Анатолий Соловьяненко-младший: Я бросил петь. Но выполнил завет отца!

25.09.2012 07:04
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Анатолий Соловьяненко-младший:  «В донецком театре до сих пор ощущается присутствие отца».
Анатолий Соловьяненко-младший: «В донецком театре до сих пор ощущается присутствие отца».

Сегодня наш земляк, замечательный человек, всемирно признанный тенор Анатолий Соловьяненко отметил бы 80-летний юбилей. Вчера по этому поводу в донецком оперном театре состоялся вечер памяти. Увы, народный артист СССР, Герой Украины ушел из жизни в 66-летнем возрасте. И всё же в «Донбассе» вы можете прочесть интервью с Анатолием Соловьяненко - младшим сыном певца, который рассказал нам, из-за чего он отказался от вокальной карьеры.

Он, конечно, вернется. Не пройдет и полгода

Наследнику великого певца сейчас 32 года, между тем еще год назад он стал главным режиссером Национальной оперы Украины. «Надо же, как стремительно делает карьеру! - удивляются дончане, которые лично знали старшего Соловьяненко. - Толик в Анатолия Борисовича пошел: такой же работоспособный!»

- Надеюсь, что я действительно похож на отца. Для меня это лучший комплимент! - не стал отрицать Анатолий, когда мы начали общение по телефону (в Донецке он бывает крайне редко, вчера, к примеру, прилетел из Киева, чтобы провести в нашем театре концерт, а уже вечером вернулся в столицу - продолжать подготовку юбилейных мероприятий. - Прим. И.П.). Всегда приезжаю в шахтерскую  столицу с особым чувством: пониманием того, что это родина отца, а значит, и моя тоже; что именно здесь знают и помнят его лучше, чем в каком-либо другом месте земного шара. Вот почему цикл творческих встреч я решил начать в Донецке: пригласил лучших солистов Национальной оперы Украины, а также ведущего солиста Большого театра Олега Кулько, который в течение нескольких сезонов был дублером Анатолия Борисовича в партии молодого Фауста в одноименной опере Гуно. Дончане первыми услышали редкие записи и увидели документальные кадры из архива нашей семьи, на которых отец запечатлен на сцене и вне неё. Сегодня подобная встреча  состоится в Нац
иональной опере Украины, а завтра - в национальной филармонии, где оркестр народных инструментов исполнит народные песни из репертуара Анатолия Соловьяненко. В общем, я задействовал все коллективы, с которыми отец был очень тесно связан.

- А еще, готовясь к юбилею, вы начали перевод записей отца в цифровой формат. Эта работа уже завершена?

- Нет, это длительный процесс, который займет около полугода. Записей очень много, некоторые из них нуждаются в реставрации. Зато потом старые и новые поклонники Анатолия Соловьяненко - я уверен, что число почитателей таланта отца продолжает расти, ведь среди представителей нового поколения есть ценители настоящей музыки - будут с еще большим удовольствием слушать и народные песни, и оперные спектакли в его исполнении.

- А в кругу родных планируете отмечать юбилей?

- Сегодня после театра поедем куда-нибудь и по-ужинаем: мама, мы с женой, друзья семьи… График в эти дни такой насыщенный, что по-другому просто не получится.

- Вы думали над тем, чтобы самому спеть что-то на концертах? Или хотя бы во время семейного ужина? Перечитывала ваши интервью вскоре после смерти отца, в которых вы говорили, что сделаете всё, чтобы тоже петь...

- Довольно долго, на протяжении семи лет, я профессионально занимался голосом и имел серьезную вокальную форму. Но в силу ряда жизненных обстоятельств был вынужден идти зарабатывать. Из-за этого пришлось пожертвовать регулярными занятиями, потому что совмещать было невозможно. С тех пор я больше никогда не пою, потому что прежней вокальной формы, естественно, уже нет, а начни я петь как попало, люди будут думать, что я не стал певцом из-за дефицита таланта. Мне бы этого не хотелось. Что касается семейных праздников, у нас никогда не было принято петь, потому что пение - это профессия, работа. В общем, мы во время застолий не поем.  

- Как думаете, ваш отец был бы разочарован тем, что вы не смогли продолжить его дело, хотя имели все шансы?

- Думаю, он был бы доволен тем, что я сам выстроил свою жизнь - мне же было всего 19, когда отца не стало. Я выбрал профессию, которой сейчас занимаюсь, и достиг определенного успеха. Меня нельзя упрекнуть в том, что всё за меня сделал папа. К тому же, для отца было важно, чтобы сыновья стали профессионалами и любили свое дело. Он говорил: «Не хотел бы попасть на стол к хирургу, который выбрал эту профессию только потому, что его папа тоже этим занимался». Сегодня я счастлив - занимаюсь делом, которое люблю. Часто устаю, потому что у меня в работе не только театр, но и подготовка государственных концертов и официальных мероприятий. Но всё равно прихожу домой с приятным ощущением выполненной работы, а не отвращения к тому, что завтра нужно снова идти к станку. Так что я выполнил его главный завет. Пожалуй, это и есть самое важное в жизни.

Мы, как и родители, живем без скандалов

- Ваш отец не стеснялся называть себя большим артистом, между тем, по воспоминаниям друзей и коллег, всегда оставался простым человеком...

- Это правда. Он обходился без охраны, часто ездил в общественном транспорте и люди могли запросто к нему обратиться. Его же все знали! Что касается «большого артиста», отец считал, что так может называть себя тот, кто осознает, какую большую ответственность возлагает на человека такой «титул». Он говорил: «Вся беда и сила любого большого таланта заключается в том, что президенты, сенаторы и прочие - это выборные должности. Их убирают или назначают. А мы, артисты, избраны Богом, назначены судьбой. И нас нельзя освободить от этой «должности». Я долго не решался сказать, что я большой артист, пока не пришел какой-то период, когда я это почувствовал. Для меня большой артист - не тот, который ездит в экстра-машинах, получает экстра-гонорары и т.д. Большой артист - тот, который имеет уважение своих сограждан, тех, кому он поет, большой артист - тот, который владеет душами людей.

- Детство вашего отца прошло в поселке Победа на окраине тогда еще Сталино... Бывали там?

- Пока не доводилось. Но было бы интересно. Как и осуществить спуск в шахту «Первомайская», где работал мой дед Борис Степанович, и куда студентом-третьекурсником спускался отец, когда проходил горную практику. Думаю, я сделаю это в свой следующий приезд в Донецк.

- Вы как-то рассказывали, что во многом берете пример с отца и в бытовых моментах: тоже стремитесь вести здоровый образ жизни, умеете работать по дому. А что касается взаимоотношений в семье? (Соловьяненко-младший женился три года назад. Детей пока нет. - Прим. И.П.)

- Наши родители - оба с сильными характерами, со своей точкой зрения. Однако у них получалось решать все споры путем договоров. Так что я рос вне ссор и ругани, никогда не был свидетелем скандалов. Конечно, этого нет и в моей семье: перенимаю родительский опыт.

- Ваш старший брат Андрей по-прежнему живет за океаном. Часто видетесь?

- Сейчас, к сожалению, нет: у них с супругой уже трое малышей, так что им не до путешествий. Племянники, кстати, активно поют дома в караоке. Так что, вполне вероятно, Украина еще получит нового певца Соловьяненко!

- А вы, судя по всему, унаследовали от Анатолия Борисовича тесную связь с Украиной: ему много раз предлагали переехать, у вас сейчас наверняка тоже есть возможность жить где-нибудь в благополучной Европе…

- Когда даже всего неделю нахожусь на отдыхе где-то за границей, мне уже становится не по себе - ухудшается настроение, хочется бросить всё и уехать домой. Да, в этом мы с отцом тоже похожи.

Девять фактов из жизни «Шахтерского герцога»

Учился в Донецком политехническом институте, после окончания работал здесь же преподавателем на кафедре инженерной графики.

Часто выступал бесплатно или за мизерный гонорар. Говорил: «На мои концерты приходят простые люди, которые не могут заплатить за билет много, у них нет таких денег, но они любят это искусство, и, думаю, благодаря им оно будет жить».

С песней «Подмосковные вечера» стал лучшим среди иностранных исполнителей конкурса «Неаполь против всех». Ему сразу предложили миллионное турне: надо было проехать с концертами по всем столицам мира и в самом конце получить миллион долларов. Однако певцу с женой Светланой не дали разрешение на выезд из страны: у пары еще не было детей и их сочли кандидатами в «невозвращенцы».

В 1980 году стал лауреатом Ленинской премии, получил 10 тысяч рублей и перечислил их в Фонд мира, хотя сам в это время лежал в больнице с подозрением на рак легких, жена была на последнем месяце беременности младшим сыном Анатолием, а из-за ремонта в новой квартире супруги влезли в долги.

Когда к жене Светлане приходили подруги, великий певец запросто мог пойти на кухню, что-то приготовить и пригласить женщин к столу. Больше всего он любил жарить шашлыки на даче. Хотя сам мясо практически не ел: только овощи, фрукты и рыбу. В семье не было домработницы: убирали и готовили супруги вместе.

Очень любил дарить подарки жене. Часто привозил ей из Италии шубы и драгоценности, а себе - пластинки и книги.

Каждый день, даже когда перестал работать в Национальной опере, после завтрака  обязательно садился к инструменту.

Он был очень прост в общении, и после спектаклей раздавал цветы гримерам, костюмерам. Никогда не интересовался, как он выглядит перед выходом на сцену: настолько доверял людям, с которыми работал.

После смерти врачи обнаружили, что Соловьяненко перенес несколько микроинфарктов.  Тем не менее, он следил за своим здоровьем. Просыпался рано, затем - 40 минут зарядка и легкий завтрак. Никогда не курил, мало пил, хотя прекрасно разбирался в винах.


Ирина Панская.Фото Ольги Кононенко.

Теги: Донецк, Донбасс, Донецкая область, певец, театр, юбилей, Анатолий Соловьяненко, опера, 80-летие Донецкой области
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх