"Нужно перестать дубасить друг друга по голове хроникой катастроф"

05.03.2013 16:43
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Президент Польши Александр Квасьневский, министр обороны Евгений Марчук и Лариса Ившина во время вручения Евгению Кирилловичу польского Командорского Креста со Звездой Ордена Заслуги перед Республикой Польша. 2003 год.
Президент Польши Александр Квасьневский, министр обороны Евгений Марчук и Лариса Ившина во время вручения Евгению Кирилловичу польского Командорского Креста со Звездой Ордена Заслуги перед Республикой Польша. 2003 год.

Сегодня вечером в художественно-выставочном центре «Арт-Донбасс» состоится открытие экспозиции лучших снимков фотоконкурса газеты «День»-2012, в котором принимали участие как профессионалы, так и любители со всей страны. А накануне «Донбасс» пообщался с главным редактором «Дня», заслуженным журналистом Украины Ларисой ИВШИНОЙ. О личном и общественном, материальном и духовном.

От маляра - до главреда

- Лариса Алексеевна, какие профессии довелось испробовать, прежде чем стать главным редактором всеукраинского издания? Где пришлось тяжелее всего?

- После того, как я, золотая медалистка, не добрала полбалла на факультет журналистики Киевского университета, решила с подругами пойти... на стройку. Плотники и каменщики, будучи суровыми дядьками, нас, девчонок, наградили особым отношением - не матерились при нас и не курили свои жуткие самокрутки... Проработав два года на стройке, я получила свою первую запись в трудовой книжке: маляр-штукатур четвёртого разряда. Поступив в университет, летние каникулы использовала для подработки. У нас был студенческий отряд проводников. Вот там я увидела реальное состояние экономики периода советского упадка... Впрочем, молодость, а также возможность увидеть страну позволили сохранить хорошие впечатления даже от железной дороги. Мы приезжали ранним утром в Феодосию или Севастополь, убирали свой вагон и целый день были на море! А вечером с улыбками встречали пассажиров... Это время научило меня не бояться жизненных трудностей. А после была журналистика, работа пресс-секретарём. Самой тяжёлой, всё-таки, является работа редактора: это особого рода испытание и ответственность. Но когда ты веришь в то, что делаешь, и любишь людей, с которыми это делаешь, труд перестаёт быть тяжестью.

- Какие проблемы видите в нынешней «четвёртой власти»? Ведь пока её представители жалуются на цензуру, чиновники всё громче высказываются об отсутствии журналистской этики.

- Мне кажется, что в украинской журналистике очень мало произносятся слова: ответственность, взгляды, принципы, гражданская позиция, солидарность... И, соответственно, не так часто практикуются эти понятия. Многие говорят: «Когда изменятся политики, общество, тогда и мы, журналисты, будем лучше...» Это неправильная установка. У журналистики намного больше возможностей быть локомотивной группой, которая поможет обществу измениться. У нас тогда будет больше аргументов говорить чиновникам: «Вы не правы. Вы имеете дело с качественной и ответственной журналистикой, а ведёте себя грубо».

А когда наши коллеги ведут себя безответственно и развязно, часто выдавая хамство за оппозиционность, тогда и чиновники имеют козыри для наступления, заявляя: «Обуздать! Укротить! Задавить!»... Украинская журналистика должна бороться за утраченную атмосферу доверия в обществе, передвинув рубильник, который застоялся на отметке «пасмурно», в сторону ясности.

О личном...

- Ваш супруг - экс-премьер Украины, бывший секретарь СНБО и министр обороны Евгений Марчук. Как уживаются журналист и силовик-политик, люди с разницей в 19 лет?

- Он ещё и бывший руководитель Службы безопасности Украины, первый... Это как раз имеет отношение к тому, как мы познакомились. В то время я работала в первой частной газете - «Киевские ведомости». Нынешний министр образования и науки Дмитрий Табачник, бывший тогда помощником по прессе у премьера Леонида Кучмы, принёс нам информацию скандального характера. Мол, на Кучму готовится покушение, а Марчук об этом знает и никому не докладывает. С Евгением Кирилловичем я тогда не была знакома, но как глава отдела политики выступила против выхода подобного - не аргументированного материала. Редактор же заверил, что Табачник обещал предоставить доказательства и свидетелей в суде - если это понадобится. Статья, оказавшаяся дезинформацией (это было одно из первых проявлений грязных политтехнологий), вышла, разразился скандал. Бывший тогда президентом Кравчук, выслушав доклад Марчука, порекомендовал тому разъяснить Кучме - что к чему. А меня, поскольку я была против этой публикации, попросили взять у главы СБУ интервью.

Меня поразило, что Евгений Марчук, который при имеющейся у него власти, мог разрушить и карьеру Табачника, и газету, согласился прийти к нам в редакцию, чтобы поговорить с журналистами. Так мы и познакомились. Со временем мне предложили пойти работать в Кабинет министров пресс-секретарём премьера, которым стал Евгений Кириллович. И я, ранее отказавшаяся возглавить пресс-службу президента, после раздумья длиной в три месяца, согласилась. А решающим фактором, как бы это пафосно ни звучало, стало то, что я почувствовала за Евгением Марчуком ПРАВДУ, поэтому отважилась. Это был 1995 год, когда задачи перед страной стояли невероятные!

Премьер начинал работать в полседьмого. Уже в восемь принимал министра финансов, затем министра экономики, главу Нацбанка... Постоянно мотался по стране: то что-то валится, то горит, то миллиардные долги своих предшественников России за газ платить, то среди лета в Крыму нет воды. Со временем мы стали общаться не только как начальник и подчинённый. И то, что Евгений Марчук стал моим мужем - это судьба. Мы понимали всё одинаково, невзирая на разницу в возрасте и положении. То же продолжается и сейчас.

Начинала Лариса Ившина как маляр-штукатур  4-го разряда.

Начинала Лариса Ившина как маляр-штукатур  4-го разряда.

От конъюнктурщиков - к сокровищам

- Вы известны не только редакторской, но и просветительской деятельностью, считая, что - цитирую - «многие беды в нашем государстве происходят из-за того, что украинские политики не знают своего прошлого». Как можно привить любовь к прошлому, если очень многие (те же коммунисты или «свободовцы») трактуют его по-разному, а учебники истории переиздаются чуть ли не с каждой сменой власти?

- Да, есть проблема. И должно быть очень много вложенных обществом усилий, чтобы история стала востребованной, модной и перестала быть делом политиков и конъюнктурщиков. История даёт чувство уверенности в современном мире. Ведь борьба идёт не только за нефть и газ, но и за идентичность. Украина стоит на мощном щите идентичности, являясь наследницей Киевской Руси. Мы принадлежим к огромному цивилизационному проекту, но - не познанному. Потому библиотека нашего издания и называется «Украина Incognita». Культурное прочтение истории исцеляет, а не порождает распри…

- Как вы воспринимаете наш край, бывали ли здесь раньше?

- Я была в Донецке несколько раз. Года два назад - на читательской конференции в университете управления, общалась со студентами и преподавателями в национальном университете. Ну, а впервые - пресс-секретарём премьера. Тогда, в середине 90-х, было видно, какая ожесточённая борьба развернулась за ведущие регионы - Донетчину и Днепропетровщину. Во многом это определило дальнейшее развитие событий, ход современной истории. Считаю, что у вашей области - огромный потенциал. Причём не только ресурсный, но и туристический. Все слышали фразу: «Вышел в степь донецкую парень молодой...», а что такое донецкая степь, увы, мало кто знает. Поэтому это нужно показывать, рассказывать о ландшафтных сокровищах, сохранять их.

А ещё нам, как доза психотерапии, нужен украинский аналог «Дискавери». Чтобы не дубасить друг друга по голове хроникой катастроф, а показывать красоту страны, познавательные документальные ленты - чтоб как-то укрепить человека, который был сильно разрушен и предыдущей системой, и непростыми временами уже современного нам государства.

Баранья лопатка предсказала кулинарное будущее

Отдыхать от журналистских трудов Лариса Ившина любит, путешествуя с друзьями и… кулинарничая.

«Творчество на кухне для родных и близких вызывает у меня эйфорию. В начале нашей совместной жизни с Евгением Кирилловичем его друг научил меня делать баранью лопатку. И когда к нам пришли гости, для меня было наслаждением смотреть, с каким удовольствием они кушают. Тогда-то поняла, что у меня большое кулинарное будущее, - смеётся она. - Как правило, мы готовим вдвоём с супругом: я что-то вкусненькое, а Евгений Кириллович - культурную программу (какой-то особенный фильм, снимает видео, сочетает это с хорошей музыкой). А если я в субботу иду с огромной книгой Алена Дюкасса, то уже все знают - что-то затевается… Ещё мне нравится «Французская кухня пяти президентов...» - она вся замешана на политике. Еда - это ведь не просто пища, а часть жизни, общения, удовольствия».


Беседовал Андрей Кривцун.

Теги: Донецк, Донбасс, Донецкая область, газета, интервью, журналистика, Лариса Ившина
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх