Токарь из Донбасса первым ударил из "Катюши" прямой наводкой

19.03.2014 08:32
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Полковник в отставке Фёдор Хорошайло называет жену Надежду Александровну радостью. Познакомились они в мае 46-го в Пушкине, под Ленинградом, а в сентябре стали мужем и женой. И вот уже 68 лет неразлучны.
Полковник в отставке Фёдор Хорошайло называет жену Надежду Александровну радостью. Познакомились они в мае 46-го в Пушкине, под Ленинградом, а в сентябре стали мужем и женой. И вот уже 68 лет неразлучны.

В середине марта 1942 года в боях за Мурманск на Карельском фронте артиллеристы Красной Армии впервые применили мощный удар по скоплению фашистских ­войск методом прямой наводки реактивных установок залпового огня БМ-13-16. А придумал нештатный способ ведения огня восемнадцатилетний сержант из Донбасса.

Станочник стал добровольцем

Батареи миномётчиков, во­оружённые мощными 132-мм реактивными снарядами, по­явились на передовой в самом начале войны. Установки на базе трехосных тягачей, которые бойцы ласково окрестили "Катюшами", наводили на врага ужас, а в отступающие части вселяли веру в победу.

В одну из таких частей и попал уроженец села Сергеевка Славянского района, житель Краматорска Фёдор Хорошайло. В июне 40-го парень окончил десятилетку в 5-й краматорской школе, отучился в ремесленном училище при НКМЗ, освоив профессию станочника, и успел поработать в 6-м механическом цехе.

- Война... Услышал это слово на танцах в воскресенье 22 июня в парке им. Ленина, - вспоминает Фёдор Иванович. - Хлопцы бодрились при девчатах, дескать, мы немчуру за месяц шапками закидаем... В понедельник на заводе состоялся митинг, оттуда я с сотней молодых заводчан отправился в военкомат добровольцем.

Но воинские начальники не стали бросать необстрелянную молодёжь под немецкие танки. Федю зачислили в 18-й артиллерийский полк и направили в учебный центр под Казанью изучать невиданную технику. В марте 42-го свежеиспечённый командир боевой установки в составе сформированного в Подмосковье артполка попал в Заполярье.

Огнём сорвали наступление

- Свой боевой путь я начал в составе 41-го полка реактивной артиллерии 14-й армии при обороне Мурманска на Карельском фронте, - рассказывая, разложил перед собой старые карты и фотоснимки фронтовик. - На рубеже реки Западная Лица, там, где мы расположились, не было сплошной линии обороны, кругом глухие леса, непроходимые болота и каменные гряды.

Ветеран поёжился, вспоминая суровый быт бойцов: окопаться негде - грунт промёрз на два метра, прятались от снайперов за валунами и в расщелинах. Действия армии в основном ограничивались разведкой, диверсионными вылазками, поддержкой небольших партизанских отрядов и укреп­лением линии обороны.

- Понятно, что и фрицы испытывали трудности, мы хорошо слышали и видели, и их тоже пачками валили наши снайперы. Но к середине марта по ночам там оживлённо заработала техника, что-то подвозилось, лязгали гусеницы бронемашин. Враг явно готовил бросок на Мурманск.

Четыре установки батареи Хорошайло стояли замаскированные в низине. Командиры с тоской посматривали на них: враг слишком близко, и толку от "Катюш" не будет - снаряды будут перелетать наступающие части.

- По науке залпы "Катюш" предназначались дальним целям, - пояснил Хорошайло. - Конструкторы сделали направляющие для ракет под углом, исключив прямую наводку, опасаясь поражения своих ­войск из-за большого разлёта осколков. И это было верное решение: штабы и скопления техники были в глубине боевых порядков врага. Но жизнь внесла свои коррективы...

Как-то возле нашей батареи оказался с группой офицеров командующий 41-й армией генерал-лейтенант Валериан Фролов. Я набрался смелости и предложил ударить по немцам... прямой наводкой. Генерал убрал с лица усмешку и сказал: "Ну-ка, поясни..."

- Всё делалось "на глазок", ведь опыта не было, - говорит Фёдор Иванович. - Но идея была такова: для снижения угла направляющих под передними колёсами трёхосных ЗИС-6 мы выкопали траншеи так, чтобы машина смогла выбраться обратно. Дав возможность снарядам уходить в цель параллельно земле.

Начальник артиллерии оказался скептиком - дескать, что могут сделать танкам наши снаряды, оснащённые осколочно-фугасными зарядами? По сути, он был прав. К слову, лишь к концу войны для "катюш" наладили выпуск бронебойных зарядов. Но прав был отчасти. В первом же бою от изготовившейся к наступлению на нас группировки врага остались щепки. С танков сметало десант, заклинивало башни, выходила из строя ходовая часть. Осколки пробивали топливные баки, они взрывались, и бронемашины горели.

Делился опытом в миномётном училище

- Через неделю боёв, когда мы на многие километры отбросили врага, меня вызвали в штаб полка, - продолжил ветеран. - Тревожусь: вроде ничем не провинился. Гляжу, лежит стопка нового обмундирования. Вышел комполка и говорит: "Переодевайся, едем к генералу". Фролов в своём блиндаже потрепал меня по плечу и говорит: "Толковый ты парень, езжай в Омск, в артиллерийское училище".

Опыт защитников Мурманска быстро распространился в десятках бригад, дивизионов и полков реактивной артиллерии и подвижных механизированных групп.

- В 50-х годах, будучи слушателем высших офицерских курсов при академии им. Можайского в Ленинграде, я узнал от фронтовиков, что нашу идею "неуставного" применения "Катюш" уже в июле 42-го подхватили родственные части на Нижнем Дону. Под напором врага оборона рухнула, катастрофа была неминуема. Гибнущие войска спасла подвижная механизированная группа Южного фронта: в критический момент на пути у немецких армад на прямую наводку встали батареи "Катюш".

Месяцы учёбы пролетели быстро. В начале 44-го года младший лейтенант в качестве командира взвода прибыл в расположение 39-й гвардейской миномётной бригады на Ленинградском фронте. Его подвижная группа моталась по всей передовой, сжигая в тылу врага скопления техники и живой силы. В составе 2-го Прибалтийского фронта участвовал в разгроме Курляндской группировки. Зажатые в "мешке" фашисты дрались насмерть, победа далась тяжёлой ценой.

- В разбитых "Катюшами" дотах под бронеколпаками я своими глазами видел немецких солдат, ноги которых были прикованы цепью к пулемётам, - качает головой ветеран. - Видимо, штрафники были и у них...

Младший лейтенант прибыл в боевую часть после окончания Омского артиллерийского училища. Март 1944 г.

Младший лейтенант прибыл в боевую часть после окончания Омского артиллерийского училища. Март 1944 г.

Сбежал из госпиталя

В одном из боёв в Прибалтике бойцы Хорошайло снова применили нештатную тактику.

- Разведка донесла, что по дороге на Шауляй движется колонна танков и мотопехоты противника. Копать траншеи уже было некогда, передними колёсами мы съехали в кювет. И выбрали позицию у поворота дороги так, чтобы батареи могли одновременно вести огонь по вражеской колонне.

Появились мотоциклисты, а за ними машины и танки. По сигналу все "катюши" открыли огонь. 64 снаряда только моей батареи в одну секунду смешали с землёй пехоту и бронемашины. Подбитые грузовики остановились. На них, словно слепые, налетали танки, подминали их под себя и тоже загорались. В колонне произошли сильные взрывы. Видимо, взорвались бензовозы и грузовики с боеприпасами. Из облаков дыма выбегали немногие оставшиеся в живых немцы.

Но боевая удача не всегда сопутствовала артиллеристу. В середине марта 45-го в одном из тяжёлых боёв его жизнь повисла на волоске...

"Утром 14 марта 45-го года начальник разведки дивизиона 39-й миномётной бригады гв. лейтенант Хорошайло засёк две миномётные батареи, четыре орудия прямой наводки, семь пулемётных огневых точек и наблюдательный пункт врага. Они были уничтожены огнём 3-й батареи, - говорится в наградном листе, копию которого автор получил по электронной почте из центрального архива Минобороны России (Подольск). -  Его НП подвергся налёту вражеской авиации, офицера и разведчиков контузило. Отправив бойцов в тыл, Хорошайло продолжил корректировку огня". Документ подписал командир Фёдора Ивановича - гвардии майор Яков Карпенко.

В тот день Фёдор был ранен в лицо: была разорвана левая часть рта. Командир бригады полковник Василевич, увидев лейтенанта, отправил его в прифронтовой госпиталь. Опасаясь, что миномётчика после излечения отправят в пехоту (такое тогда бывало), Хорошайло покинул палату и вернулся в часть.

Службу в ракетных войсках Фёдор Иванович продолжил и после Победы. Уволился в запас кадровый офицер с должности начальника штаба полка лишь в конце 60-х годов.

Новинку испытали под Смоленском

25 декабря 1939 года Артиллерийское управление РККА одобрило к применению 132-мм реактивный снаряд М-13, запускавшийся с установки БМ-13 на базе трёхосных шасси "Студебеккер" и ЗИС-6. НИИ-3 Наркомата обороны получил заказ на изготовление пяти установок и партии снарядов для проведения войсковых испытаний. К осени 40-го было изготовлено шесть пусковых установок. За день до начала войны нарком обороны подписал приказ "О развёртывании серийного производства снарядов М-13, пусковых установок БМ-13 и формировании частей реактивной артиллерии".

- Но реально их испытали бойцы батареи капитана Флёрова 14 июля 41-го, сделав три первых залпа по скоплению техники врага в городке Рудне, под Смоленском, и полностью её уничтожив. Через два дня они нанесли мощный удар по занятой врагом станции Орша, разнеся в клочья немецкие эшелоны, - процитировал первоисточники полковник в отставке Фёдор Хорошайло.


Сергей Маринцев.

Теги: Донбасс, Вторая Мировая война, Краматорск, ветеран, артиллерия
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх