Как война ударила по природе Донетчины

10.09.2015 07:10
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Как война ударила по природе Донетчины

Боевые действия на Донбассе нанесли значительный урон животному миру. По имеющимся неофициальным сведениям, погибло порядка трёх-четырёх тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота, гусей, кур, индюков, диких кабанов, зайцев, фазанов, куропаток.

 

На Гангстера надежды больше нет

Более четырёхсот пернатых не досчитались после артобстрелов жители голубиной столицы шахтёрского региона старобешевского села Придорожное. Заодно были повреждены устроенные прямо на улицах и в местном зоопарке голубятни, где полтора года назад насчитывалось около десяти тысяч птиц, в том числе - редких пород.

Впрочем, война не только сократила численность братьев меньших, а и заметно сказалась на их поведении. В частности, сельчане обратили внимание на голубку, предположительно, из пострадавшей стаи, которая сделалась стопроцентной отшельницей.

Подыскав для нового места жительства полуразрушенную крышу оставленного людьми дома, птица чурается даже собратьев по крови, а для кормёжки выбирает наименее шумные околицы, где спокойно можно поживиться осыпавшимися плодами шелковицы и обронённым зерном.

 

Голубка - отшельница.

 

Чтобы прояснить ситуацию, звоню штатному консультанту, директоуа заповедника «Каменные могилы» Виктору Сиренко.

- Вполне закономерный результат боевых действий, - ответил известный на Донбассе биолог. - Звери, птицы, как и человек, подвержены стрессам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но голубка-отшельница не исключение. Домашние животные и дикие звери во время артобстрелов получают такие сокрушающие удары по психике, что последствия боюсь даже прогнозировать.

К сожалению, опасения учёного-биолога имеют под собой почву. Так, в зоне боёв у каждой пятой коровы минувшей весной произошёл выкидыш, а известный на всю округу племенной бык Гангстер, чей вес превышает тысячу сто килограммов, после очередной бомбардировки утратил интерес к противоположному полу.

 

Этот водопой, как и пастбище, находятся в зоне досягаемости дальнобойных орудий.

 

Валят деревья фугасами

В одной из предыдущих публикаций я уже писал о том, что на Донбассе война уничтожила пять с половиной миллионов сосен и елей. Ущерб, учитывая скромный уровень лесистости шахтёрского региона, убийственный. Для его восполнения, что возможно лишь после прекращения боевых действий, потребуется четверть века и свыше пяти миллиардов гривен по сегодняшнему курсу.

 

Осколки, словно острой бритвой, срезали кору.

 

Что же касается лиственных насаждений, зелёного убранства человеческого жилья и садов, то здесь потери практически не поддаются учёту. Могу лишь в качестве примера привести соседнюю с корреспондентским пунктом усадьбу, куда легли две мины 120-го калибра.

Итак, уничтожена матёрая груша, срублены под корень шесть яблонь на подворье К-9, снесена половина кроны абрикосового дерева, дававшего каждый сезон до трёх десятков вёдер ароматных плодов.

 

Абрикосовое дерево после артобстрела.

 

Не миновали осколки и соседние сады. Когда листва на ампутированных ветках слегка привяла, костры заполыхали в полутора десятках близлежащих усадеб.

Мне, в этом отношении, не сглазить бы, повезло. Основной удар металла и взрывной волны приняли на себя флигелёк и кирпичный нужник соседа.

Однако ранения всё же имели место. Как минимум, полдюжины осколков застряли в стволах, а один перебил ветку черешни с такой лёгкостью, будто это был ивовый прутик.

 

Райский уголок на гремучем замке

Антон-тарама в переводе с древнегреческого - Антонова балка. Кем был этот гражданин, история Дикого поля умалчивает. Но, судя по всему, являлся личностью явно неординарной. Иначе бы чудесный уголок Донецкого кряжа сегодня носил бы совершенно другое имя.

Я исходил Антонову балку вдоль и поперёк. Знаю каждый изгиб ручья, где отчаянно клевали пескари размером в добрую четверть, но всякий раз открываю для себя что-нибудь новенькое.

Кстати, попрошу не ехидничать по поводу четверти. Я даже поскромничал, указав размер рыбёшек, которые крупнее безымянного пальца не вырастают. Скажу больше - в Антоновой балке есть местечко, где плоды шиповника лишь самую малость уступают косой сливе, А кто сомневается, пусть побывает непосредственно на отвале заброшенной урановой шахты, где радиация достигает тысячи микрорентген.

Однако урановая шахта представляет собой относительную опасность. Её легко обойти, не натрудив ног. Зато вы получите такой заряд жизненной энергии, что последующие десять-двенадцать километров сможете преодолеть размашистой рысью.

Правда, потыкаться сегодня в Антонову балку я не советую. Всё равно придётся ложиться на обратный курс от полевой дороги, у обочины которой в траву косо воткнут металлический штырёк с проступающей сквозь ржавчину жестяной косынки литерой «М».

 

Потаённые уголки природы, да и сама степь донецкая заперты на гремучий замок.

 

Конечно, можно было утешиться тем, что его случайно обронили проезжавшие здесь военные, но ни безмолвная степь, ни отощавший от суховеев ручеёк не гарантировали счастливый финал прогулки по заповедным красотам Антоновой балки.

 


Сергей ВАСИЛЬЕВ

Теги: война, животные, фугас, обстрел, АТО, мины, деревья
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх