Снежнянский угольный гигант уходит в небытие

22.01.2013 17:47
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
На копре «Ударника» - красная звезда. Именно с этого предприятия началось  в СССР краснозвёздное движение: если звезда горит, значит,  у шахты полный порядок с добычей. И вот шахта-легенда вошла  в свой последний трудовой год.
На копре «Ударника» - красная звезда. Именно с этого предприятия началось в СССР краснозвёздное движение: если звезда горит, значит, у шахты полный порядок с добычей. И вот шахта-легенда вошла в свой последний трудовой год.

На шахте «Ударник» идёт подготовка к сокращению штата. Останется только 500 горняков. И те - без перспектив

О том, что «Ударник» - этот некогда новатор в организации передовых методов добычи и трудового соперничества - терпит крах, речь идёт все последние годы. Предложенная Кабмином к продаже эта шахта так и осталась вне зоны интересов частного бизнеса, чему, впрочем, никто не удивляется. Запасов - крохи, содержание комплекса - дорогостоящее. А инвесторы ищут такие места вложений капитала, чтобы получить выгоду… ещё вчера.

«Чёрное золото» воистину золотое

Такую картину ещё можно наблюдать у людского спуска: одна смена поднялась на-гора, другая идёт к клети. Но промышленные запасы «Ударника» «обнулились», и скоро здесь поселится тишина…

Такую картину ещё можно наблюдать у людского спуска: одна смена поднялась на-гора, другая идёт к клети. Но промышленные запасы «Ударника» «обнулились», и скоро здесь поселится тишина…

В составе ГП «Снежноеантрацит» пока две шахты - упомянутый «Ударник» и «Заря». Себестоимость тонны угля на первой в декабре составляла… шесть тысяч гривен, на остающейся в работе и под крылом государства «Заре» она колеблется около 1,2 тысячи. Председатель теркома ПРУП Александр Качура уточнил, что убытки по «Ударнику» за десять месяцев прошлого года достигли 115 миллионов гривен. Эти деньги не помешали бы «Заре», так и не дождавшейся от Кабмина 33 миллионов, которые тот обещал выделить в прошлом году для зарядки первой восточной лавы на пласте «Гольштейн». Она уже могла бы давать до тысячи тонн в сутки. Всего шахта добывала бы не две с половиной тысячи тонн, как сейчас, а на треть больше.

Если бы «Ударник» мог получать тысячу тонн, о его ликвидации не было бы и речи, а сейчас тут идёт на-гора до полутора сотен тонн. И нет никаких перспектив для развития.

У профсоюза, как решил президиум теркома, не было оснований не давать согласия на технико-экономическое обоснование (ТЭО) ликвидации шахты. Он сумел разве что отсрочить дату увольнений по сокращению штата с 1 января - на март.

Если бы он мог также повлиять на организацию новых рабочих мест, тогда не было бы такой тревоги в горняцком коллективе. Да и во всём городке.

Председатель профкома «Ударника» Владимир Ярошук рассказал, что комиссия по сокращению уже заседала, тщательно проверяя кандидатов на увольнение, стараясь избежать беззакония. Но в основном сейчас все заняты проблемой трудоустройства тех, кого «уходят». А  останется от нынешних 786 человек только около пятисот. Они будут дорабатывать действующую лаву, «Ударнику» запланировано в этом году добыть 40 тысяч тонн угля. Мало, но нет запасов, нормальной техники: здесь добывают уголь комплексом, снятым с производства ещё лет десять назад. Да и горно-геологические условия - аховые.

А потом - через год, два, три? Куда идти работать тем пятистам, что останутся «хоронить» шахту?

Владислав Багрий - гроз,  он двадцать лет проработал  в шахте. Если что, уйдет на пенсию: подземный стаж заработал.  Но переживает горняк, что новых предприятий в Снежном не открывают, куда молодёжи деваться?

Владислав Багрий - гроз,  он двадцать лет проработал  в шахте. Если что, уйдет на пенсию: подземный стаж заработал.  Но переживает горняк, что новых предприятий в Снежном не открывают, куда молодёжи деваться?

«Заря» принимает только «ударников»

Известно, что по распоряжению генерального директора Олега Ивасюка на «Заре» прекращён приём работников со стороны, в первую очередь сюда берут высвобождающихся с «Ударника». Ярошук уточнил, что по возможности переходят туда все, кто хочет: машинисты конвейера и электровоза, сторожа, маляры-штукатуры, стволовые. Есть в резерве и проходчики.

Впрочем, у «Зари» перспективы неплохие, если только государство не будет затягивать с принятием решений и финансированием. Уж коль скоро «Ударнику» конец, то вторую шахту надо развивать ударными темпами, не дожидаясь социального взрыва.

Речь, в частности, идёт о присоединении к «Заре» угольных полей торезской шахты имени Лутугина. Министерство должно принять решение о переносе технических границ между ними. И тогда снежнянцы могут начать осваивать пласты с запасами 4,2 миллиона тонн. Это восемь лет полноценной работы.

За это время, как рассказал председатель профкома «Зари» Виктор Казаков, шахта успеет подготовить вскрывающими выработками западный засбросовый блок пласта «Кащеевский», а это ещё пять миллионов тонн. Тут за счёт собственных средств уже проходят коренной западный штрек, что даст возможность подготовить блок к отработке. И тогда, по идее, на очистные работы уже государство обязано выделить финансы. Можно надеяться, что рабочие места будут. Когда? Дотерпят ли высвобождающиеся с «Ударника» горняки до нового способа зарабатывать на хлеб насущный? Не передумает ли наше непредсказуемое в своих метаниях по реформированию отрасли государство помогать «Заре»?

Ведь не только об угле речь, но и о шахтёрах, которых он кормит.

А рабочих мест нет

Поэтапный план ликвидации «Ударника» предполагает, рассказал Качура, что в январе будет утверждено ТЭО. Это уже выполнено. В апреле Кабмин примет постановление о ликвидации, в мае шахта станет самостоятельным юридическим лицом, к августу будет подготовлен разделительный баланс с ГП «Снежноеантрацит», а в сентябре она перейдет на финансирование через управление по реструктуризации и закрытию угольных предприятий.

По сути, «Ударник» должен быть ликвидирован подчистую, сохранять комплекс сооружений не будет смысла. Находится он в самом центре города, окна мэрии смотрят на админкорпус, копёр… А будут смотреть на развалины?

Горняки просто в шоке от происходящего. И нет никаких надежд, что все эти мощные сооружения ещё пригодятся.

Владислав Багрий, гроз, проработавший здесь 20 лет, называет ситуацию тупиковой:

- В Снежном строятся супермаркеты, кафе. А промышленных предприятий - как было в советское время, когда на месте закрывающихся шахт открылись машиностроительный, станкоремонтный, «Химмаш» и другие заводы - государство не собирается строить. Только разрушается то, что возводилось. Я помню, как половыми досками-сороковками разрушенного ДК имени Островского и учпункта мы крепили лавы. Клуба нет, скоро и шахту разрушат. Что делать молодёжи? Сейчас многие работают на дырках, не зарабатывая пенсий, не имея никаких перспектив на старость.

- Есть у нас частные шахты, - добавил Владимир Ярошук, - но рабочих мест там немного, официально зарплаты платят минимальные, остальное - «в конвертах». То есть налогов в городской бюджет идёт мало, а люди не имеют нормальных отчислений в Пенсионный фонд. Почему горсовет и исполком так пассивно работают над этой проблемой?

Когда городской голова ещё был кандидатом в мэры, шла речь о возрождении керамзитового завода, строительстве мусороперерабатывающего. Конечно, на них весь коллектив «Ударника» не трудоустроить. Но то, что вообще ничего не строится, только добавляет людям безысходности.

Тупиковости, как сказал Багрий. Кстати, его супруга работает в роддоме, детишек, будущих соискателей рабочих мест, снежнянки рожают. В надежде, что всё образуется. Или все покинут родной город?

Новые номера внесут в личные карточки

Рабочие «Ударника» тревожатся по поводу того, что началась замена табельных номеров. Даже в шахтный профком пришли за разъяснениями. Мол, все знают, что примерно за два года до ликвидации шахты «Снежнянская» они тоже менялись, а обернулось это проблемой. При выходе на пенсию горняки… недосчитались этих двух лет стажа. Кто виноват, так и неизвестно.

Александр Качура пояснил ситуацию:

- Сейчас в «Снежноеантраците» чуть больше трёх тысяч работников, а табельные номера вновь принятым присваиваются с… пятизначными числами! Дело в том, что долгое время, когда имелась большая задолженность по зарплате, даже у тех, кто уволился с шахт, сохранялись номера. Сейчас просто идёт их упорядочение, введён единый бухгалтерский учёт в ГП и по шахтам.

В личных делах в отделах кадров сомневающиеся могут всё проверить. С ликвидацией предприятия это не связано, всё законно.


Валентина Постнова. Фото автора.

Теги: Донбасс, , Донецкая область, Снежное, шахта, уголь
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх