Донбасские герои Афгана рассказали о наградах и ранах (ФОТО)

15.02.2014 13:00
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Авдеевский "афганец", обладатель ордена Красного знамени Леонид Бондарь с душманской пулей, которая сидела в его голове.
Авдеевский "афганец", обладатель ордена Красного знамени Леонид Бондарь с душманской пулей, которая сидела в его голове.

Сегодня отмечается 25-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. Более девяти лет шла та война, в которой участвовали около 160 тысяч солдат и офицеров из Украины. 3280 из них погибли, 80 пропали без вести. В том аду сложили головы около 350 жителей Донецкой области, более 400 стали инвалидами. Сейчас в регионе проживает свыше десяти тысяч "афганцев". Каждый из них по-своему - герой. Но мы расскажем о троих, получивших награды за подвиги, достойные звания Героев.

Под разведчиком разорвало броню

Директор артёмовского завода "Победа труда" Викентий Тумилович попал в Афган майором: кадровый офицер, разведчик, был направлен в провинцию Герат обучать премудростям своей профессии солдат правительственной армии. Через два года и три месяца он вернулся к жене, двум малышам и маме трижды раненным подполковником, на груди которого были два ордена Красной звезды и орден Мужества.

- Перед моим отбытием мама ждала с Афгана моего младшего брата - Анатолия. Так получилось, что мы с ним встретились в Кабуле: он улетал на родину, я только прилетел... Кому по полной досталась вся боль той войны, так это нашим матерям. Мы - солдаты, выполняли свой долг, а они - ждали. Ещё неизвестно, кому было тяжелее, - говорит Викентий Викторович.

Прошедший Чехословакию, события на острове Даманском, Тумилович, которого предупредили о спецкомандировке, думал, что предстоит миссия в Африке. Но когда понял, что попадёт в ещё большее пекло противостояния, отказываться и не думал.

До сих пор в рабочем столе Викентия Тумиловича лежит карта Афганистана: он показывает на ней то самое плато, на котором чуть не получил роковую пулю.

До сих пор в рабочем столе Викентия Тумиловича лежит карта Афганистана: он показывает на ней то самое плато, на котором чуть не получил роковую пулю.

- Офицерская честь, как бы пафосно это ни звучало, - поясняет. - Тем более, что мне уже было чем поделиться с коллегами. Окунуться в кромешный ад пришлось почти сразу: в октябре 1985-го наш БТР подорвался на мине, я с контузией оказался в госпитале. А через год, прямо перед днём рождения супруги, получил самое опасное ранение. От нас уходила банда, мы её решили блокировать по "зелёнке" и подорвались на фугасе. У БТРа вырвало башню, разорвало броню прямо подо мной. В тяжёлом состоянии меня доставили в Кабул - там работали врачи госпиталя Бурденко. Они буквально вытащили меня, получившего баротравму обоих ушей, с того света. За эту боевую операцию я получил вторую Красную звезду. А первую - за удачную операцию по перехвату каравана. Бандиты на ишаках везли миномёты, крупнокалиберные пулемёты, автоматы и много снарядов. И не довезли благодаря работе разведки.

Яркие впечатления афган-ского периода у Викентия Викторовича связаны с совершенно разными эмоциями: ужасом от близости смерти и удивлением от гостеприим-ства вчерашних врагов.

Кишлак Сина навсегда останется в его памяти, хотя третье ранение, пулевое, он получил в другом месте. В той операции, за которую Тумиловича наградили орденом Мужества, ему пришлось узнать цену секундам.

- Колонну с цистернами начали обстреливать, загорелись машины впереди. Я пересел на БТРе чуть левее, чтобы лучше просматривалась сторона, откуда стреляли, - рассказывает он. - На моё место сел командир бригады, афганец. И через секунду пуля попала ему прямо в голову. Кровь хлынула на меня… Мне пришлось бежать за помощью к нашим танкистам, оставшимся ниже плато. Уничтожив огневые точки, потом танками и БТРом оттаскивали горящие машины, чтобы опять восстановить движение. А тот афганец, получивший пулю вместо меня, выжил…

Таким он вернулся  из Афгана.

Таким он вернулся  из Афгана.

Викентий Тумилович мечтает обязательно побывать в Афганистане. Посмотреть, как теперь там живут люди. Ведь его ещё тогда поразило мусульманское гостеприим-ство: однажды ему пришлось подписывать договор о переходе одной из банд на сторону правительственных войск. Вчерашние враги принимали его как дорогого гостя.

- Только после молитвы за всех убитых и торжественной трапезы (на мягких коврах, с белоснежными полотенцами) мы начали обсуждать условия прекращения военных действий. Но тогда, в окружении сотни вооружённых до зубов душманов, я чувствовал себя в безопасности: в их доме я, в первую очередь, был гостем, - отмечает наш земляк.

Отбился от духов вместе с девятой ротой

Председатель Приазовской ассоциации ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов), подполковник ВДВ в отставке, 55-летний Александр Власов носит два ордена Красной звезды и похожую по дизайну награду (неправитель-ственную, но весьма почётную общественную - от "Союза десантников России"), в центре которой - лицо легендарного генерала армии, Героя Совет-ского Союза, десантного "бати" Василия Маргелова.

Сын сталевара и работницы "Тяжмаша" (теперь "Азовмаш") в мариупольской юности занимался боевым самбо. Десантурой бредил со школы. А в январе 1985-го попал в Афган, где воевал два года и два месяца.

В Баграме он был командиром взвода, а потом и помощником начальника разведки 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка, которым командовал Валерий Востротин - Герой Советского Союза, возглавляющий сейчас "Союз десантников России".

- Ровно за четыре года до вывода войск, 15 февраля 85-го, полк поднялся по тревоге и на боевой технике отправился в сторону Кабула, к кишлаку Мирбочакот, - вспоминает Александр Юрьевич. - Согласно данным разведки, там собирались на совещание руководители бандформирований. Мой взвод шёл в конце колонны. С получением сухпая на три дня случилась задержка, так что погрузили всё уже на наш БМП-2. Колонна по трассе Баграм-Кабул шла медленно - дыр-дыр - сплошное дёрганье. Сгущались сумерки. И тут по нам как врежут из безоткатного орудия (тип гранатомёта на станине). Удар, взрыв. Граната прошла сквозь машину. Нашего старшего стрелка спасло то, что он, встав ногами на спинку сиденья, как раз высунулся из башни. Мы попрыгали с брони, спрятались за БМП, приняли бой. По вспышкам определили, что прёт на нас десятка три духов. Мой прапорщик, Саша, стал гранату у меня выпрашивать. "Живым не дамся", - говорит. Хорошо, что вернулся наш танк да пару раз лупанул осколочными в сторону нападавших... Те и притихли. Мы тросами к танку свою покалеченную машину пристегнули - и потянул он нас, как миленький. Всю еду, гады, нам тогда попортили - банки со сгущёнкой, с кашей пулями и осколками разворотило. Продырявило и мои перчатки, которые на борту остались. Я потом некоторое время их носил, посмеиваясь: "А ручки-то - вот они!"

Герой-

Герой-"афганец" Власов  на торжественном шествии  в честь Дня Мариуполя.

Самый тяжёлый для Власова бой случился 14 декабря 1985 года в ущелье Хазара ("Крест" - от пересечения там двух речек), куда полк вышел, чтобы создать укрепрайон для союзников из афганской Народной армии.

- Бок о бок действовали моя восьмая рота и девятая - та самая, о которой позже снял фильм Бондарчук, - продолжает Александр Юрьевич. - Периодически менялись - то они стояли на высоте, а мы в низине, где заняли две мини-башни (крепкие трёхэтажки), то - наоборот. В тот "чёрный день" один взвод я отправил за сухпайками, а второй - поставить растяжки (боевая граната на проволоке) и сигналки (специальные мины, которые действуют по типу фейерверка - свист и иллюминация) на дороге, которая вела от нашего укрепления к реке. Тропа огибала хребет и спускалась, а там, ниже, метрах в 700 располагался кишлак.

Парень, который повёл взвод минировать подступы к укреплению, решил перевыполнить поставленную перед ним задачу. И прошёл далее рубежа, который ему обозначил командир. Видимо, решил прочесать кишлак. Едва он и ещё четверо бойцов обогнули гору, как нарвались на полчище душманов. Уже после тяжелейшего боя наши узнали, что три тысячи духов готовили атаку на час дня. Скорее всего, они смели бы две роты и добрались до расположенного за ними КПП батальона, а там - полка. Но всё пошло не по плану.

- Отряд, который пошёл ставить растяжки, полёг весь, - вздыхает Власов. - Но ценой своей жизни ребята сорвали планы духов. Было одиннадцать утра, когда заварилась эта каша. Противник выдал себя, и полез на нас неорганизованно, надеясь смять количеством.

Однако рота, в которой было чуть более 30 человек да пятёрка из миномётного взвода, приняла бой, даже не зная, что на неё прёт большое количество врагов.

- Когда я вышел на связь с командиром девятой роты Сашей Песковым, снайпер которого уже "работал" по врагу, он мне и сказал, что на нас движется под три тысячи человек. У меня аж панамка подпрыгнула, - уверяет мариупольчанин. - Повезло, что перед нами были деревья. Пущенные из гранатомётов заряды цеплялись за них хвостовым оперением и взрывались, не долетев до наших позиций. Но всё равно огонь был настолько плотный, что некоторое время мы не могли подобраться к своему крупнокалиберному пулемёту, который стоял в окне. А когда добрались, стало ясно, что пулями эту ораву не сдержать. Вместе со связистом мы прыгнули к миномёту, перед которым была кладка высотой с метр. Под градом пуль я успевал только высунуть руку, чтобы вбросить в ствол мину. Голову поднять было невозможно. Связист тем временем готовил новые боеприпасы. Огонь корректировали ребята из девятой роты, которые тогда тоже хорошо повоевали. Примерно на пятый выстрел мы попали в гущу врагов. И потом уже клали заряды в их толпу один за другим. Атака захлебнулась...

Александр Власов попивает чаёк в только что захваченном блиндаже духов неподалёку от Джалалабада.

Александр Власов попивает чаёк в только что захваченном блиндаже духов неподалёку от Джелалабада.

Власов хотел, чтобы Героя Советского Союза (посмертно) дали его пулемётчику и телохранителю Николаю Кандаурову, который в том бою подорвал себя гранатой вместе с духами. Но это звание присвоили Игорю Чмурову из девятой роты. Когда Песков с двумя взводами бро-сился на помощь восьмой роте, именно Чмуров остался на господствующей высоте и не дал захватить её душманам.

- Я фильм "9 рота" долго не смотрел. Но друзья всё приставали - посмотри да посмотри. Мол, интересно твоё мнение как участника тех событий, - делится Александр Юрьевич. - В принципе, снято всё весьма реалистично, хоть фантазии и неточностей хватает. Но ведь Бондарчук снимал не документальный фильм, а художественный. Который в целом оставил у меня нормальное впечатление. А вот жена, когда видит, что я начинаю смотреть кино об Афгане, требует выключить. И я её понимаю...

- А большой палец на правой руке в том декабрьском бою потеряли? - поинтересовался я на прощание.

- Не-е-е, это дома, на электрорубанке, - взмахивает Власов покалеченной рукой. - Главное, что указательные целы - так что стрелять ещё могу.

Сделал сувениром пулю из... своей головы

Лёня Бондарь, макеевский парнишка, окончивший стройтехникум, попал служить в войска Краснознамённого закавказского пограничного округа. И затянуло... Бравого прапорщика уговорили остаться работать инструктором политотдела округа по комсомольской работе в Ереване. А потом на горизонте замаячил Афганистан.

- В Афган я должен был ехать ещё в 1982-м, - вспоминает 54-летний Леонид Васильевич. - Но у меня тогда жена была беременна. И мне сказали: "Живи пока. Дождись ребёнка". Дочь родилась... Уже и внук есть. Но когда в 84-м я в "добровольно-приказном порядке" оказался в Афганистане, думал, что и дочери-то больше могу не увидеть...

Он попал в первую мотоманевренную группу (провинция Балх, кишлак Мармоль), которая охраняла 70-километровую зону вдоль границы Узбекистана и Афганистана. Но на чужой территории. Половину срока (был на той войне без малого два года) провёл в боевых операциях.

- Я прибыл 30 мая, - говорит Бондарь. - И меня сразу ошарашили: пару дней назад полегли шесть человек из нашей группы. Душманы действовали исподтишка: обстреливали вечером из крупнокалиберных пулемётов (а у того дальность - 3,5 тысячи метров), устраивали засады, минировали дороги пластиковыми итальянским минами нажимного действия. А это такая зараза, которую миноискатель не брал. Вся надежда - на собак, улавливающих запах тротила. Была у нас потрясающая овчарка Зеро. Сколько она жизней спасла, находя взрывные "презенты"!

Овчарка Зеро (она же - Бабуля, прозванная так  за долгий срок службы)  у найденных ею итальянских мин нажимного действия.

Овчарка Зеро (она же - Бабуля, прозванная так  за долгий срок службы)  у найденных ею итальянских мин нажимного действия.

Но отыскать все мины, конечно, было нереально. Как-то на той самой дороге, по которой только проехал Леонид, сопровождавший на БТРе водовоз, подорвался его коллега - прапорщик Сурков из Ростова. Транспорт покалечило, солдат взрывной волной разбросало во все стороны. Чудом выжили...

Самый памятный бой, отметины от которого остались с нашим земляком навсегда, произошёл 9 ноября 85-го.

- Это была обычная операция по поиску и уничтожению душманов, - рассказывает Леонид Васильевич. - Вышли группой в 30 человек. Я с сапёрами (было нас шестеро плюс собака) - в головном дозоре. С собой АК-74, комплект в 600 патронов, гранаты, вода, сухпай. Подойдя к небольшому ущелью, попали под обстрел. Одного парнишку смертельно ранило - умер на месте от потери крови. Ещё одного шибануло навылет. А мне в голову встряла пуля 7,62 мм из "Бура" - винтовки 1905 года. Вспомнилась вся жизнь, какая была. Но, что самое интересное, будучи ранен, я ещё минут 40, до того, как прилетели наши вертолёты, продолжал руководить боем, хоть кровь заливала глаза. Уложил двоих душманов. Потом выяснилось, что это была банда - более ста человек, которая только прибыла из Пакистана. Вертолёты их хорошенько обработали, да и мы с десяток сняли...

Пуля после какого-то неимоверного рикошета вошла в его голову задней частью. Её наконечник даже выглядывал из правой половины черепа. Операцию Бондарю делали в тот же день в Термезе. В себя он пришёл лишь 12-го.

- Пулю извлекли, подарив мне на память. Убрали осколки кости. "Пробоина" получилась в 42 квадратных сантиметра. Её прикрыли кожей - и всё... Я даже боялся спать на правой стороне, - признаётся он. - Пластину из тугоплавкой пластмассы поставили лишь через год в тбилисском пограничном госпитале. Сперва отлили не по размеру - 36,6 квадратных см. Потом уже сделали как надо. "Неправильную" пластину и пулю, которая чуть не отправила меня на тот свет, ребята потом соединили цепочкой. Такие вот "сувениры" остались с той войны.

Январь 86-го. Леонид вскоре после ранения. Видно вогнутый череп (пластины  ещё нет), а на заднем фоне - крупнокалиберный  пулемёт БТРа.

Январь 86-го. Леонид вскоре после ранения. Видно вогнутый череп (пластины  ещё нет), а на заднем фоне - крупнокалиберный  пулемёт БТРа.

После термезского госпиталя Бондаря переправили лечиться в Душанбе. Начальник Краснознамённого среднеазиатского пограничного округа жал ему руку и уверял, что нашего земляка представили на Героя Советского Союза. Но наградили Леонида Васильевича орденом Красного Знамени, который он получил в июле 86-го в Москве.

Несмотря на тяжелейшее ранение, донбассовец вытребовал, чтобы его вернули в Афган. Прибыл в свой полк накануне нового 86-го года. Однако в феврале, когда проходила диспансеризация, врачи из душанбинского госпиталя в ультимативной форме потребовали "депортации" героя в более мирное место. Так что дослужил Бондарь уже в Ереване. Там же получил юридическое образование. После завершения военной карьеры трудился помощником и зам.прокурора в Авдеевке, занимался частной адвокатской деятельностью. Сейчас работает в областной прокуратуре, воюя уже не с душманами, а с донбасскими правонарушителями.

Один закрыл своим телом командира, другой - командовал крылатой армадой

- Сотни наших земляков награждены орденами Ленина, Красного Знамени, Красной звезды, солдатскими медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги". А ещё донецкая земля дала в когорту восьмидесяти шести "афганцев" - Героев Советского Союза - двух своих уроженцев. Это - рядовой спецназа Валерий Арсёнов и генерал-полковник авиации Виктор Кот, - рассказал "Донбассу" председатель Донецкой областной организации Украинского союза ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов) Сергей Горбатенко.

Дончанин Арсёнов попал в Афган на должность старшего разведчика-гранатомётчика в составе 173-го отдельного отряда специального назначения. Принял участие в 15 боевых операциях по уничтожению бандформирований. 28 февраля 1986-го во время боя в 80 км восточнее Кандагара Валера был тяжело ранен, но продолжал вести огонь по духам, лично уничтожив пятерых из них. А когда создалась угроза для жизни командира роты, старшего лейтенанта Андрея Кравченко, 19-летний Арсёнов грудью закрыл его от пули. И скончался на поле боя.

- Ему присвоили звание Героя Совет-ского Союза (посмертно) с вручением родителям ордена Ленина и медали "Золотая Звезда", - отметил Сергей Владимирович. - Именем героя названа улица в Куйбышевском районе Донецка, где он проживал до призыва в армию. На территории СПТУ №23 (теперь колледж), где учился Валерий, установлен его бюст, оборудован музей, открыта мемориальная доска (ещё одна есть на доме, где жил Арсёнов). Ежегодно проводится Международный турнир по боксу среди молодёжи памяти Валерия, который занимался этим видом спорта.

Виктор Кот, родившийся в Шахтёрске, до армии работал электрослесарем на шахте №33-бис (Снежное). Потом связал жизнь с авиацией. В Афган попал как командир 27-го гвардейского истребительного авиационного полка (с июня 1981-го по июль 1982-го принимал участие в 12 крупных операциях по разгрому бандформирований, различных коммуникаций и крупных складов, совершил 415 боевых вылетов на истребителе МиГ-21бис). А с декабря 1985-го по ноябрь 1987-го был уже командующим ВВС, зам. командующего 40-й армией по авиации. Осуществлял руководство всеми советскими авиасоединениями в Афганистане, принимал непосредственное участие в руководстве семью боевыми операциями. В январе-марте 1987-го разрабатывал планы и принимал непосредственное участие в боевых действиях в провинции Кандагар, в апреле 1987 года - в провинциях Логар и Пактия, в июне-июле 1987-го - в провинции Вардак.

- Сейчас Виктору Севастьяновичу 73 года. Он - Герой Советского Союза (1982), генерал-полковник (1993), заслуженный военный лётчик РФ (1993). Проживает в Москве, причём 12 лет работал советником губернатора Московской области, - делится Горбатенко.


Андрей Кривцун. Елизавета Гончарова.

Теги: Донбасс, война, Афганистан, ветеран
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх