Нормальные дороги можно сделать за пять лет

04.04.2013 21:26
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Нормальные дороги можно сделать за пять лет

Именно с апреля дорожники начинают интенсивно доводить до ума ту самую беду, о которой говаривал ещё классик. И хотя классик имел в виду Россию, да ещё и дураков поминал, это всё, увы, вполне проецируется на сегодняшнюю Украину. Учитывая же, что около 35 процентов международных и внутригосударственных грузоперевозок осуществляется автомобильными дорогами нашего региона (и интенсивность постоянно растёт), это более чем касается каждого жителя края. Поэтому «Донбасс» пригласил в редакцию начальника Службы автомобильных дорог общего пользования Донецкой области Михаила ЗВАРИЧА, который в течение часа отвечал на вопросы читателей.

Ждите подарок ко Дню освобождения

Сергей Черноус. г. Красноармейск:

- Михаил Петрович, в СМИ прошла информация, что правительство недавно постановило выделить Донецкой и Днепропетровской областям в этом году около 2,2 миллиарда гривен «дорожных» денег. Сколько именно достанется нам? И сколько вы могли бы освоить?

- Служба, которую я возглавляю, обратилась в Киев с просьбой выделить от двух до трёх миллиардов гривен. Однако на заседании правительства окончательного решения по распределению средств так и не приняли. До сих пор вносятся коррективы, идёт перераспределение. Скорее всего, нам, в лучшем случае, дадут треть от того, что хотелось бы.

В 2011 году мы освоили полтора миллиарда, в прошлом году - два миллиарда гривен. Деньги эти не были «зарыты в асфальт», они реально улучшили дороги. У нас появились новые объездные, а 26 километров до Красноармейска теперь по дороге первой категории проезжаются за 15-20 минут… (Потом, правда, можно столько же «ползти» по городу, где покрытие - просто ужас… Но за тот участок отвечают местные власти. - Прим. А.К.).

Мы спокойно могли бы освоить даже четыре миллиарда. И если бы нам давали именно такую сумму, сделали бы за пятилетку нормальные дороги. Но, увы…

Из стана оппозиции то и дело раздаются голоса, что Донецкой области даже того, что дают на дороги - много. Но помилуйте!  Ведь у нас огромный регион, высочайшая промышленная нагрузка. И вполне логично, что требуется больше средств. Нелепо брать и делить общую сумму не по потребностям, а - лишь бы поровну…

Александр Сергеевич Мороз. г. Снежное.

Николай Коваленко. с. Мариновка (Шахтёрский р-н):

- Дорога (а точнее - направление) от Снежного к Саур-Могиле, а особенно далее - через сёла Тараны, Григорьевка, Мариновка - к таможенному посту в Успенке выглядит, как после бомбёжки. Такое впечатление, что отдельные её участки не ремонтировались со дня обретения Украиной независимости. В некоторых ямах «Запорожец» можно спрятать. Когда там наведут порядок?

- В этом году, как известно, празднуется 70 лет освобождения Донбасса. И к сентябрю мы сделаем всё, чтобы названные вами направления стали именно дорогами. Ремонт проведём качественный, нареканий не будет. Планируем вложить на каждый километр от 2,5 до 4,5 миллиона гривен - в зависимости от состояния дороги.

Объездные, терриконы и контроль

Анна Санченкова. г. Донецк.

- Какие приоритетные работы будут проведены в этом году? Можно ли ждать окончания строительства объездной вокруг Донецка?

Михаил Шишман. Тельмановский район:

- Когда начнут строительство дороги Тельманово - Волноваха?

- Конечно, обход Донецка - в приоритетах. Но с оставшимися 20 километрами четвёртой очереди мы за год точно не управимся. Скорее всего, участок от улицы Кирова до Запорожской дороги сделаем к 2015 году. И то - при соответствующем финансировании (там нужно 1,5 миллиарда гривен!). В этом же году бросим все силы на 19,6 км - от Песок до ул. Кирова, что обойдётся примерно в 500 миллионов. Когда всё будет готово, западное полукольцо протяжённостью 25,9 км свяжет Харьковское, Днепропетровское, Запорожское и Мариупольское направления. На объездную дорогу перейдут все транзитные потоки, направляющиеся на север - юг, северо-запад - юг, а также значительная часть междугородных и внутригородских перевозок. Это будет дорога 1-й категории, шестиполосная, расчётная скорость движения автомобилей - 120-130 км/час. Очень много времени занимают работы по переустройству коммуникаций (высоковольтных линий 110 кВт, линий связи, водоводов, газовых труб высокого и среднего давления), отсыпка земляного полотна...

Чрезвычайно важна для нас реконструкция Днепропетровского направления (Знаменка - Луганск - Изварино) на участке от посёлка Пантелеймоновка в направлении границы с Луганской областью до Дебальцева. При её реконструкции намерены использовать цементно-бетонное покрытие новейших технологий - оно будет более долговечным.

Хотим также разгрузить путь на Карловку - в районе плотины там часто бывают заторы. Есть проект, согласно которому по-явится дорога первой категории (по две полосы движения в каждую сторону), которая обойдёт Михайловку, Нетайлово, Карловку, Первомайское… Хватило бы средств - обойдём и Красноармейск. Планируется, что это будет дорога по параметрам 1-й категории с расчётной скоростью 140 км/час.

Обязательно разберёмся с больной темой - Тельманово - Волноваха.

Антон Галыгин. г. Селидово:

- Проект укатывания в дороги терриконов всё ещё актуален? И где он уже был применён?

- Пока таким образом мы делаем четвёртую очередь донецкой объездной. После соответствующих исследований дорожных и строительных институтов выяснилось, что можно использовать только перегоревшую породу с добавлением цемента - в определённых пропорциях. Так что - убиваем двух зайцев: получаем нужный материал и уменьшаем террикон возле шахты «Ок-тябрьская», освобождая площадь под застройку.

Сергей Столяров. г. Артёмовск:

- Как контролируется выполнение дорожных работ? Мы знаем, что в возглавляемой вами Службе автодорог области действует какая-то специальная лаборатория... Опишите принцип её действия.

- Служба автодорог области имеет 68 инженерных работников. Не так много, учитывая, что хозяйство наше - 8,1 тысячи километров. Но тут важно, что задействованы настоящие профессионалы. Ведь те, кто приходит к нам, уже должны иметь стаж работы минимум пять лет, аттестоваться. Получив соответствующий сертификат, наши специалисты контролируют каждый объект, где проводится реконструкция, капремонт или всё делается «с нуля». Если видят отклонение от нормативов - заставляют подрядчиков переделывать некачественную работу. Имеется и специальная лаборатория. И мобильная, на базе «Газели», которая колесит по всему региону, беря пробы (грунта - на уплотнение, асфальта - на правильность составляющих и т.д.). И стационарная, куда эти пробы потом доставляются.

Почувствуйте разницу!

«Мы живём в весьма нестабильном финансовом мире. Но, несмотря на сложности, у нас нет экономического обвала, - уверен Михаил Зварич. - Служба наращивает объёмы ремонта и строительства дорог. Если в 2009 году в области средним и капитальным ремонтом было охвачено всего 1,9 км дорог общего пользования, то в 2012-м - 182,3 километра. Почувствуйте разницу! И в этом - огромная заслуга президента Виктора Януковича и правительства Николая Азарова, которые приняли у предшественников фактически пустую казну. Но сумели правильно организовать работу, грамотно распределить полномочия и наладить жизнь в стране, несмотря на постоянные экономические удары».

Теребите местную власть!

Большое количество звонков касалось проблем дорог, за которые отвечает местная власть. Тогда как ведомство Михаила Зварича занимается только асфальтированными «лентами» общего пользования, то есть теми, которые находятся между границами населённых пунктов (за редким исключением, когда добровольно-принудительно приходится брать на баланс «убитые» донельзя коммунальные дороги, как, к примеру, горловские прошлой осенью). Так что, уважаемые Николай Захаров (Белицкое, Добропольский район), Сергей Иванов (Курахово), Елена Краснобаева (Марьинка), Геннадий Кошелев и Раиса Кавчук (Торез) и прочие читатели, недовольные состоянием дорог в родном городе (селе) - теребите мэров, поселковых голов и прочих управленцев.

Вопросы Тамары Климиной (жительница Новомихайловки, что в Марьинском районе, жаловалась на ужасное состояние объездной, из-за чего грузовики идут прямо через село, сотрясая хаты, на которых уже появились трещины), а также Тамары Таракай (селянка из Равнополя Волновахского района уверяет, что трассу Зачатьевка - Волноваха летом разбили авто, гружённые песком, а по мосту в районе села Трудовое ехать просто страшно) Михаил Петрович пообещал взять на контроль, уточнив, в чьём ведении находятся данные участки.


Что убивает наши дороги

После общения с читателями начальник службы автодорог в Донецкой области, заслуженный работник транспорта Украины Михаил ЗВАРИЧ ответил и на вопросы «Донбасса».

«Больные точки» и их причины

- Почему состояние наших дорог стало уже притчей во языцех? Что мешает поддерживать их в хорошем состоянии?

- Прежде всего - хроническая нехватка средств. Дорожная отрасль финансируется процентов на 30-35 от нужного объёма. Имея желание и силы делать больше, мы не можем этого именно по причине недостаточных денежных вливаний.

Беда и в том, что многие наши дороги с 60-х годов ни разу (!) капитально не ремонтировались. Были полумеры - средний ремонт, ямочный. А ведь несущая способность самой дороги, как и материала, из которого делается одежда, имеет определённый срок существования. Мы же не можем десятилетиями подшивать рубашку или пиджак, ставить латки... Материя в конце концов становится трухой... То же самое касается ресурса дорог. Битум теряет вязкость, уже не держит... А ведь те дороги, которые строили с полвека назад, рассчитаны на совсем другие нагрузки - автопромышленность-то у нас развивается куда большими темпами...

Почему за границей хорошие дороги? Потому что там соблюдаются межремонтые сроки. Даже если на вид трасса - красавица, её всё равно через определённый период времени ремонтируют. Потому что - нормативы. У нас же эти сроки (через три года - эмульсия, через шесть - средний ремонт,  через десять - капитальный) - только в инструкциях. На деле же...

Дают о себе знать и цикличные перепады. Этой зимой температура прыгала с плюса на минус 50 раз! Вода попадает в маленькую щелочку в асфальте (которой не было бы, соблюдай мы межремонтные сроки), замерзает и буквально разрывает дорожное покрытие.

Так что факторов, «убивающих» дороги, много. Но мы с ними, по мере возможности, боремся.

- Можете назвать «больные точки» наших дорог, которые требуют сейчас серьёзных финансовых вливаний?

- Волноваха - Тельманово, от Артёмовска до Лисичанска, Кременёвка - Ялта (ответвление от трассы Донецк - Мариуполь с выходом на Мангуш). Эти дороги находятся в плачевном состоянии.

Плавающая цена километра

- Во сколько обходится ремонт одного километра дорог?

- Точно цену назвать нельзя. Многое зависит от рельефа местности, количества развязок, искусственных сооружений (у нас в хозяйстве только мостов - 555). Опять же, дорога какой категории, сколько полос движения, откуда берём грунты (как правило, стараемся, чтобы было «короткое плечо» подачи), какую технологию укладки покрытия используем. К примеру, километр относительно прямой четырёхполосной дороги обходится в 68 миллионов гривен.

- Недавно стало известно, что в производстве прокуратуры Ленинского района г.Донецка находится уголовное производство в отношении руководителей частного предприятия, которые в 2011 году подделали документы, свидетельствовавшие о выполненных ремонтных работах, связанных с укладкой асфальтового покрытия (реконструкция внешних соединений водоканала и канализации) на одной из улиц в Ленинском районе Донецка. В результате их неправомерных действий госбюджет потерял более 420 тыс. грн. В вашем хозяйстве были такие случаи?

- К счастью, у нас таких прецедентов не было. И люди ответственные, и понимают, что любая тайна всегда становится явью. Мы работаем прозрачно: проводим тендеры, проверяем выполнение работ. Иногда подрядчики, конечно, чудят. Как в прошлом году, когда открыли участок дороги Знаменка - Луганск - Изварино в районе Ясиноватской развязки (460 км). Справились с ним в сжатые сроки (за 3,5 месяца сделали четыре моста, работали по сменам по 12 часов круглые сутки порядка 350 человек, около 250 большегрузных автомобилей и 80 механизмов). Но подрядчики не прислушались к нашей рекомендации сделать ливнёвки для схода воды. Вскоре был сильный летний ливень, асфальт в некоторых местах будто ножом срезало. Произошло обрушение. В итоге подрядчикам пришлось за свои средства проводить ремонтные работы и делать ливнёвки, заново уплотнив дорогу.

Французский шик и молдавская жуть

Украина попала на 137-ю строчку из 144-ю в мире по качеству дорог. Как подчеркивается в отчёте о глобальной конкурентоспособности, разработанном экспертами Мирового экономического форума, качество дорог страны оценили в 2,3 балла из 7 (такие же данные у России). Самые лучшие дороги оказались во Франции, Объединенных Арабских Эмиратах и Сингапуре (все получили по 6,5 балла). Худшие - в Молдавии (1,5 балла).

Михаил Зварич показывает Александру Брижу на карте дорогу, которая будет обходить Донецк с южной стороны.

Михаил Зварич показывает Александру Брижу на карте дорогу, которая будет обходить Донецк с южной стороны.


Гостя принимали Александр Бриж, Андрей Кривцун. Фото Ольги Кононенко.

Теги: Донецк, Донбасс, Донецкая область, ремонт, интервью, дорога
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх