Сергей Косяк: "Я понимал, что из-за моей церковной принадлежности будет раздуваться тема межконфессионального конфликта"

14.06.2012 16:26 Комментарии (39)
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Сергей Косяк: "Я понимал, что из-за моей церковной принадлежности будет раздуваться тема межконфессионального конфликта"

Личность одного из членов инициативной группы, возражающей против строительства храма в сквере в Калининском районе Донецка, вызвала противоречивые суждения. Сергей Косяк является пастором церкви "Ассамблея Божья". Однако, как считают члены инициативной группы, это не имеет никакого отношения к его общественной деятельности. Тогда как сторонники застройки считают, что именно из-за принадлежности к другой конфессии он стал противиться планам построить православный храм.

Мы попросили Сергея Косяка самого рассказать о его религиозных предпочтениях и о том, что его побудило встать на защиту сквера им. Калинина.

«Я мальчиком еще решил, что когда вырасту, обязательно стану священником»

- К какой конфессии Вы принадлежите? Являетесь ли Вы пастором церкви “Ассамблея Божья”? Это основной вопрос, который сейчас обсуждается в социальных сетях сторонниками строительства православного храма.

- Да, я действительно отношусь к церкви "Ассамблея Божья", я являюсь ее рукоположенным священнослужителем. Эта церковь относится к конфессии христиан веры Евангельской Украины.

- Протоиерей Ростислав Карпусь на своей странице в Facebook упоминает о том, что Вы представились ему православным. Так ли это?

- Я представился ему как человек, который родился и воспитывался в православии. Рассказал о своем детстве: я действительно вырос в православной церкви. И посещал ее не просто как многие прихожане - раз в году. Я был на всех службах каждое воскресенье, был и в середине недели. Меня в четыре утра поднимали, чтобы отвести в церковь. Я мальчиком еще решил, что когда вырасту, обязательно стану священником. Моя бабушка привила мне веру и огромную любовь к Богу.  Для нее важным было, чтобы человек был верующим и чтил Бога. Я воспитывался в этом духе. Когда  стал подростком, посещал не только православный храм, посещал и протестантские церкви, и баптистские церкви - и видел, что разницы в учениях практически нет. Разница в литургии и несущественных доктринах. Для меня более приемлемым все-таки стало протестантское движение.

- Вас обвиняют в том, что давно ведете войну с «традиционными» церквями. Правда, более мирными методами. Прокомментируйте, пожалуйста.

- Это абсолютная неправда, специально раздуваемая теми людьми, которые ищут компромата, чтобы отстоять или защитить их точку зрения о строительстве храма именно в этом месте. Это моя чистая гражданская позиция. Я не ксенофоб, потому что живу в демократической стране. Я всегда иду на диалог с разными конфессиями и сотрудничаю с ними. Меня очень хорошо знают в церковной среде, как человека, который сотрудничает и организовывает межконфессиональные мероприятия с разными церквями.

«Воюю» за сквер начиная с того времени, как там пытались построить магазин»

- В блогах ЖЖ мы увидели такую запись: “О том, что именно Сергей Косяк и его актив пользовали сквер по своему усмотрению можно почитать здесь. http://www.rukapomoshi.org.ua/novosti_4.html Данная странница сайта сейчас недоступна. Расскажите, так как вы используете сквер им. Калинина?

- Это очередная попытка раздуть религиозный конфликт и не более того. На день окружающей среды, когда к участию в субботниках приглашаются разные организации, то, соответственно, пригласили и нас. И мы вышли на субботник как церковь, убирали сквер. Если это оценивать как посягательство на его целостность – то звучит очень глупо.

- Используете ли Вы свой дом “в культовых целях”? Если да, то создаете ли неудобства Вашим соседям? Об этом сейчас говорят в социальной сети “Facebook”. Были ли на Вас жалобы?

- В действительности в доме, где я живу, собираются люди. Мы молимся, поем псалмы, проводим  небольшие литургии.  Жалоб на меня не было. Участковый приходил, спрашивал у людей: есть ли какие жалобы, они говорят: нет. То, что написали в одной из газет, что у нас с утра до позднего вечера танцы-пляски - тоже неправда. В 8 часов вечера у нас заканчивается самая поздняя служба, которая проводится по четвергам. А так у нас служения проходят с 10 утра до 12 каждое воскресенье.

Моя соседка, которая живет напротив меня, является православной верующей и дала интервью, в котором сказала, что  она  тоже начнет подписи собирать, якобы я им мешаю жить. Но на самом деле это было сказано в эмоциях. Недавно мы с ней разговаривали, и она сожалела, что давала это интервью, и мы друг перед другом извинялись. У нас с ней всегда были очень теплые добрососедские отношения, и кто-то их хотел разрушить.

- Как Вы относитесь к людям другого вероисповедания?

- Очень положительно отношусь. С точки зрения моральных принципов, которые есть в каждой религии, они очень положительны. Я всегда стремлюсь к межконфессиональному диалогу. К тому же я вижу огромную роль церкви в нашем обществе, которая действительно исцеляет, вносит моральные ценности в жизнь страны. Если убрать доктрины, которые нас разделяют, а взять моральные ценности религии, то это будет мощный кулак, я бы так сказал.

- Почему Вы “воюете” за сквер и против строительства храма православной общиной Рождества Пресвятой Богородицы?

- Во-первых, я человек, который живет рядом со сквером и «воюю» за него, начиная с того времени, как там пытались построить магазин. Я гуляю в этом сквере с ребенком, и меня хорошо знают местные жители. Я вижу, что здесь есть огромный дефицит территории для прогулок. Жители используют центр сквера, для прогулок детей на велосипедах, самокатах, на роликах. Именно поэтому отстаиваю целостность сквера и выступаю против всякой застройки. Там ничего не "лепится": ни магазин, ни пивная, ни церковь. Это место, которое может быть использовано людьми для активного и пассивного отдыха. Хочу добавить, что наши оппоненты говорят о том, что будет застроена небольшая часть, и зеленая зона не пострадает. Но мы еще пока не научились гулять по деревьям – люди не обезьяны, нам нужны плоские поверхности для прогулок.

- Были ли кроме Вас на общественных слушаниях по скверу, которые состоялись 9 июня, верующие из вашей церкви?

- Было 4 человека, которые обеспечивали техническую поддержку: они носили аппаратуру, следили за порядком и сидели за микшерным пультом для того, чтобы обеспечить работу техники.


«Мне угрожали физической расправой»

- Вы — организатор протеста против строительства храма?

- Нет. Меня нельзя назвать организатором. Я являюсь одним из активистов этого протеста. Я – часть людей, которые выступают против строительства в сквере вообще. Просто каждый  из нас делает, что может: кто-то работает в юридической сфере, кто-то каждое утро убирает в сквере, кто-то разрабатывает проект его реконструкции.

- Ломали ли Вы забор, который ограждал место будущего строительства храма? Если да, то объясните мотивацию этого поступка?

- Лично я своими руками забор не ломал, но сделал призыв к этому. Я не оцениваю произошедшее как ломание забора, я оцениваю это как убирание мусора, который настроили эти люди, как очистку территории, чтобы мы могли ее нормально использовать по назначению. Забор был установлен незаконно. Мы получили официальный ответ из прокуратуры о том, что никаких разрешений на стройку не давалось, разрешительных документов не было. Мы увидели, что нам построили какие-то преграждения, мешающие активному отдыху, и просто убрали их.

- Оказывалось ли на Вас или других членов инициативной группы давление по поводу данной ситуации?

- Мне лично угрожали физической расправой. Многим членам инициативной группы угрожали, что создадут различные проблемы, было административное давление.  Думаю, если мы и дальше будем сопротивляться, а инициаторы застройки не откажутся от своих намерений, то это давление еще больше усилится.

- Каковы Ваши дальнейшие действия в том случае, если на территории сквера все-таки разрешат строительство храма? Примете ли Вы решение суда?

- Есть еще апелляционный суд, есть верховный, есть европейский. Данные действия религиозной общины оцениваются как нарушение конституционных прав. Нельзя реализовывать свои права и желания, ущемляя права и свободы других людей. Мы будем стоять до последнего.

Есть вещи, ради которых стоит жить, а есть вещи, ради которых стоит умереть: я лично настроен, если дело двинется дальше - поставить палатку и объявить голодовку.

Вопрос сквера как территории  уже перерос в большее. Это уже вопрос защиты конституционных прав проживающих здесь людей. Вопрос чести, вопрос того, чтобы голос людей, которые действительно проживают рядом со сквером, был, в конце концов, услышан.


«Донести людям о референдуме нужно объективно»

- Губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий сказал, что он будет рекомендовать мэру Донецка провести своеобразный референдум и узнать мнение буквально каждого жителя по поводу строительства в сквере храма. Как Вы считаете, это поможет погасить конфликт?

- Я считаю, что это очень хорошая идея: узнать мнение людей, которые действительно живут в этом районе. На общественных слушаниях, со стороны сторонников строительства храма, жителей нашего района было не более 20 человек. Я могу ошибаться, но я видел именно столько людей. Мы здесь все друг друга знаем. Хотя за время, сколько я наблюдаю за богослужениями в "Донецкшахтопроходке", больше 10 человек из местных там не видел.

Наши оппоненты говорят, что собрали 450 подписей местного населения в поддержку строительства храма. Но я знаю, каким образом они их собирали. Мне передали, что людям говорили, мол, баптисты захватывают сквер, не хотят, чтобы там церковь была, поэтому подписывайтесь за «наших». Собирали подписи у тех людей, которым в принципе без разницы, что там будет строиться, которые далеки от проблематики сквера. Мое  мнение, референдум –  очень хорошая идея, но донести людям об этой идее нужно объективно. Мы не ущемляем права православных верующих молиться, но действия застройщиков ущемляют наши права использовать территорию сквера по назначению.  А это нарушение статей 13, 23, 24, 35 Конституции Украины. Если решения принимаются в пользу одной группы людей, в лице религиозной общины Рождества Пресвятой Богородицы УПЦ МП, при этом ущемляются права и свободы других людей – это антиконституционно.

- Не считаете ли Вы, что оказались наиболее уязвимым звеном инициативной группы, и именно из-за вашей религиозной принадлежности получилось распространить среди верующих мнение о межконфессиональном конфликте, сектантстве?

- Этот конфликт длится уже много лет. Все это время я помогал советами, консультациями. Я понимал, что из-за моей церковной принадлежности будет раздуваться тема межконфессионального конфликта. Когда была первая информация о том, что будет строиться храм, я с некоторыми защитниками сквера попал на общественные слушания по обсуждению генерального плана Донецка. Тогда одна из наших активисток, на тот момент районный депутат, спросила городского голову Александра Лукьянченко о том, что все-таки будет строиться в сквере. Я точно помню ответ: ничего там строиться не будет, не переживайте. И тогда мы обратились с инициативой переименовать его в сквер Шахтерской славы. И сохранить в тех границах, в которых он существует. Я лично был на встрече с мэром города, мы с председателем Ассоциации семей погибших шахтеров рассказало об инициативе по увековечению памяти погибших горняков. Тогда мэр нам и сказал, что там будет строиться церковь.

Зная настроения людей, я тогда его предостерег, что может разразиться конфликт. Люди настроены агрессивно по отношению к любой стройке. И первый раз от мэра я услышал о том, что это я разжигаю межконфессиональный конфликт. Поэтому все это время старался находиться в тени, чтобы не быть причиной таких разговоров. Однако когда дело коснулась установки забора и мы собрались на акцию протеста, каждый делал то, что мог - кто-то может ломать забор, кто-то может писать плакаты, а я взял в руки мегафон.

«Уже давно сквер убирают местные жители»

- В качестве претензий к Вам представители религиозной общины подчеркивают, что Вы никогда не говорите о том, что они построили в сквере две хорошие детские площадки.

- Первая детская площадка была установлена перед общественными слушаниями по поводу строительства супермаркета. Тогда «Донецкшахтопроходка» на том месте, где его планировали построить, установила детскую площадку. Потом на этих слушаниях представитель «Донецкшахтопроходки», выступил и сказал, что они против застройки. Очень похоже, что выступая как защитники сквера, на самом деле они просто вытесняли своего потенциального конкурента на застройку. Теперь, чтобы задобрить местных жителей, они снова сделали детскую площадку. Мне кажется, что установка обеих площадок мотивирована не заботой о детях, а больше похожа на пиар-акцию.

Далее: никто не замечает, что силами местных жителей были установлены  лавочки и квадратные мусорные урны. Уже давно сквер убирают местные жители. Более того, отдыхающие здесь  перестали сорить как раньше. А представители предприятия убирают в сквере только тогда, когда проводят свои мероприятия.

- Вас в Фейсбуке обвинили в том, что перед общественными слушаниями вы даже не смогли убрать под лавочками, там лежало много всякого мусора. Особенно возмутило наличие использованных презервативов.

- Я думаю, что лежащих презервативов там не было. Мы постоянно убираем в сквере и не разу их не видели. Окурки видели, семечки - это проблема. Сейчас мы будем устанавливать щит с правилами поведения в сквере. Один из аспектов – чтобы не мусорили. И перед слушаниями мы подметали. Возможно, где-то не домели.  Я считаю, что это придирки. Если человек ищет повод, он его обязательно найдет.

Вообще эта волна вызвала такую уникальную инициативу среди местных жителей, что они стали дорожить тем местом, в котором они гуляют и перестали сорить. Ведь им потом здесь нужно будет убирать. Сейчас уже стараются ходить с кулечками, куда скорлупки от семечек бросают. Бутылки бросают обязательно в урны. И предупреждают друг друга о необходимости соблюдения чистоты.

- Вы говорили о том, что предпринимаете социальные инициативы и сотрудничаете с представителями других конфессий. Расскажите об этом.

- Как один из примеров. Мы активно сотрудничаем с представителями других конфессий в подготовке учителей христианской этики. У нас была уникальная возможность провести для учителей курс Христианской этики. Этот совместный проект состоялся при участии Управления образования Донецкой облгосадминистрации, Института последипломного образования, Благотворительного фонда «Рука помощи», который является одной из структур церкви «Ассамблея Божья». Мы привлекли к этому Острожский университе - там преподаватели не просто профессора, там люди духовные. Среди них был священник МП УПЦ, священник КП УПЦ, он же является основным разработчиком учебника, рекомендованного Минобразования, по Христианской этике, это были греко-католики, и римо-католики.  И мне было легко сотрудничать с этими людьми: не зависимо от того, что они представители разных конфессий. Человеческие убеждения основываются на христианских моральных принципах, а не на разнице - кто как молится. Основа лежит именно в христианских моральных ценностях, где мы находим прекрасный диалог в разных конфессиях.

ВОПРОСЫ ИЗ FACEBOOK

Donbass.ua  также передал Сергею  Косяку вопросы, которые размещены в социальной сети Фейсбук в теме "Скажи: Храму - быть!"

«Де Паула Филимон Соарес директор миссии "Ассамблея Божья" на Украине заявляет, что церковь против любых конфликтов. Значит Вы как пастор нарушаете правила вашей церкви? Или представитель другой страны согласен с Вами и разжигает вражду на Украине?»

Я считаю, что пастор Филимон Соарес сказал это, ссылаясь на Библию. В ней написано: по возможности жить в мире со всеми. Если ссылаться на Библию, то Иисус тоже пошел на конфликт, когда выгнал торговцев из Храма. Я не хочу это относить и к этой ситуации, но просто говорю, что если есть возможность жить в мире со всеми, то надо так поступать. Но, выступая защитником сквера им. Калинина против незаконно воздвигнутого забора и сомнительного решения об отчуждения рекреационной земли, я не вижу, что нарушаю какие-то моральные, библейские, христианские принципы.

«В конфликтах вы манипулируете детьми и вкладываете в их руки и уста плакаты и выкрики призывающие к конфликту. А это нарушение Конвенции ООН о правах ребенка и Уголовного кодекса Украины. Вы готовы взять на себя ответственность перед законом за содеянное?»

Это абсолютная неправда, потому что я даже не знал, кто будет держать плакаты, кто их писал. И это были дети, которые являются защитниками сквера. Я думаю, что родители дали им в руки эти плакаты. То, что дети сказали – нет церкви, нет застройке – они еще дети. И много не понимают. Я думаю, что они передают мнение своих взрослых родителей.

«Донецкшахтопроходка» обращалась к вам с предложением помочь сделать общественные слушания более цивилизованными: установить сцену, позволяющую дистанцировать выступающих и не дать возможность разгораться конфликту, установить звуковую аппаратуру и уйти тем самым от раздражающих рупоров. Вы отказались. У Вас была цель создать шумиху и обвинить потом во всех грехах православных людей?»

Такой цели не было. Они действительно предлагали сцену и аппаратуру, но я им сказал, что единственное, что нам нужно – это лавочки. Потому что сцена не нужна. От кого защищаться? В принципе были попытки выскочить вперед, но они происходили не с нашей стороны.  Не было ни одного плаката  сторонников застройки, которые бы порвали местные жители. А со стороны «ревнителей» храма было разорвано два наших лозунга. Ни один защитник сквера не выскакивал вперед, пытаясь отогнать выступающего, а с оппонирующей стороны такие действия предпринимались. Потом еще Юлю Подкопаеву обвинили в том, что она делает замечания буйным «защитникам» веры. Слава Богу за терпение Юли. Когда Левит предложил свою помощь, я сказал, что нам нужны лавочки. Те, которые мы установили, удовлетворили потребности части людей. И как все видели, на них сидели в основном сторонники строительства.

«Понятно, что любое «действо вызывает противодействие» Вы это понимаете. Когда вы начинали войну против православной Церкви вы рассчитывали заработать балы и транш для своей секты у грантодателей? Скажите, вы действительно думали что мы «проглотим обиду» и не встанем в защиту нашей веры?»

Я бы сказал: уважаемые православные: скажите каким образом этот конфликт мне поможет заработать денег? Я, возможно, его бы использовал (смеется). Это одно из глупых заявлений. Это неправда, это ложь, выходящая за рамки фантастики.

«Вы не боитесь Бога?»

Бога очень сильно люблю и боюсь. Сквер - никак не связан с церковью, а тем более с ее деньгами.

P.S. В ближайшее время donbass.ua побеседует и с пресс-секретарем Донецкой епархии УПЦ МП протоиереем Георгием Гуляевым.


Анна Дроненко
Фото: pauluskp.livejournal.com

Вверх