Скандальная копанка. Погоня за журналистами, приключения в милиции и "сюрприз" от прокуратуры (ФОТО)

08.02.2013 00:28
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Скандальная копанка. Погоня за журналистами, приключения в милиции и "сюрприз" от прокуратуры (ФОТО)

Корреспонденты donbass.ua, попытавшись проникнуть на нелегальную шахту в г. Снежное Донецкой области, стали участниками настоящего детектива.

На заседании исполкома Снежного 6 февраля слушали вопрос сколь скандальный, столь и изрядно поднадоевший властям: копанки. Они давно стали серьезной проблемой. Её и решить сложно - ибо слишком многие получают от незаконной добычи свой куш, позволяющий безбедно существовать организаторам и получать довольно стабильную зарплату жителям депрессивных окрестностей, но и не решать нельзя - изрытые недра злят жителей, поскольку становятся причиной разрушения домов и коммуникаций (и снежнянцы пишут жалобы во все инстанции). Вот и приходится местным властям стоять в позе «чего изволите?», пытаясь угодить и «добытчикам», и рядовым гражданам, чтоб те не стали с вилами штурмовать присутственные места.

А дабы показать всю эффективность работы, почему же не послушать на очередном заседании, как ведется борьба с незаконными разорителями недр. И в очередной раз признать ее удовлетворительной. Отчитавшись: работающих копанок в городе сейчас нет. Однако мы решили проверить - так ли всё на самом деле. И отправились в Снежное.

Эх, дороги... К копанке

Дороги Снежного — это не спетая песня. Трасса, ведущая в сторону Таганрога, сужена сугробами до колеи, на которой сложно разминуться даже двум легковушкам, а ведь по нему в сторону границы с Россией движутся большегрузные фуры.

Что уж говорить об «ответвлениях» от основной дороги. И только одна их них - дорога на окраине поселка Первомайский, проложенная вдоль лесополосы - удивляет ухоженностью. Явно расчищенная тяжелой техникой, посыпанная красной породой, - она привлекает наше внимание.

дорога к копанке

Поворачиваем. Следующая вдоль красивого урочища колея приводит нас, как и следовало ожидать, к копанке.

копанка в поселке Первомайский

Картина почти идиллическая. Ветер, срывающий с веток заиндевелых деревьев снежную крупу и лед. Тишина.

мешки с углем у копанки

Мешки с углем. Вполне грамотно оборудованный кустарный копер. Вход в «дырку» (так еще называют нелегальные шахты-копанки). Запасной компрессор для подачи воздуха на отбойные молотки. Крепежные стойки. КамАЗ под погрузкой.

копанка в поселке Первомайский

компрессор

копанка в поселке Первомайский

Рядом стоят легковушки (с луганскими номерами) забойщиков, которые под землей, на глубине 80 метров, добывают уголек. До 10 тонн за смену. За каждую добытую тонну им на круг платят 100 гривен. В смену работает от 6 до 8 углерубов. Бонус: они могут взять себе по мешку угля.

авто у копанки

Быт углерубов примитивно обустроен. Кайбаш, в котором как на заправской шахте каморка для переодевания, душ, буржуйка, обеспечивающая теплом в зимнюю пору. Подведенное (явно незаконно) электричество.

копанка

копанка в поселке Первомайский

Пасторальная картина была нарушена звуковым сигналом: вагонетка наполнена и пора тянуть ее на поверхность. Заработала лебедка - и «добыча», окутанная клубами пара, медленно поползла на-гора, откуда благополучно перекочевала в кузов КамАЗа.

вагонетка с углем

погрузка угля с копанки

Связанные круговой порукой работяги ничего ни о владельцах, ни о хозяевах «бизнеса» предпочитают не говорить. Впрочем, о приезде журналистов своим хозяевам они, как потом оказалось, сообщили.

Факт нелегальной добычи был зафиксирован полностью, и наш «десант» собрался к правоохранителям. Чтобы получить ответ на вопрос: как это так, официально заявляется, что в городе и его окрестностях работающих копанок нет, а тут вот она — вполне себе благополучно и в идиллической тиши качает уголек.

копанка в поселке Первомайский

копанка в поселке Первомайский

Погоня!

При выезде на трассу мы увидели экзотически выглядевший в этих местах белоснежный «Лексус». Мельком отметили, что водитель двигавшегося по «встречке» внедорожника притормозил перед нашей машиной и подался вперед, пытаясь рассмотреть пассажиров. Но особого значения этому не придали - ровно до тех пор, пока не стало ясно, что чудо японского автопрома развернулось и плотно «присело» нам «на хвост». Началась погоня. Самая настоящая, как в детективе.

Лексус едет за Ланосом

Мы пытались «оторваться» от преследователя, совершали хитрые маневры, а внедорожник несколько раз пытался прижать нас к обочине и следовал за нами как приклеенный. Через Снежное, Первомайский и снова Снежное... Только один раз у водителя, видимо, сдали нервы, и он «нырнул» под запрещающий знак на дорогу с односторонним движением... Чтобы снова «вынырнуть» уже почти в центре города и сопроводить нас почти до порога милиции.

Стоит отметить, что во время этого преследования на мобильный телефон собственного корреспондента газеты «Донбасс» Валентины Постновой поступил звонок из местной прокуратуры. Собеседник настойчиво интересовался, почему наша коллега ездит по Снежному и была ли у копанки. Валентина, не мудрствуя лукаво, ответила вопросом на вопрос: «На воре и шапка горит?» Ведь, удивительное дело, мы пытаемся оторваться от внедорожника, еще никуда не успели сообщить о сложившейся ситуации, а прокуратура уже в курсе. Откуда?

А «ралли» по бездорожью было в разгаре. Столь пристальное внимание нас изрядно разозлило. Понимая всю криминальность нелегальной добычи угля, мы вполне обоснованно опасались за свои жизни. Ведь «зажать в клещи» на узкой дороге двумя внедорожниками наш «Ланос» труда не составит, а перспектива разборок с «дырочниками» нас не прельщала. Известно, чем таковые заканчиваются... Поэтому мы «рванули» в горотдел милиции и рассказали об инциденте начальнику Снежнянского ГО ГУМВД Украины в Донецкой области Юрию Чернухе. И сразу же получили настойчивое предложение написать заявления. А вот дальше начался театр абсурда.

«Мы люди нормальные!»

Во время пояснений в кабинет к следователю милиции (лицу, в общем-то, процессуально независимому) зашел начальник ОБЭП и радостно сообщил: личность человека, который нас преследовал, установлена и его вызвали для пояснений (мы не стали ему говорить, что еще в процессе преследования наши источники помогли выяснить, кто является владельцем резвого «Лексуса». Источники утверждают, что это - хозяин копанки Роман З., проживающий в Снежном).

Буквально через несколько минут на мобильный телефон редактора сайта Анны Молчановой позвонил человек, представившийся дежурным горотдела. Он постарался выяснить, где мы находимся, не уехали ли. Когда получил ответ, что мы еще в кабинете следователя, то попросил выйти - чтобы «забрать корешки регистрации заявлений о преступлении» (хотя до этого категорически отказывался это делать — пока нас не опросит следователь). Мы остались в кабинете.

А почему нас настойчиво приглашали выйти - стало ясно довольно скоро. Предполагаемый владелец копанок, угольных площадок и престижного автопарка собственной персоной заявился в кабинет следователя с желанием «прояснить» интересующие его вопросы. Случай по своей беспрецедентности вопиющий. И противоречащий всем нормам действующего законодательства и морали.

Он сказал, что хочет с нами поговорить. Мы, само собой разумеется, отказались. Назойливого посетителя в итоге «попросили» удалиться.

После этого в кабинет зашел начальник следствия Снежнянского городского отдела милиции Андрей Чертков и дежурный ГО. Чертков, прерывая опрос, просил нас на словах рассказать ему о произошедшем, а дежурный напомнил о злосчастных регистрационных корешках. На вопрос, почему человек, который нас преследовал, беспрепятственно ходит по отделению милиции, вразумительного ответа никто не дал.

Впрочем, Роман З., как оказалось, и не думал отказываться от мысли «поговорить по душам». Он поджидал нас у входа в горотдел — но уже сменив «Лексус» на «Акуру». Которая и подперла сзади «Ланос» корреспондента Анны Дроненко. Наверное, чтобы мы не смогли уехать.

Акура подперла Ланос

В диалог с Романом мы вступать не стали (вполне возможно, что он пытался «договориться», заходя издалека: «Ну что же вы, мы люди нормальные! Почему вы подумали, что вас преследовали?»). А также оставили без ответа его вопрос: «Вы для чего сюда приехали: навредить или как?».

Не навредить. А просто понять, под чьим «патронатом» работают все эти нелегальные дырки. Почему их закрывают, а они, как птица Феникс, восстают из «пепла».  Несмотря ни на что.

Крышует кто?

По разным оценкам, ежегодно в шахтерских дырах добывается 5-6 миллионов тонн угля. После длинной цепи посредников этот уголь зачастую оседает на складах государственных угледобывающих предприятий, которые выдавая его за свой, рассчитывают на получение бюджетных дотаций. Ежегодная прибыль этого теневого сектора по подсчетам специалистов исчисляется в десятки миллиардов. Сколько жизней забирают копанки - не считает никто.

уголь из копанки

Правда, в последнее время все больше стали говорить о легализации копанок. Но мало кто, судя по всему, будет стремиться сделать этот вид бизнеса легальным. Ибо помимо правоустанавливающих документов, получение которых требует немалых средств, нужно будет строить шахту, отвечающую определенным техническим параметрам. Официально оформлять на работу людей, платить за потребленные энергоресурсы и налоги, заботиться о соблюдении техники безопасности. Куда проще разрабатывать пласты нелегально, истощая ресурсы, превращая красивые урочища в лунные пейзажи пока «легкий» уголь не закончится. Оставляя за собой заваленную породой природу, нарушенные гидрослои, порванные водоводы и газовые коммуникации, разрушенные дома.

Тем более, судя по всему, владельцы копанок особо не опасаются ни милиции, ни прокуратуры. Как нам по секрету шепнули, «крышу» преследовавшего нас Романа З. искать следует совсем не в Снежном.

Замкнутый круг

А милиция продолжает отчитываться о борьбе с копанками. Как рассказал donbass.ua начальник Снежнянского ГО ГУМВД Украины в Донецкой области Юрий Чернуха, с начала года правоохранителями было зарегистрировано 7 материалов, по трем возбуждены уголовные производства. После их возбуждения на копанках было изъято и вывезено оборудование. По двум делам лица, организовавшие незаконную добычу установлены, по одному — организатора еще разыскивают.

Юрий Чернуха

В милиции сетуют на сложность борьбы с нелегальной добычей угля. И поясняют: все, что находится под землей, фактически кому-то принадлежит. В том числе и угольные пласты. В качестве примера начальник милиции привел ситуацию, которая сложилась на поселке Северном.

«Нам неоднократно жаловались жители поселка на нелегальную добычу угля. Мы выехали, собрали представителей профильных направлений и выяснили: ЧП Грандинвест через налоговую официально выкупило бывший наклонный ходок шахты. Затем получило решение облсовета о выделении горного отвода для добычи угля. Правда, они пока не оформили документы на землю. Вся работа большого коллектива по проверке жалоб свелась к оформлению административного протокола за незаконный захват земли. Как таковая там пока добыча угля не ведется, но люди переживают, что в будущем она начнется», - пояснил начальник милиции.

Все, что может милиция, по словам Юрия Чернухи, это демонтировать надземные постройки и вывезти оборудование, выдав предписание на консервацию копанки владельцу недр. Законсервирует ее владелец или нет — правоохранители не контролируют. Как и не могут к каждой дырке приставить постового. Чтобы охранял от бизнесменов, желающих поживиться дармовым углем.

Консервация же нелегальной шахты - дело дорогостоящее и никто на себя брать эти затраты не желает. Круг замкнулся. И разорвать его никто не хочет. Слишком много людей (по-видимому, и во властных структурах тоже), «присосались» к источнику легкой наживы.

Послесловие

Надо сказать, что жители пос. Первомайский три года назад уже жаловались на незаконную разработку недр именно в этом месте. Выработки, опасались жители, пройдут под поселком, где и без того рушатся дома, а  из-за проседающей почвы рвутся водоводы. Здесь во многих дворах – скважины. Построить её стоит тысяч пятнадцать, для посельчан сумма – огромная! А если из-за подработок вода уйдёт? Кто гарантирует, что этого не случится? Возмущало народ и то, что «дырочники» налогов не платят, людей официально не оформляют, защиты – никакой. Тут проходили настоящие бунты, правда, не только из-за копанки в балке, но и на улице Одорацкого. Так вот, надземные постройки копанки в балке силовики разрушили, но через некоторое время предприимчивые люди восстановили. И на улице Одорацкого шахтёнка продолжает работать!

копанка три года назад

Эту погрузку разрушили после протестов, но она как птица Феникс  - возрождается снова и снова. Фото сделала Валентина Постнова три года назад - 14 февраля 2010 года.

И всё же протесты жителей были не напрасными. Организаторы, проведя работу над ошибками, стали разрабатывать пласт в сторону поля. Логика не хитрая: людей это успокоит, не следует привлекать к себе излишнего внимания, хотя это уже секрет Полишинеля.

Правда, злые языки причиной бунта называют другое: управляющий копанки, дабы задобрить людей, раньше развозил им уголь. Потом — стал смешивать его с породой. Вот, мол, и взбунтовался люд.

Этот экскурс в историю дает четко понять: снести надземные постройки на копанке — совсем не значит решить проблему незаконной добычи угля в этом месте. Главное – подземные выработки, а их легко восстановить. И снова пойдет на-гора дырочный уголь. Одним на «Лексусы», другим - на мешок угля для очага.


Анна Дроненко, Анна Молчанова

Теги: Донецк, Донбасс, Донецкая область, , милиция, журналист, криминал, МВД, прокуратура, уголь, копанка, газета Донбасс
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх