История донецкого транспорта. Часть 3

28.08.2012 15:49
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
История донецкого транспорта. Часть 3

Виталий Скляр подготовил третью часть исследования донецкого транспорта. Совершаем очередной виток эволюции и переходим от трамваев к троллейбусам…

Если в очередности открытия трамвайного движения Донецк отстал не только от остальных городов Украины, но и от городов Донбасса, то троллейбус у нас появился одним из первых. Не успела еще в 1933 году открыться первая в стране линия в Москве, как о необходимости запуска троллейбуса заговорили и в Донецке. Так как троллейбусная сеть  обладает большей гибкостью чем трамвайная, то отследить точно все ее изменения достаточно сложно, но мы попробуем. Как и в случае с трамваями разделим сеть на две половины. Начнем с маршрутов, которые сейчас относятся к  депо №2.

Для этого нам пригодятся схемы движения в центре и на востоке.

Схема развития троллейбусной сети в центральной части Донецка



Схема развития троллейбусной сети в восточной части Донецка

 

Маршрут  № 1

Строительство первой троллейбусной линии в Донецке начали в сентябре 1939 года, а уже  31 декабря состоялся первый пробный рейс. Регулярное движение  на участке от ДМЗ до студгородка открылось 3 января 1940 года. Конечная остановка на студгородке находилась в районе пересечения ул. Артема и пр. Ватутина.



 
Конечная остановка троллейбуса первого маршрута  в районе студгородка

 

Впрочем, долго поработать линии не судилось – началась война. Ненадолго восстановили движение троллейбуса и в период оккупации, это произошло в  апреле 1943 года. После войны работу троллейбуса возобновили к 1 мая 1944 года.

После продления линии до ЖД вокзала (и открытия «двойки») маршрут  не перестал работать, а во второй половине 60-х был продлен до ДонУГИ, но фактически стал резервным. Как основной маршрут использовался в конце 80-х, когда из-за ремонта ул. Артема троллейбус ходил по маршруту ДМЗ - Студгородок. По окончании ремонта маршрут использовался как резервный вплоть до ликвидации разворотного кольца на ДонУГИ в декабре 2009 года. После чего маршрут окончательно исчез с карты Донецка.

Маршрут №2

Дальнейшее развитие троллейбусной сети Донецка началось в 1950-м году, когда была построена линия от Студгородка до Ветки. В 1951 году ее продлили до ЖД вокзала, в таком виде линия сохранилась до сих пор. Единственное изменение коснулось конечной на вокзале, которая до начала 70-х была не у входа, как сейчас, а с левой стороны.

Троллейбусы разворачиваются возле ЖД Вокзала

 

Работу маршрута прерывали на время ремонтов. В конце 80-х на время ремонта ул. Артема был введен маршрут 2а ЖД вокзал – Шахтерская площадь.

Маршрут №3

После войны трамвайное движение по пр. Ильича (Макеевское шоссе) решили не восстанавливать, в 1952 году туда пошел троллейбус.



Троллейбус следует по проспекту Ильича (Макшоссе)

 

К 1 мая 1952 года был открыт маршрут № 3 Студгородок – Молокозавод. В 1957 году он был продлен до макаронной фабрики. В таком виде и существовал примерно до середины 70-х, а потом исчез с карты  маршрутов. Возрождение маршрута произошло в середине 80-х, когда он появился в варианте - ул. Щетинина – Пивзавод, а  затем был продлен до Марии Ульяновой с одной стороны и до мк-на Восточный с другой. Троллейбус продолжал заходить на пивзавод, но только по пути в направлении центра.

Троллейбус третьего маршрута на Восточном (1989 год, фото Кашин П.В.)

 

Такая схема движения сохранялась до начала 2000-х, когда  линия на пивзавод была демонтирована, и маршрут стал просто укороченным 11-м. В основном маршрут использовался как резервный, но с приходом новых троллейбусов появилась возможность сделать на него регулярный выпуск.

Маршрут №4

После запуска третьего маршрута линию продлили по бульвару  Шахтостроителей до проспекта Мира, и новый маршрут получил номер 4 и название «Студгородок – Шахтостроитель». Это произошло  31  августа 1952 года. И если конечная на проспекте Мира никогда не меняла свое местоположение, то конечная в центре перемещалась несколько раз.  На этом мы остановимся поподробнее, тем более что все нижеизложенное касается  всех  маршрутов восточного направления. В 1952 году площади Ленина не было еще и в помине, поэтому  троллейбусы просто поворачивали с Артема на пр. Ильича.


  Троллейбус пересекает современную площадь Ленина

 

В начале 60-х годов схема движения транспорта в районе площади Ленина кардинально  изменилась. Троллейбусы перестали выезжать на Артема и после подъема по Ильича поворачивали налево на Постышева, делали конечную остановку напротив фонтана,


Троллейбус следует к конечной остановке на площади Ленина

 

сворачивали на Комсомольский проспект и объезжали консерваторию сзади. Если присмотреться, на здании еще остались места крепления подвески.

Такая схема просуществовала недолго, и в 1964-м году троллейбусы получили всем  привычную конечную на ул. Горького. В мае 2011 года началась реконструкция  пр. Ильича, и троллейбусы стали временно разворачиваться на площади Конституции. После реконструкции, начиная с октября 2011г, по Ильича осталось движение только вниз, а вверх троллейбусы стали подниматься по пр. Гурова. Старое разворотное кольцо было разобрано. В 90-е существовал и маршрут 4а, который разворачивался на ул. Марии Ульяновой.

Маршрут №6

Как и в случае с трамваем, маршрут №6 стал укороченной версией главного маршрута.  Он появился в конце 50-х годов и назывался «ДМЗ – Шахтерская площадь»,  а вскоре был продлен до железнодорожного переезда в районе Маяка. После строительства путепровода маршрут получил название «ДМЗ – 20-я гор. Больница».

Троллейбус ЗИУ-5 движется по ул. Артема

 

Маршрут №7

Соединить Донецк с Макеевкой электротранспортом планировали еще до войны, и лишь спустя 20 лет идея осуществилась. Только вместо трамвая практически той же трассой пошел троллейбус, это произошло в ноябре 1960 года. С того времени фактически ничего не поменялось, разве что конечная  в Макеевке сменила название с «Трест Червоногвардейскуголь» на «Кинотеатр Космос».

Маршрут № 8.

Маршрут №8 ожидала богатая история. Он был открыт к 7 ноября 1963 года по бульвару Шевченко на участке от ул. Университетской до бульвара Шахтостроителей, а через 2 года продлен до Автомагазина. В те годы облисполкома еще не было, бульвар Шевченко доходил до ул. Университетской, где имелось разворотное кольцо. Еще там поначалу разворачивался и маршрут №5.

 

Троллейбус 8-го маршрута движется вдоль библиотеки Крупской

 

В 1979 году  в связи со строительством Облисполкома маршрут 8-го троллейбуса был серьезно скорректирован. Правда, мысль о его изменении высказывалась еще задолго до этого: в начале 70-х предполагалось вывести линию на пр. Б. Хмельницкого, а затем  в Куйбышевский район. Однако, как и всякая другая здравая идея, она не была реализована, и проекты стали существовать по отдельности. Восьмой маршрут начал ходить, как и сейчас, по ул. 50-ти летия СССР и пр. Мира, но затем поворачивал на Университетскую и по ней следовал до прежней конечной. В этом случае определенная интеграция с 14-маршрутом все-таки существовала. Но вскоре конечную перенесли  на проспект Мира напротив современного БУМа, а потом окончательно продлили до ул. Университетской и маршрут приобрел  современные формы. Но все же он менялся. В 80-х, во время ремонта ул. Артема, маршрут был продлен до ЖД вокзала, а в начале 2000-х его попытались продлить до Кинотеатра Космос, маршрут даже получил номер 23, но нововведение не прижилось. Сейчас  маршрут называется  «ул. Университетская - Свято-Покровский храм».

Маршрут №11

Вас никогда не интересовало, почему маршрут 11 длиннее, чем №12? Все просто, как  и в случае с 10-м маршрутом трамвая, он уже существовал в другой части города. А история нынешнего маршрута №11 началась  в 1974 году, когда линия маршрута № 12 была продолжена по улицам Нижнекурганская, Буденовских партизан и Прожекторная. На пересечении последней с ул. Раздольной и находилось разворотное кольцо. Маршрут назывался «Ул. Горького — Ул. Раздольная» В 1979 году  линию закольцовывают по Раздольной и 301 Стрелковой Дивизии. А в 1982 году (практически одновременно с пуском трамвая 10-го маршрута) линию продляют до мкр. Восточный.



Троллейбус 11-го маршрута на конечной «Ул. Горького»  (1989 год, фото Кашин П.В.)

 

В 1993 году в связи со строительством станции метро «Пролетарская» на пересечении Буденовских партизан и 301 Стрелковой Дивизии, троллейбус стал ходить по сегодняшней схеме, которую вряд ли можно назвать оптимальной…

Маршрут №12

Начал свою историю в 1968 году, когда была построена линия до Ботанического сада. Разворотное кольцо находилось в районе  ул. Горностаевская. В1970-м году произошло соединение троллейбусных систем Донецка и Макеевки (о чем снова начали говорить) и продление линии 12-го маршрута до шахты «Заперевальная». В таком виде маршрут существует и сейчас, только конечная называется «ул. Вышнеградского». На маршруте есть одна машина, которая ходит по расписанию. Правда, судя по всему, в середине 90-х маршрут укорачивался до ул. Марии Ульяновой.

Маршрут № 15

После продления 11-го троллейбуса до Восточного, старая трасса маршрута получила номер 15. Сейчас маршрут называется «ул. Горького – Ул. Щетинина». Маршрут используется крайне редко.

Маршрут № 16

Введен в середине 80-х с названием «Ул. Горького – Мотель». После ликвидации линии на пивзавод на перекрестке было организовано кольцо, куда и перенесена конечная маршрута №16. Используется как резервный.

Маршрут № 22

Появился в июле 1995 года и ходил от ЖД вокзала до Автосалона «Северный». Просуществовал несколько лет, сейчас используется только в качестве резервного.

Теперь о служебных линиях. К ним относятся линии для выезда троллейбусов из депо на маршрут. После переноса восьмого маршрута линия по бульвару Шевченко от 50-летия СССР до Артема используется как служебная. Впрочем, движение с пассажирами по ней осуществляется, когда троллейбус идет в  депо или из него. Также служебная линия имеется на проспекте Мира от Красногвардейского проспекта до бульвара Шахтостроителей, по ней осуществляется выезд троллейбусов из депо №2 по улице Проходчиков. А после того, как площадь Ленина стала единым целым, и до момента открытия депо №2, выезд троллейбусов на конечную ул. Горького осуществлялся по пр. Гурова и ул. Постышева.

Ну и напоследок вспомним об упоминавшемся соединении Донецка и Макеевки. Может это станет сюрпризом, но троллейбусы между Макеевкой и Донецком ходили, правда, не в том объеме, как многим бы хотелось. Макеевский маршрут №5 «Центр – Ботанический сад» выполнял несколько рейсов в день до пивзавода по графику. Также макеевские троллейбусы ездили в Донецк на ремонт. В 1987 году, в связи со строительством объездной дороги, конечную пятерки перенесли, а контактную сеть между городами сняли. Возможно, вскоре она появится снова.


По материалам: www.donjetsk.com

Теги: Донецк, Донбасс, Донецкая область, история, транспорт, 80-летие Донецкой области
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх