесть месяцев картина ждала, пока наступит новый, 1976 год, а вместе с ним и телепремьера. Зато потом был оглушительный успех и всенародное признание.

Маскировки в «Служебном романе»

Лия Ахеджакова учит героиню Алисы Фрейндлих секретам обольщения.

Лия Ахеджакова учит героиню Алисы Фрейндлих секретам обольщения.

Замечательная комедия, выросшая из пьесы «Сослуживцы», отпраздновала в прошлом месяце 35-летие выхода на экраны. Совместное творение Рязанова и Брагинского с успехом шло на 134 сценах Советского Союза. Эта же пара воплотила пьесу в кино.

Главную мужскую партию, как и в «Иронии судьбы...», исполнил Андрей Мягков, а на роль Мымры-Калугиной режиссер наконец зазвал Алису Фрейндлих, ранее «пролетевшую» мимо его «Гусарской баллады» (пробы проходила, но уступила Ларисе Голубкиной) и «Зигзага удачи» (роль председателя месткома фотоателье, старой девы Алевтины, преобразившейся после встречи с «мухомором» Евстигнеевым, писалась специально под нее, но Алиса Бруновна… забеременела).

«Я знал, что Фрейндлих - великая театральная актриса, но работа в кино - нечто совершенно другое, к чему тогда Алиса Бруновна еще не привыкла, - отмечает режиссер. - В театре всё действие играется за вечер, а кино снимается маленькими отрезками в течение долгого времени, к тому же перепутанными хронологически. Человеку не-опытному трудно перестроиться: сегодня она окрылена любовью к Новосельцеву и приведена в божеский вид, а завтра - угрюмый, в уродливых очках сухарь. Я специально пошел на то, чтобы нарушить все правила. Мы снимали последовательно, длинными заходами, и совсем не делали отдельно крупные планы».

Помогли расставленные на площадке камеры, которые предварительно были хорошо замаскированы. Одновременно съемку вели три-пять операторов. Один брал общий план, другой - средний, остальные разбирали героев персонально. В итоге Фрейндлих чувствовала себя почти как в театре.

Элегантный Олег Басилашвили сумел придать человечности успешному карьеристу Самохвалову, изначально задуманному как однозначно отрицательный персонаж. А Лия Ахеджакова развернулась в роли секретарши Верочки, которая по пьесе - молоденькая длинноногая красотка, мечтающая побыстрей и повыгодней выскочить замуж.

«Мы понимали, - делится Рязанов, - что эти претензии секретарши при занятной внешности Лии дадут новый комедийный эффект. Когда урок Калугиной - как надо завлекать мужчин, какую походку следует выбрать, как одеваться - дает Ахеджакова, это в сто раз богаче, интереснее, сложнее и смешнее».

«Берегись автомобиля»: охота на Смоктуновского

Иннокентий Смоктуновский долго отбивался, но всё же сыграл Деточкина.

Иннокентий Смоктуновский долго отбивался, но всё же сыграл Деточкина.

В главной роли - благородного угонщика машин - Рязанов видел Юрия Никулина. Но артист то и дело уезжал с цирком на длительные гастроли за границу. Тогда режиссер заманил в картину Смоктуновского. Правда, штурмовать Иннокентия Михайловича пришлось, как крепость.

Роль Деточкина (9 ноября в Самаре Рязанов принял участие в открытии памятника этому киногерою) Смоктуновскому нравилась. Но он отказал, сославшись на занятость - как раз играл Ленина сразу в двух фильмах. Эльдар Александрович не сдался - поехал в город на Неве, где шли съемки лент о вожде, сделал пробы. Однако вскоре Иннокентий «убил» телеграммой - состояние здоровья не позволяет сниматься. Нужен длительный отдых. И режиссер вновь рванул в Питер.

«Взяв такси, я отправился в сторону Финляндии, - вспоминает он. - После долгих блужданий по проселочным дорогам, где машина увязала в грязи, я подъехал к дачному поселку, и какой-то парнишка указал на дом Смоктуновского. Когда я вошел, Иннокентий Михайлович спал. Шум разбудил его. Он проснулся - в проеме дверей стоял толстый человек в плаще, с которого стекала вода. Меньше всего он ожидал увидеть в этот момент у себя в доме именно меня. Он не поверил своим глазам, но это не было кошмарным сном, а, как он потом сам говорил, оказалось кошмарной действительностью».

Там-то, на даче, Рязанов заставил актера написать расписку с обещанием, что тот сыграет Деточкина. Этот удивительный документ до сих пор хранится в архивах.


Андрей Питонов.

Теги: кино, фильм, режиссер, юбилей, День рождения, Эльдар Рязанов
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх