Псковичи ищут своего дедушку Владимира Яшпона

08.05.2012 18:30
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Владимир Яшпон со своей дочерью, мамой Людмилы Гребенниковой.
Владимир Яшпон со своей дочерью, мамой Людмилы Гребенниковой.

В июле прошлого года «Донбасс» рассказал о судьбе фронтовой медсестры Анны Скляр. Ей уже под 90, но Бог одарил нашу землячку из Снежного доброй памятью и очень доброжелательным характером. В поисках сведений о судьбе своего дедушки публикацию «Госпиталь колесил по тылу, а на передовой умирали раненые» на нашем сайте нашли потомки Владимира Яшпона, пропавшего в 1941 году без вести. Эта фамилия упоминалась в одном из эпизодов с оговоркой, что Анна Ивановна не помнила имени главного врача поезда: в те годы, дескать, было принято обращаться друг к другу только по фамилии. Внучка Владимира Васильевича из Пскова обратилась в «Донбасс» с просьбой помочь уточнить у Анны Ивановны, знает ли она что-либо о дальнейшей судьбе главврача…

Оказалось, фронтовики - родные братья

Людмила Гребенникова написала нашей героине: «Уважаемая Анна Ивановна - огромное вам спасибо за то, что вы в интервью озвучили фамилию Яшпон. Может, это был мой дедушка (хочется надеяться на это). Рассказывал ли он вам что-нибудь о своей семье и родственниках? А после 1946 года вы о нем что-нибудь слышали? Были, может, какие-то новости от ваших однополчан? Насколько я знаю, он после войны домой не вернулся. Может, у него новая семья появилась?».

Да, Людмила и ее родные предполагают и такое. Дело в том, что Владимир Васильевич и до войны был дважды женат, мало ли что могло еще накрутиться в судьбе?! Нет никаких обид и непонимания, есть только желание узнать о судьбе деда-фронтовика.

Благодаря Донбассу Анна Скляр узнала, что главный врач ее санитарного поезда прожил в Пскове долгую жизнь. Жаль, что им не довелось пообщаться после войны. У всех - свои проблемы!

Благодаря «Донбассу» Анна Скляр узнала, что главный врач ее санитарного поезда прожил в Пскове долгую жизнь. Жаль, что им не довелось пообщаться после войны. У всех - свои проблемы!

Людмила переслала мне вот эту фотографию своего отца и мамы, еще совсем девчушки. Отвезла я этот снимок Анне Ивановне, но она не узнала на фото своего главврача. Мол, похож, но не он! Что ж, шансы найти дедушку у Людмилы иссякают, но на всякий случай она и ее родственники отправили еще несколько запросов в разные архивы и ждут ответа… А вдруг?

Но когда первое впечатление от публикации улеглось, всё стало на свои места, кроме того, выяснилось, что дедушка Людмилы Гребенниковой был не главврачом санитарного поезда, а начальником санитарного отдела штаба четвертой армии! В этом статусе он и пропал без вести еще 14 ноября 1941-го! А в статье упоминается его родной брат Василий Васильевич. Он родом из Пскова, где сейчас живет Людмила, и, демобилизовавшись, там еще долго прожил. То, что это он, подтверждается и тем, что и Людмила написала, мол, Владимир Яшпон был окулистом, и Анна Скляр рассказывала, что у него была именно эта специальность. Дескать, как правило, главврачами были хирурги или терапевты, а тут - окулист!

Конечно, Людмиле обидно, что пока поиск деда не дал результатов. Но зато наша Анна Ивановна узнала, как сложилась судьба ее главного фронтового начальника. Что он еще немало пожил, сын у него был. Правда, оба они уже умерли, и, как написала Людмила, в этой ветви рода потомков нет.

Оставьте внукам свои мемуары…

Может, Анна Ивановна и этот эпизод переписки с псковичами о Владимире и Василии Яшпонах вставит в свою книжку, которую, представьте, самостоятельно от руки написала для своих потомков?! Причем исключительно для домашнего пользования, ибо книжка откровенная, чужому взгляду не предназначается. В 90 лет узнать что-то новое о судьбе фронтовых соратников - дело по нынешним временам редкое и заслуживает отдельной главки в мемуарах.

Это как бы в противовес тому, о чем писала мне Людмила Гребенникова. В ее письмах есть горькие слова, которыми многие из нас могут себя упрекнуть: о том, что родители и другие её родные были немногословными при воспоминаниях о прошлом, а дети были не слишком любознательными, а теперь, когда стариков нет… «Они не очень посвящали нас во все тонкости своей жизни, мало что рассказывали, - подчеркивает Людмила, - время было, наверное, такое. Все чего-то боялись?!» Ну, да, без вести пропал - не геройски погиб! Людмила о деде всё знает очень схематично. Он женился на ее бабушке в Ленинграде в январе 1926 года, дедушка тогда учился в военной академии. В 1927 году уже в Смоленске, куда его направили служить, родилась ее мама. Но вскоре они разошлись, маме Людмилы тогда было семь лет. Его дочь от второго брака Галина сейчас живет в СПб (так Людмила всё время в переписке называет Санкт-Петербург). Они общаются, но это не дополняет сведений о жизни деда… Все - в поиске. Может, эти подробности еще кого-то натолкнут на воспоминания?!

А вот Анна Ивановна своим внукам даже манускрипт оставила. Те его набрали на компьютере, распечатали, сделали брошюру. Вот она лежит на снимке рядом с фото Владимира Яшпона. А называется - «Просто жизнь».

Если ваши дедушки и бабушки еще живы, помогите и им оставить для вас историю своей жизни: когда спохватитесь что-то узнать, спросить уже будет не у кого!


Валентина Постнова. Фото автора и из семейного архива.

Теги: , война, Донецкая область, Великая Отечественная война, Снежное, поиск, житейская история

Вверх