Личман спорил с сыном легендарного Артёма и сам стал легендой Артёмовска

03.11.2013 17:25
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Николай Личман собрал свои воспоминания и фотографии, на которых можно увидеть, как преображался Артёмовск.
Николай Личман собрал свои воспоминания и фотографии, на которых можно увидеть, как преображался Артёмовск.

Через судьбы таких людей, как Николай Личман, история восстановления разрушенных войной городов Донбасса видится более ярко и чётко, чем с обычных страниц учебника. Двадцать пять лет начальник финотдела исполкома, "переживший" на своей должности семерых городских руководителей, застраивал и восстанавливал разрушенный во время войны Артёмовск. До сих пор горожане, рассказывая о том или ином объекте, говорят: это в эпоху Личмана строилось.

Николай Фёдорович рассказал корреспонденту "Донбасса", как ему неоднократно приходилось расставлять приоритеты и принимать иногда сложные, но необходимые решения.

Вместо отдыха в Ялте - в оккупацию

Десятиклассник сельской школы из Кировоградской области Коля Личман был в предвкушении долгожданной поездки: всех выпускников-отличников наградили путёвкой в Ялту. Уже 22 июня 1941 года мальчишки и девчонки должны были плескаться в ласковом Чёрном море.

- Когда объявили о начале войны, я побежал в военкомат - записываться добровольцем. Но мне не было и 17 лет, так как из-за хорошей подготовки был принят в школу сразу во второй класс. И не посмотрели, что комсомолец - не взяли на фронт. Но в апреле 1944, как только село освободили, меня мобилизовали, - вспоминает Николай Фёдорович.

Окончив школу младших командиров, Николай Личман попал в 913-й стрелковый полк 37-й армии - командиром отделения на Кицканский плацдарм. Его боевое крещение пришлось на форсирование Днестра:

- Четыре тысячи орудий, миномётов и "катюш" одновременно начали артподготовку, потом пошли самолёты, танки и пехота. Впереди нас шли штрафники, бои были кровавые. Так начиналась Ясско-Кишинёвская операция, после которой от нашего полка осталось не более батальона. Я тоже был ранен в ногу, но после госпиталя продолжил воевать, освобождал Молдавию, Румынию, Болгарию. Награждён орденами "За мужество" и Отечественной войны II степени, правительство Болгарии отметило медалью "За участие в Отечественной войне 1944-1945 годов", - по-военному чётко описывает свой боевой путь Николай Личман.  

После победы Николай решил ехать в Артёмовск к тётке вслед за старшей сестрой Ольгой, которая прямо со скамьи артёмовского медучилища в 1941 году отправилась на фронт санитаркой. Вернулась она уже с японской, лечение ставшей инвалидом женщины в сельских условиях было невозможно. К сожалению, сразу после рождения дочки в 1953 году Ольга умерла. А Николай перевёз в Артёмовск маму и оказался в самом центре восстановления города.

Таким миномётчик Личман был в Болгарии.

Таким миномётчик Личман был в Болгарии.

Троллейбусные линии длиной в пять лет

Работу Николай, который и образования-то никакого, кроме 10 классов, не имел, нашёл по комсомольской линии. Предлагали трудоустроить в КГБ, но он отказался: говорит, не лежала душа к такому делу, да и насмотрелся на методы и на последствия. На керамико-трубном заводе, куда определили молодого военного секретарём комсомольской организации, предложили заочно поступить в институт. Так Николай Личман стал инженером-экономистом.

- А в 1952 году я был назначен председателем городской плановой комиссии исполкома. И все годы на этом посту были "горячими": Артёмовск за 22 месяца оккупации был практически весь разрушен, но мы не попали в список городов, по развитию которых были приняты постановления Совета Министров. Честно сказать, пришлось выступать почти нахрапом, ехать в Москву, идти по всем министерствам, предприятия которых работали в городе, чтобы внесли восстановление города в свои планы, - улыбаясь, говорит Николай Фёдорович.

И усилия дали свои результаты. В центре города, где первое десятилетие после победы были разрушенные здания и заросли в человеческий рост, стали появляться многоэтажки, проложили первую асфальтную улицу. Восстановили школы, поликлинику, построили больницу. А потом, ценой невероятных усилий, пустили первый троллейбус, который до этого жители области могли видеть только в Донецке.  

- Нужно было как-то решать проблему транспортного обеспечения города: мы купили несколько "пазиков" и машин для такси. Но "наши люди в булочную на такси не ездят", так что обострился вопрос организации общественного транспорта. Не захотели трамвай, как в других городах: у нас улочки узкие, да и шумный это вид транспорта. Рискнули взяться за троллейбус, хотя он тогда был только в областном центре. Но из-за большого количества строек не успевали мы освоить средства на возведение подстанции. В области говорят: не сможете сейчас, на следующую пятилетку не получите денег. Я стал уговаривать тогдашнего председателя исполкома Машнина, мол, давайте погодим с домом на 40 квартир, зато троллейбус пустим. Что больше необходимо - жильё для десятка семей или транспорт для всего города? А он ни в какую… И денег нам потом не выделили, хотя могли мы троллейбус на пять лет раньше пустить, если бы понастойчивее был, - с сожалением в голосе говорит Николай Личман.

Забраковали московский памятник

Огромная ответственность за город, лежавшая на плечах главного городского плановика, которому ещё и тридцати тогда не было, всё же научила Николая Фёдоровича отстаивать свои идеи. Коснулось это телефонизации: в Артёмовске было всего пять ручных коммутаторов на 100 номеров. А для города, в котором стремительно развивалась промышленность, ежегодно возводилось несколько многоэтажек, это было очень мало. И поэтому решили "замахнуться" на автоматическую АТС на тысячу номеров, которая, опять же, тогда была только в областном центре.  

- Договорились в министерстве, что нам вне очереди выделят новенькую станцию: их только начали производить в Кировограде. Но при условии, что мы срочно найдём просторное помещение. А тут как раз в самом центре заканчивали строительство магазина на первом этаже новостройки по улице Советской. Я и настоял, чтобы там разместили АТС: магазин ещё где-нибудь построим, а тысяча артёмовцев получили домашний телефон. Хотелось же, чтобы после всех ужасов войны люди пожили в комфорте, - говорит Николай Личман, которому в благодарность за то решение связисты даже с переходом на электронную телефонию сохранили неизменными цифры номера, полученного в начале 60-х.

Пришлось вместе с депутатами определяться, какой бронзовый Артём будет стоять в центре города, носящего его имя (довоенный памятник работы знаменитого Кавалеридзе был уничтожен фашистами). Поспорить им пришлось с женой и сыном революционера: они привезли в город проект, сделанный московскими архитекторами. А артёмовцам пришёлся по душе другой - авторства украинских скульпторов Шапрана, Декерменджи и архитектора Гайдученя.

- Выставили мы оба проекта в Доме техники. Но не понравился нам московский Артём, и всё тут - какой-то невыразительный получился. Но как не обидеть родственников, благодаря ходатайству которых получилось "выбить" средства и бронзу для скульптуры? И тогда мы предложили сыну, генерал-майору Артёму Сергееву, стать депутатом городского совета. Это как-то сгладило обиду, а Артём даже приезжал к нам на сессии горсовета, и на торжественном открытии памятника тоже был, - поделился секретами дипломатии 87-летний Николай Фёдорович.

Проработал Николай Личман в исполкоме до 1992 года, закончив трудовой путь уже при нынешнем руководителе города Алексее Реве. К его военным наградам добавился нагрудный знак "Отличник финансовой работы", орден Трудового Красного Знамени. Есть у ветерана и грамота президента Украины: в 1998 году Леонид Кучма отметил его многолетний труд и вклад в развитие региона. Но самой большой наградой, по словам Николая Личмана, для него являются каждый дом и улица города, который стал для него родным.    

Супруга воспитала тысячи ребятишек

Со своей супругой, Милией Павловной, Николай встретился в артёмовском парке. Её, молоденькую учительницу географии, направили сюда после окончания педвуза из той же Кировоградской области, откуда родом сам Николай Фёдорович. А встретиться пришлось уже в Донбассе.

Всю жизнь она так и проработала в системе образования: была завучем школы №7, а потом много лет директором одной из старейших школ - №3: тысячи выпускников помнят эту интеллигентную тихую женщину, которая одним пристальным взглядом могла приструнить расшалившегося мальчишку. Воспитали супруги Личманы сына и дочь, успела порадоваться Милия Павловна и трём внукам и внучке. А вот правнучку, трёхлетнюю Эвелину, к сожалению, уже не увидела: в 1988 году от тяжёлой болезни Милия Личман умерла. Внуки не забывают Николая Фёдоровича, семья сына, который много лет проработал врачом в Донецке, часто навещает. Особая радость - приезд дочки с семьёй: они живут в России, а внук Станислав служит в Приморском крае.


Елизавета Гончарова.

Теги: Донбасс, , фронтовик
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх