- За 22 апреля россияне убили 2 и ранили 1 жителя Донетчины12:00
- Школы Покровской общины получили ноутбуки от БО Save the Children11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Сотрудники ГСЧС привезли 2 тонны гумпомощи жителям Волновахского района15:00
- За 21 апреля россияне убили 1 и ранили 6 жителей Донетчины11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Враг ударил по Украинску, один человек погиб, еще 4 получили ранения15:00
- За 20 апреля россияне ранили 2 жителей Донетчины11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- В РФ заявили о гибели в Донецке "американского военкора" Рассела Бентли15:00
В донецких лабораториях делают вундеркиндов
Почему одному учителю за двадцать лет работы так и не попадется ученик, который знает предмет назубок и щелкает любые задания, как орешки, а другому - что ни год, то сплошные юные гении? Может быть, такой учитель когда-то вытащил счастливый билетик, попал в особенную школу, или знает какой-то секрет? Корреспондент «Донбасса» побывала в двух «лабораториях» по созданию вундеркиндов.
Естественный химический отбор
Уже поднимаясь по ступенькам донецкого лицея «Эрудит», понимаешь, что здесь «плохому не учат» - вдоль стены над лестницей вьется пестрая лента грамот, которые заработали ученики этой школы на всеукраинских и международных конкурсах. А в кабинете химии и вовсе захватывает дух - вместо традиционных учебных плакатов с таблицей Менделеева комнату украшают больше шестидесяти наград, как минимум, всеукраинского уровня. И все их обладатели - воспитанники одного педагога, Татьяны Козловой, заместителя директора по научной работе, заслуженного учителя Украины.
Она работает в «Эрудите» со дня его открытия в 1999 году, и уже среди первой партии лицеистов у нее были победители республиканской олимпиады. Сейчас ее главная надежда - одиннадцатиклассник Эдуард Оленцевич, который в прошлом году стал призером международной Менделеевской олимпиады в Казахстане.
- Один из наших секретов - в отборе. Лицей специализируется именно на олимпиадниках. Присматривать умных деток, своих будущих учеников, мы начинаем с седьмого-восьмого класса. Потом лучшие занимаются у нас в очно-заочной школе, изучают выбранный предмет с вузовскими преподавателями, мы помогаем, консультируем маленьких химиков - по сути, готовим будущих победителей, еще не являясь их учителями. Кроме того, мы проводим турнир-поиск, ребята выполняют и присылают нам конкурсные задания. В области химии в нем каждый год участвует триста-четыреста человек, - рассказывает Татьяна Леонидовна.
В итоге к десятому классу в «Эрудит» попадают ребята, уже хорошо знакомые со своими будущими преподавателями и ориентированные на усиленные занятия конкретным предметом.
- Такие дети должны учиться в специализированных заведениях, в которых для них есть все условия, - считает Татьяна Козлова. - Часто вывести талантливого мальчика или девочку даже на республиканский уровень - непосильная задача для учителя. Для этого нужно быть фанатом своего дела, ведь за дополнительные занятия с учеником государство не доплачивает. А у нас с ребятами дополнительно занимаюсь не только я, но и преподаватели из лучших вузов области. Ведь для того чтобы победить на олимпиаде, нужно знать химию не то что на школьном уровне, а как вы-пускник химического факультета университета.
С учениками Татьяна Козлова - и добрая, и строгая. Эдик Оленцевич считает главным, что этот учитель может к любому найти подход:
- Меня, например, нельзя слишком хвалить, чтобы я не зазнавался и готовился на совесть. И Татьяна Леонидовна не дает расслабиться, но перед самыми соревнованиями напряжение заканчивается, и тогда видно, какая она добрая, заботливая и насколько сильно за нас волнуется.
И в школе - дом, и дома - школа
У Саши Сорокиной из семьдесят второй гимназии просто не было возможности стать плохой ученицей - любимые учителя находятся рядом с ней двадцать четыре часа в сутки. Девочка и сама признает, что в ее толстой стопке грамот со всевозможных олимпиад и конкурсов по украинскому языку и литературе большая заслуга мамы, Валентины Сорокиной, учителя младших классов, и Владимира Харахорина, преподавателя украинского языка и литературы.
- У меня и в школе дом, и дома - школа, - смеется Саша.
Одноклассники часто завидуют ребятам, у которых родители работают в школе, думая, что им легче учиться, можно чего-то не сделать, пропустить урок. Но на самом деле не всё так просто. Если Саша Сорокина приболела, не пришла в школу, то, в отличие от других детей, уж она-то без домашнего задания не останется - мама принесет.
Владимир Харахорин занимается с Сашей семь из восьми лет учительского стажа в семьдесят второй гимназии. Когда начинал читать украинский язык и литературу в этом классе, работал только второй год, и, конечно, говорить о большом опыте не приходилось. Но любому учителю хочется, чтобы именно его воспитанники были лучшими, побеждали в конкурсах, привозили грамоты. И первое же заданное сочинение показало, что шансы на такие «лавры» есть как раз у этой девочки.
- На олимпиадах побеждают не «ботаники», а дети, у которых есть творческая жилка, и очень важно ее заметить как можно раньше. Например, если школьник не обделен художественным вкусом, нужно вовремя направить его талант в литературу или живопись, а не в рисование карикатур на партах и написание трагических статусов в соцсетях. Я стараюсь общаться с ребятами на их языке и с применением современных средств, - поделился секретом Владимир Харахорин.
«Мне всегда есть с кем посоветоваться, и я знаю, что мнение мамы и учителя совпадет», - Саша Сорокина рада тому, что у ее мамы Валентины Сорокиной сложились хорошие отношения с любимым учителем Виктором Харахориным.
И его слова вполне соответ-ствуют действительности: по-просить помощи, узнать домашнее задание, посоветоваться с учителем ребята могут в любое время в социальных сетях или по скайпу.
- На чай мы друг к другу не ходим, но виртуальное общение не прекращается, - говорит учитель.
Олимпиадник должен быть однобоким!
Так в один голос заявили корреспонденту «Донбасса» как в семьдесят второй гимназии, так и в лицее «Эрудит». Оказывается, ребенок, который интересуется только одним предметом, - мечта любого педагога. Но такие мечты сбываются редко.
- Талантливому ребенку нужно еще объяснить, в чем заключается его способность. Но чаще всего ребята долго и трудно ищут себя, мечутся от одного предмета к другому, а это плохо сказывается на результатах. Сейчас я борюсь с хобби Эдика и надеюсь, что химия все-таки победит. Олимпиадник должен быть однобоким, это журналисту надо знать всего по чуть-чуть, - вздыхает Татьяна Козлова.
Инна Мирончик. Фото Ольги Кононенко.
Теги: Донецк, Донбасс, ученик, учитель, образование, Донецкая область, школа, День учителя
- За 22 апреля россияне убили 2 и ранили 1 жителя Донетчины12:00
- Школы Покровской общины получили ноутбуки от БО Save the Children11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Сотрудники ГСЧС привезли 2 тонны гумпомощи жителям Волновахского района15:00
- За 21 апреля россияне убили 1 и ранили 6 жителей Донетчины11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Враг ударил по Украинску, один человек погиб, еще 4 получили ранения15:00
- Детей из Беловодской громады Луганщины приглашают отдохнуть в Карпатах13:00
- За 20 апреля россияне ранили 2 жителей Донетчины11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00