Иван Кулага разоблачал шпионов, брал Кенигсберг и возрождал военную память Донбасса

09.09.2011 09:00 Комментарии (2)
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Благодаря тому, что Донецкое агентство «Книга Памяти Украины» возглавляет такой неравнодушный человек, как Иван Кулага, тысячи родственников погибших узнали, где сложили головы их любимые.
Благодаря тому, что Донецкое агентство «Книга Памяти Украины» возглавляет такой неравнодушный человек, как Иван Кулага, тысячи родственников погибших узнали, где сложили головы их любимые.

Завтра исполняется 90 лет Ивану Кулаге - настоящей легенде нашего края. Фронтовику, награжденному двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга» и другими. Он - единственный в Донбассе участник боевых действий, являющийся полным кавалером ордена независимой Украины - «За заслуги». Почетный гражданин Донецка. А главное - человек, стараниями которого были увековечены сотни тысяч наших земляков, опаленных пламенем войны.

В «котле» под Рославлем

Он родился в семье колхозников села Нелеповка неподалеку от Дзержинска. Был старшим из восьми братьев. В сельхозтехникуме выучился на агротехника. Летом 1940 года приступил к работе по специальности в родных краях, а 7 апреля 41-го получил повестку в армию. Попал в Туркменистан в отдельный механизированный полк.

- Пару месяцев проучились, несколько раз были на стрельбище. А тут - война, - вздыхает Кулага. - Нас с ходу - в эшелон… Уже в июле мы были под Вязьмой.

Наш земляк бился с фашистами в Калужской и Смоленской областях России, освобождал от них Белоруссию и Польшу, брал Кенигсберг.

- Начинал я мотоциклистом, сидя в коляске с пулеметом, - рассказывает Иван Иванович. - Как-то враг прорвался под Рославлем, и нас бросили закрывать брешь. Идет немецкая пехота - с засученными рукавами, с автоматами. А мы устроились на опушке леса в удобном овраге. И начали поливать их свинцом. Многих врагов  тогда положили. Держали оборону, пока дивизия не вышла из «котла». Потом получили приказ отступать. Катились до Калуги…

В октябре попал в окружение. Фрицы пустили танки по железнодорожному мосту, уперлись дулами нашим в спину.

- Спасением стали «катюши». Дали залп по населенному пункту, где обосновались фашисты. После этого танки превратились в сплав металла. Всё горело: орудия, машины, дома, люди, - машет рукой ветеран. - До 5 декабря мы были в обороне на реке Оке, недалеко от Серпухова. А там и наступать стали.

В феврале 42-го он попал в число тех, кого командир подразделения особого назначения отправил в тыл врага - принять у партизан и доставить немецкого пленника. Приказ был: в бой не вступать, вести себя тише воды, ниже травы.

- Дали хорошее обмундирование: полушубки, валенки, шапки. Двигались только ночью, днем отдыхали, - продолжает Кулага. - Хотя какой там отдых при 30-градусном морозе? Веток наломаем, попадаем на них. Кое-как передремлем - и снова в путь. Добрались до места встречи, всё прошло удачно. Неделю шли назад. Доставили ценного «языка» в штаб 49-й армии, в особый отдел. За выполнение этого задания получил медаль «За отвагу».

Звезда за подбитый танк

Хваткого донбассовца приметили особисты. И приняли в свои ряды, проведя инструктаж прямо в землянке. «Никаких тебе курсов, - уверяет ветеран. - Дали для ознакомления оперативные донесения, сводки... С неделю натаскивали. А потом направили в 564-й гаубично-артиллерийский полк на обслуживание одного из дивизионов. Был там до июня 43-го… Вскоре особые отделы преобразовали в контрразведку «СМЕРШ». Меня отправили для оперативного обслуживания уже в 345-й отдельный саперный батальон, с которым и прошел до конца войны».

Летом 44-го при форсировании реки Березина в Белоруссии немецкие танки прорвались по нашей переправе. Кулага как раз проходил мимо артиллерийской позиции. Попал в самую гущу боя:

- Один снаряд уничтожил почти весь орудийный расчет. Только окровавленный наводчик остался в строю. Кричит «Коля! Коля! Снаряды!». Не видит, что товарищи полегли, сам контужен. Но в горячке боя остановиться не может. Я бросился на помощь... Подаю - он стреляет, еще - опять палит. И сумел-таки подбить танк, после чего два оставшихся повернули.

После этого на его груди засияла «Красная Звезда». Второй такой орден получил за… разоблачение агента немецкой разведки, которая хотела отравить наших бойцов.

Отрава в губной помаде

- До сих пор помню, как ее звали - Татьяна Ивановна Негруленко. Красивая была, - высокая, чернявая. В годы оккупации Винницкой области она являлась агентом гестапо. Была внедрена под видом санитарки в партизанский отряд и предала его. По ее вине погибло шестьдесят человек, - качает головой фронтовик. - Потом она перебралась в Константиновку, устроилась в больницу. И по набору попала в армию, к нам. Немцы дали ей ампулу, чтобы отравила солдат, пробравшись на пищеблок и добавив яд в еду. Но она влюбилась в командира роты - Захарова. Крепко влюбилась. И стала верно служить Советам, даже получила медаль «За боевые заслуги». И всё же была в ней какая-то червоточинка. Стал я проверять Татьяну, вышел на ее темное прошлое. И вскоре из Винницкой области пришло на нее целое дело.

Надо было узнать, какие враждебные намерения она имеет по отношению к 345-му батальону. Кулага вызвал Захарова, рассказал, кем на самом деле является его фронтовая жена.

- Послали ее на передовую, провели осмотр вещей. И в губной помаде я обнаружил ту самую ампулу, - продолжает полковник в отставке. - Лабораторный анализ подтвердил - сильнодействующий яд. Это было уже в апреле 45-го в Кенигсберге, за который шли ожесточенные бои.

Негруленко судили, а ему 15 мая 45-го дали вторую «Красную Звезду». Но он бы с радостью расстался со всеми наградами, если бы можно было вернуть сложивших головы в той войне двух братьев (погибли с разницей в два дня в Прибалтике) и отца (навеки остался в Калининской области).

Битва за прошлое

После войны с января 1946-го по май 1960-го Кулага работал в Управлении КГБ Донецкой и Сахалинской областей. У нас выявил немало бывших прихвостней фашистов, в том числе полицейских, повесивших двух подпольщиков в столице шахтерского края. На Сахалине охотился за американскими и японскими агентами.

Уйдя в запас, трудился в Донецком филиале института металлов, в проектно-конструкторском институте. Был начальником газовой инспекции, занимался подготовкой кадров. А с 1 ноября 1989 года является директором областного отделения поисково-издательского агентства «Книга Памяти». В десятках вышедших томов увековечено около полумиллиона погибших на полях сражений, в госпиталях, в плену, мирных жителей, павших от рук оккупантов, тех, кто ушел после Великой Отечественной…

- Началось всё аж в 1947-м, когда я приехал праздновать День Победы в родную Нелеповку, - делится Иван Иванович. - Стою перед началом митинга у памятника. Читаю на мемориальной доске: здесь захоронено 14 воинов 216-й стрелковой дивизии, погибших 6 сентября при освобождении села. Остальные 76 - неизвестны. Я к военкому, местным властям: «А кто занимался этими неизвестными?». «Никто…». «А где хранятся архивы?». «В Подольске, в Центральном архиве Министерства обороны РФ».

Пока на фронте затишье, можно сделать и фото. 9 сентября 1944 года, Польша. Справа - Иван Кулага, слева - начальник химической службы 345-го саперного батальона Александр Никулин.

Пока на фронте затишье, можно сделать и фото. 9 сентября 1944 года, Польша. Справа - Иван Кулага, слева - начальник химической службы 345-го саперного батальона Александр Никулин.

Кулага отправился в облуправление Всеукраинского общества охраны памятников истории и культуры. Оформил командировку, поднял в Подольске архивы. И выписал всех, кто полег, освобождая Нелеповку. Та рабочая тетрадь у него сохранилась до сих пор. Списки перепечатали, а в селе появился памятник не только освободителям, но и всем нелеповцам, погибшим в годы войны.

- Потом началось установление личностей пограничников, которые воевали в районе Дебальцева, - продолжает он. - Теперь эти имена высечены на мемориальных плитах возле горисполкома. Узнал я и то, что первым Героем Советского Союза, павшим в оборонительных боях за наш край, стал Василий Утин - автоматчик и зам. политрука 95-го пограничного полка, на счету которого десятки убитых врагов. Он погиб под Енакиевом, так что неудивительно, что в одной из школ города (№40) есть диорама битвы Утина за высоту 130. А памятник герою появился в селе Камышатка Шахтерского района, где он перезахоронен в братской могиле.

Инициировал Кулага и сооружение «Блока Памяти» у подножия Саур-Могилы (имена тысячи погибших высечены на десятках плит). Аналогичные появились на горе Артема в Святогорске. А у памятника освободителям Донбасса в Донецке создана Аллея Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.

Юбилей на областном уровне

Иван Иванович по праву считает себя богатым человеком. У него две дочери, три внука, две правнучки, правнук. Множество друзей, невпроворот дел. Он  живет, удивляя энергией и оптимизмом.

Юбилей Кулага будет отмечать в облгосадминистрации. Там он вручит свежеотпечатанную о нем книгу всем 70 приглашенным (готовится к выходу и фильм об этом удивительном человеке). С поздравлениями намерены выступить 18 человек, в том числе власти области, города, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион.

На вопрос, какой подарок хотел бы получить, машет рукой: «Мне всё равно!». Когда спрашиваю о любимом напитке, со смехом говорит: «Огни Москвы»: 100 граммов коньяка и столько же шампанского. Сейчас так не рискую, а раньше - запросто».

Уверяет, что из  интересных встреч, которых в жизни хватало (в том числе со всеми президентами Украины), наиболее запомнилась та, что произошла лет десять назад:

- Когда я был в Святогорском госпитале для ветеранов войны, главврач попросил выступить, рассказав о своей жизни. Зал был переполнен, все слушали очень внимательно. И вдруг, когда сказал, что служил в 564-м артиллерийском полку, одна из женщин хлопает руками и начинает платочком вытирать слезы. По окончании подходит ко мне: «Иван Иванович, вы меня узнаете?». Я присматриваюсь и вскрикиваю: «Маша!». Мы служили с 42-го по 43-й вместе, она была медсестрой. Сейчас живет в Артемовске. Вот такие мгновения особенно ценны...


Андрей Кривцун. Фото автора и из архива Ивана Кулаги.
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх