Я добыл для Донецка аппаратуру с Байконура!

11.04.2010 14:12
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Ветераны Байконура: Вячеслав Константинович с графиком данных Алексея Леонова и Павла Беляева, а Наталья Владимировна - с книгой своих стихотворений.
Ветераны Байконура: Вячеслав Константинович с графиком данных Алексея Леонова и Павла Беляева, а Наталья Владимировна - с книгой своих стихотворений.

- рассказал «Донбассу» Владимир Масленников, который вместе с женой работал на самом большом космодроме мира

У четы Масленниковых - двадцать лет «космического» стажа. Наталья Владимировна занимала ответственный пост в отделении строительных работ города Ленинска, но находила время и для лирики. Именно на ее стихи написана одна из первых песен о Байконуре. Ну, а Владислав Константинович служил в третьем управлении измерений и математической обработки, пересылая и принимая данные с боевых и космических ракетных комплексов. «Это были очень трудные годы, но мы считаем их лучшими в жизни», - говорят супруги, с которыми «Донбасс» встретился накануне отмечаемого 12 апреля Дня космонавтики.

Любовь среди ветров

Когда 24-летняя дончанка Наталья - свежеиспеченный спец по промышленному и гражданскому строительству - оказалась в Джаксы (в переводе - «хорошо»), поняла, насколько издевательски звучит это название.

- Степь да степь кругом, страшные ветра, привозная вода такая грязная, что в нее добавляли сухофрукты, чтобы хоть как-то можно было пить. Наш стройтрест не только возводил различные здания, но и имел собственную пилораму, производство шлакоблоков. Именно к нам приезжали за материалами строители, корпевшие над каким-то тайным военным объектом по соседству. А вскоре подтянулись и молоденькие лейтенантики. С одним из них, - ласково смотрит она на супруга, - мы живем вместе уже более полувека.

- Байконур, от которого мы были на расстоянии 800 км, начали строить в июне 1955-го, - говорит Владислав Константинович. - Наш инженерно-наблюдательный пункт №8, считающийся частью космодрома, - чуть позже. Таких ИНП было «натыкано» в казахской степи девять, да шесть на Камчатке. Одна часть передавала в другую свои данные касательно запуска того или иного объекта. Потом ленты с информацией собирались и на специальном самолете отправлялись в центр.

Четыре года молодая семья полной ложкой хлебала жесткий климат северо-востока Казахстана.

В марте 1958-го появилась на свет дочь Олечка. Причем рожала Наталья дома: в больнице трубы полопались, а вода замерзала прямо в кувшине.

«Цветы» героям

Сын Сергей у них родился уже в Ростове, где глава семьи в течение пяти лет набирался знаний в высшем ракетно-инженерном училище, чтобы в 1964-м получить назначение непосредственно в Ленинск (в 1995-м переименован в Байконур).

- От железнодорожной станции до города, огражденного двухметровым забором из колючей проволоки, было около четырех километров, - вспоминает Масленникова. - Я была начальником сметно-договорной группы в механизированном отделении строительных работ. Мы рыли котлованы под запуск ракет такой огромной глубины, что находили камни с отпечатками древних листьев. Делали дороги, памятники, посадочную площадку для «Бурана».

Премию за отличный труд ей, почетному строителю Байконура, прислали уже в Донецк.

Вячеслав Константинович работал в вычислительном центре, принимая данные, в частности, от тех, кто занял его место в Джаксы.

- Я приходил в машзал, готовил аппаратуру, запускал тестовые программы. А обработкой информации уже занимались другие, - рассказывает он. - У меня сохранился специальный график, отображающий параметры самочувствия космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева: дыхание, пульс, вестибулярный аппарат.

- Кстати, когда Леонов первым в мире вышел в открытый космос, к нам как раз приехала погостить моя бабушка, - продолжает тему Наталья Владимировна. - И вот стоим мы в толпе (космонавтов после приземления везли в гостиницу, а встречающие выстраивались по трассе, шедшей с аэродрома), видим - едут Алексей с Павлом в открытой машине, держась за поручни. В летных шлемах, но синие от холода - ветер сумасшедший. Мы кричим, поздравляем. Но цветов не бросаем - не сезон. А потом с удивлением читаем в союзной прессе: «Байконур забросал звездных героев цветами».

Вячеслав МАСЛЕННИКОВ в специализированном машинно-вычислительном зале за пультом ЛОТОС 3-А, предназначенным для обработки телеметрической информации.

Вячеслав Масленников в специализированном машинно-вычислительном зале за пультом ЛОТОС 3-А, предназначенным для обработки телеметрической информации.

На космонавтов они, конечно, насмотрелись: и просто на улице, и в учреждениях, и на многочисленных встречах. Это поначалу те казались небожителями. А потом - обычными людьми, признаются супруги.

- Однажды отмечали мы у приятелей какой-то праздник, - рассказывает Наталья Владимировна. - Посидели хорошо, затянули песню. А над ними жил командир авиационного полка, учившийся вместе с Павлом Поповичем. Космонавт пришел в гости и тоже давай выводить украинские песни. Ну, мы не отстаем, заголосили еще звонче… На следующий день подруга, у которой мы были, рассказывает: «Выхожу из квартиры, закрываю дверь, а сверху спускается Попович. «А-а-а, - говорит, - так вот кто с нами соревновался».

Космос не отпускает

Они покинули космодром в начале 80-х. Наталья Владимировна, вернувшись в Донецк, немного поработала в облстате, а потом стала домохозяйкой. А супруг ее устроился в вычислительный центр облисполкома. Да еще умудрился оснастить его… аппаратурой с Байконура!

- В облисполкоме к концу года скопилось много денег, - рассказывает Вячеслав Константинович. - Чтобы лимит не урезали, их нужно было срочно реализовать. Ну, я и предложил обновить вычислительную технику. В Донецке обрадовались удачному вложению, а в Ленинске, куда я дозвонился, - возможности избавиться от прежних вычислительных машин (им как раз привезли новые). Так что какое-то время у нас здесь был кусочек Байконура.

Космос не отпускает Масленниковых. Глава семьи даже работал в опытно-конст­рукторском бюро, которое входило в состав НПО «Энергия». «Были грандиозные планы, превратившиеся в прах после развала Союза», - вздыхает подполковник, который ежегодно ездит в Москву на встречу ветеранов Байконура.

Наталья Владимировна издала книгу стихов «Звезды Байконура». Кстати, именно так называется песня на слова нашей землячки, положенные на музыку композитором Александром Колкером (его произведения звучат в фильмах «Волшебная сила искусства», «Трое в лодке, не считая собаки», «Труффальдино из Бергамо»).

«Где небо чистое всегда
И солнце жаркое,
Где море буйного огня
Цветет над стартами,

Где рядом быль живет
                с мечтой,
До ярких звезд - подать рукой,
Здесь Байконур -
      наш труженик Земной!» -

напевает Масленникова строки, некогда звучавшие во время всех торжественных мероприятий в Ленинске. «Потом уже появились более известные песни о космодроме», - признается дончанка.

Наталья МАСЛЕННИКОВА на площадке №2 в музее Гагарина возле Ивана Ивановича - так называли макет человека, который тоже побывал в космосе.

Наталья Масленникова на площадке №2 в музее Гагарина возле Ивана Ивановича - так называли макет человека, который тоже побывал в космосе.

- Вот бы побывать как-нибудь в тех местах, где и мы внесли свою лепту в освоение космоса, - мечтает Масленников. - Слышал об экскурсиях по бывшему Ленинску, но стоит это тысячу долларов.

- А мне кажется, ехать туда незачем, - размышляет Наталья Владимировна. - Ведь это уже не тот город, который мы знали…

Небесные врата плодородной земли

Байконур (от казахского - «плодородная земля») - первый и крупнейший в мире космодром (позже появились американский мыс Канаверал и китайский Цзюцюань). Занимает площадь 6 717 км! Отсюда отправились в космос первые искусственный спутник Земли и человек, разнообразные пилотируемые корабли, проходят основные запуски на Международную космическую станцию (об очередном «Донбасс» писал в номере от 3 апреля). После распада СССР космодром отошел Казахстану. Арендуется Россией до 2050 года. За это удовольствие наши северные соседи ежегодно «отстегивают» 115 млн. долларов (в счет платы периодически поставляется военная и другая техника), а также 50 млн. - на поддержание инфраструктуры. В прошлом году с Байконура осуществлено 24 запуска ракет-носителей - 32% общемирового количества. На 2010-й запланировано более сорока.

Загорелые молчуны

- Мы все подписывали бумаги о неразглашении того, где работаем и чем занимаемся, - говорит Масленников. - Когда возвращались из отпуска или деловой поездки, билеты брали до «аэропорта Крайний» в специальном кассовом окошке по талонам. А вот когда прилетали в Москву, загорелые, будто с юга (в Ленинске было так жарко, что спали, заворачиваясь в мокрые простыни - о кондиционерах тогда и не мечтали), люди в аэропорту начинали интересоваться: «Откуда рейс? Где так хорошо солнышко припекает?». А байконуровская толпа идет молча. Все удивляются: что за загорелые молчуны?!


Андрей Кривцун.

Теги: Донецк, Донбасс, Донецкая область, Казахстан, праздник, Байконур, День космонавтики, космодром
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх