Отец Александр: вернуться из Афгана мне помог Господь

11.02.2009 18:02
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
- Выжить в Афгане мне помогли нательный крестик, молитва и настояния отца, - уверен священник Александр Шипилов.
- Выжить в Афгане мне помогли нательный крестик, молитва и настояния отца, - уверен священник Александр Шипилов.

В канун 20-летия вывода советских войск донецкий священник-«афганец» пообщался с журналистами нашей газеты.

Завтра отец Александр (Шипилов) заканчивает последние приготовления к светлому дню Сретения Господня - престольному празднику Свято-Сретенского храма в Буденновском районе Донецка, где он служит настоятелем. Однако послезавтра сюда придут не только прихожане: впервые порог храма переступят его побратимы - воины-афганцы, вместе с которыми священник когда-то воевал под Файзабадом и Кундузом.

Вспоминать о той войне и делиться страшными подробностями батюшка не любит. Но и просто выбросить Афган из своей головы не может. В конце концов, решение о том, чтобы посвятить себя Богу, он принял именно там, попав в зону военных действий почти случайно:

- Служить я пошел, как всякий обычный молодой человек, в 18 лет. По окончании учебки я должен был остаться там замкомвзвода, однако незадолго до этого «провинился»: был отличником боевой и политической подготовки, но в одном из писем домой - я же не знал, что их читают - написал: «Мама, я настолько устал, что сил нет». И вот ротный, опозорив меня перед всеми, сказал: «За это и ты, и твой брат (мы с Николаем двойняшки, служили вместе) - оба будете долго меня вспоминать!». И сразу из учебки нас отправили в Мукачево, оттуда - в Термез, а потом и в Афганистан, в полк Туркестанского военного округа. Причем если здесь я заканчивал танковое подразделение, то туда меня уже бросили в мотострелковый полк и горную пехоту.

Так в 79-м мы с братом впервые увидели горы и узнали, что такое ветер-«афганец»... Естественно, к такой местности никто из нас не был приспособлен. А в горах не то что воевать - просто двигаться очень трудно. Представьте: вещмешок, гранаты, патроны, тяжеленный автомат, подсумок с магазинами, штык-нож, каска - всё это на себе, и - вверх, по окрестностям Кундуза, где стоял наш полк.

- Вы родились в верующей семье. Наверное, в трудную минуту вам помогала молитва?

- Думаю, что бесстрашных людей нет в принципе, а в тех условиях все были трусами. Лично мне преодолевать всё это помогало одно воспоминание. Когда нас провожали в военкомат, отец-фронтовик сказал: «Я прожил жизнь так, чтобы не опозорить своих родителей. Будьте такими же». А еще помогали крестик и молитва «Живые помощи», пришитые мамой к моей майке. Да, только на Бога мы и могли надеяться, потому что Родина хоть в бой и отправляла, но не поддерживала.

- В Афгане вам пришлось многое пережить - боевые действия, гибель товарищей, ранения. Но в какой именно момент вы решили стать священником?

- Во время привала на пути к Файзабаду мы с товарищем Пашкой Омельницким из Селидова сидели на горке. Тут к нам подошел старшина роты и говорит: «Готовьтесь, сейчас будем форсировать реку». А река горная, настолько быстрая, что здоровенные глыбы сносит течением. Я аккуратно заметил: «Товарищ прапорщик, но ведь вплавь идти нельзя, нужно ждать, пока техника спустится». Как вдруг подъехала самоходка. В нее посадили восемьдесят человек, спустили на воду, и... самоходка перевернулась. В общем, все ребята погибли. И вот Пашка, увидев это, сказал: «Если останемся живы, на гражданке встретимся - нажремся!» Я ответил: «Хочешь - пожалуйста, но я постараюсь посвятить себя Богу». Когда пришел домой, то был настолько опьянен этой свободой, что даже забыл об обещании. Только когда женился, стал постоянно ходить в церковь и пономарить. Но я никогда не думал, что буду священником. Это уже Владыка меня направил. А потом и брат принял сан.

Афганские «картинки» остались в памяти настоятеля Свято-Сретенского храма отца Александра навсегда. Поэтому сегодня, когда к нему приходят родители парней-призывников, батюшка советует им молиться святому Александру Невскому, который когда-то и ему помог вернуться с войны живым.

- Говорят, что у всех побывавших на войне меняется психика...

- Это правда. Я до армии не переносил вида крови. Но когда вернулся из Афгана - перестал. Однажды меня привезли на погребение и говорят: «Мы вам сразу не сказали, что сами боимся смотреть на мертвого в гробу - парень разбился на машине, ему оторвало голову». А вот у меня никаких особых эмоций вид покойника не вызвал. Видимо, в моей нервной системе какой-то сдвиг случился. Как и у всех «афганцев». Только одних Господь пасет - дает возможность выжить там и устоять на ногах здесь, а других… Вот десять лет назад я ездил в Воронеж на встречу с однополчанами. Оказалось, что многие сейчас сидят по тюрьмам, стали наркоманами или пьяницами. Так что я очень благодарен Богу за то, что он помог мне вернуться из Афганистана и остаться нормальным человеком.

ЕДИНСТВЕННЫЙ В ДОНБАССЕ

Как рассказал отец Александр, Свято-Сретенскому храму в этом году исполняется 115 лет:

- После революции эти храмовые помещения приспособили под клуб досуга им. Артема. Но затем всё вернулось на круги своя. И несколько лет назад, когда Владыка поручил мне окормлять этот храм, то сказал, что он будет единственным в нашей области храмом в честь воинов-«афганцев». Послезавтра сюда приедут и участники боевых действий, и родители погибших в Афгане. Думаю, что после панихиды нам будет о чем поговорить...

В этом храме воинов-афганцев всегда ждут с особым чувством.

«В ГОРЯЧУЮ ТОЧКУ - С УДОВОЛЬСТВИЕМ!»

В отличие от звезд шоу-бизнеса, рассказывающих на каждом углу о своем «подвиге» в виде концерта для российских солдат в Чечне или в другой «горячей точке», священники молча отправляются туда и помогают парням выжить.

- Отец Александр, а вы бы сейчас решились отправиться в зону военных действий?

- Да, причем с удовольствием. Знаете, еще со времен Первой мировой войны есть много рассказов о том, что когда убивало командира, боевой дух солдат поднимал священник:  он шел впереди - без оружия, но с крестом, и тем самым вдохновлял воинов на подвиг. А я ведь по себе помню, насколько это важно - получить поддержку во время боя. Вот только сейчас меня ни в какую «горячую точку» не возьмут: у меня шестеро детей.


Ирина Панская. Фото Ольги Кононенко.

Теги: Донецк, , Донецкая область, Афганистан, церковь, православная церковь
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх