Откровения переселенцев: даже в праздник не было душе покоя

09.01.2016 07:05
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Откровения переселенцев: даже в праздник не было душе покоя

Новый год - праздник необыкновенный. Его ждут, к нему готовятся, стараясь подогнать все запущенные дела, сделать уборку в доме, выбросить (хотя бы на одну ночь) из головы разные невесёлые мысли и отогнать прочь тревоги. Но не у всех это получается. К примеру, не получается у тех, кто получил официальный статус - вынужденно перемещённые лица. Проживающие в Мариуполе переселенцы рассказали корреспонденту «Донбасса» о том, как они встретили 2016-й.

 

Новогодняя ночь прошла в воспоминаниях

Прошлый Новый год семья Ткачук из Широкино встречала за праздничным столом в своём доме. Они радостно поднимали бокалы с шампанским, загадывали желания, поздравляли друг друга. И не предполагали, что через несколько недель вся их жизнь переменится страшным образом, оказавшись до краёв заполненной горем, тоской и тревогами.

«Наш дом был практически разрушен уже в феврале, - рассказывает Людмила Ткачук. - Как и односельчане, мы много дней сидели в подвале - без света, тепла и воды. Потом в центр посёлка приехали военные машины, и нас эвакуировали в Мариуполь.

Пожилых родителей поселили в терцентре, мы с мужем и дочкой несколько дней жили у моего брата, а потом сняли жильё…

Они надеялись, что всё это временно, что кошмар вот-вот закончится, и получится вернуться. Однако весна сменилась летом, лето - осенью, затем пришла зима, и надежда на то, что они вновь заживут все вместе в своём доме, исчезла без следа. «На что надеяться, - качает головой Сергей Ткачук, - если от посёлка остались одни руины? От нашего же дома даже стен не осталось. Всё, что строили, наживали многие годы - всё погибло. Мы с женой уже предпенсионного возраста и остались у разбитого корыта. А каково это старикам-родителям, и подумать страшно…».

Сегодня Людмила работает реализатором на рынке, Сергей на том же рынке устроился грузчиком. «Работа тяжёлая, особенно, когда на улице такие морозы, как сейчас, - поясняет Сергей. - Хорошо хоть здоровья и сил хватает. Живём одним днём. Того, что зарабатываем, хватает на то, чтобы за жильё заплатить, да продуктов купить. Снимаем две крошечные комнаты в частном доме. В одной мы живём, в другой - родители. Во второй половине дома живут хозяева. Люди неплохие, понимают, что мы попали в тяжёлую ситуацию, цену не ломят. Но ведь и им надо чем-то за газ (в доме газовое отопление) платить. Так что зимой нам жильё «в копеечку» выходит. Хорошо хоть родители получают пенсию, пусть небольшую, но - уже подмога. Дочка ещё весной уехала в Киев. Работает там продавцом в супермаркете, они - три девчонки-продавщицы - скооперировались, и вместе квартиру однокомнатную снимают. Со стороны если посмотреть, то кажется, что всё у нас более-менее нормально. Живём, от голода и холода не умираем. Но на самом деле очень нехорошо на душе от того, что понимаем, - наша жизнь резко пошла под откос, того, что было, никогда уже не будет. Отец очень сдал, еле ходит. Каково ему видеть, что вся его жизнь, всё, что сделал, чего добился, разрушено? И они с матерью на закате жизни скитаются по чужим углам».

Встречая 2016-й год, семья Ткачук старалась не думать о грустном. На столе стояли традиционные праздничные угощения, которые наготовила Людмила. Сергей принёс маленькую живую ёлочку, несколько новеньких игрушек и гирлянду. «И ёлочка стояла наряженная, и гирлянда горела, и вкусные блюда на столе были, и шампанское в бокалах пенилось, а настроение было не новогоднее, - делится Сергей. - Всю новогоднюю ночь мы сидели и вспоминали… И каждую минуту сравнивали с тем, как всё было год назад. Вот десять часов вечера. Мы за стол начали усаживаться, чтобы старый год проводить. Сосед зашёл, чтобы поздравить, вместе с нами присел, за уходящий год вместе выпили. Нет уже этого соседа. Умер весной от инфаркта….

Вот новогоднее поздравление президента. Мать слушала и плакала. Год назад тоже президент поздравлял. Мы его слушали, верили, что АТО скоро кончится, и год принесёт радостные изменения….

Вот первые минуты 2016-го. За окнами - темнота и тишина. А год назад вовсю рвались петарды и фейерверки. И смех был, и к дочке друзья пришли, гулять её потащили…».

Людмила и Сергей резко обрывают разговор, опускают головы. «Не получилось у нас весёлого рассказа, да?» - невесело улыбаясь, спрашивает глава семейства.

 

Уезжать нельзя остаться

Галина и Анатолий Ляховы больше года живут в Мариуполе на съёмной квартире. Летом 2014 года супруги приехали в столицу Приазовья из Макеевки в надежде переждать оккупацию на украинской территории. «Честно говоря, я не считаю, что мы можем назвать себя вынужденными переселенцами, - поясняет Галина. - Нельзя сказать, что мы здесь спасаемся от войны, что нам летели на голову бомбы, что наш дом разрушен. Нет-нет. Мы приехали в Мариуполь просто потому, что не хотели жить в непризнанной республике, жить по законам, которые не являются ни украинскими, ни российскими, и так далее. Если бы пришлось бросать наш дом без присмотра, то мы вряд ли решились бы на отъезд. Ведь брошенные дома часто и густо грабят мародёры. В соседнем доме живут мои родители, они присматривают за нашим домом, кормят курей, собаку, кошку. Мы до недавнего времени часто ездили домой, отвозили родителям пенсии и продукты, забирали какие-то вещи, одежду. Правда, сейчас не знаем, когда сможем поехать. У нас с мужем бумажные пропуска, а, говорят, что, несмотря на все обещания, с бумажными пропусками через КПВВ не пропускают».

Свой «мариупольский» период жизни супруги Ляховы могут охарактеризовать одним словом - ожидание. Все эти месяцы Галина и Анатолий ждали, когда, наконец, Мариуполь и Макеевка вновь станут «одной страной», и существующие сегодня надуманные «границы» исчезнут. Да и не менее надуманная «война» также закончится.

Анатолий - бывший шахтёр, получает неплохую пенсию. Галина, всю трудовую жизнь преподававшая украинский язык и литературу в школе, довольно быстро нашла работу в одной из мариупольских школ. Так что супруги практически не испытывают материальных проблем, могут позволить себе оплатить съёмную квартиру, частые поездки в Макеевку к родителям и в Киев к сыну, у которого несколько месяцев назад родилась маленькая Софийка. Однако, «жить - не тужить» у Ляховых всё равно не получается.

«Мы осознали, что ожидать, когда всё это закончится, бессмысленно. Я не имею в виду, что не стихнут канонады, обстрелы. Может быть, и прекратятся. Но вот оккупированная часть Донбасса так оккупированной и останется. Скорей всего, эту территорию просто отсекут, и она будет существовать сама по себе, отдельно от Украины. Решение вопроса затянется на годы или даже на десятилетия. А нам сейчас, сегодня надо жить и определяться, что делать дальше», - говорит женщина.

Перед Ляховыми стоит проблема, имеющая два варианта решения. Причём назвать идеальным или просто комфортным, невозможно ни один из них. «Если мы останемся в Мариуполе, то так и будем жить на съёмной квартире, которая, хотя и очень удобная, но чужая, - делится Галина Семёновна. - Здесь чужая мебель, чужие обои, люстры. Для нас эта квартира никогда не станет домом, это просто четыре стены, чужие. В то же время наш любимый дом и наши любимые родители останутся «за границей». Это сейчас они более-менее здоровы, но ведь время идёт, и годы чем дальше, тем больше будут сказываться на их здоровье и силах. А нас не будет рядом, чтобы им помогать и их поддерживать. Эта мысль разрывает мне сердце. Когда думаю об этом, готова сразу всё бросить и вернуться домой. Но если мы вернёмся в Макеевку, то сможем ли видеться с сыном, с внучкой, когда захотим? Не получится ли так, что, отделившись от территории ДНР, Украина сделает невозможным или очень затруднённым и транспортное сообщение между ДНР и украинской территорией. И что же нам останется? Видеть сына и внучку только по скайпу? Какое материнское сердце это сможет выдержать? Вот какой непростой, какой трудный выбор нам надо сделать».

Первые минуты 2016-го были заполнены звонками по телефону, по скайпу. Галина и Анатолий поздравляли родных и друзей, и их поздравляли. Затем, под ненавязчиво звучащий с экрана телевизора новогодний концерт, супруги заговорили о том, что больше всего их волновало - о том, какое им выбрать решение.

Шампанское было выпито, оливье съеден, за окном начинало сереть первоянварьское утро, но двое сидящих за новогодним столом людей так и не смогли найти выход из сложившейся ситуации. Оба варианта были грустны и таили в себе безысходность.

«Мы не о себе думаем. За себя душа не болит. Мы и там, и здесь сможем жить - может, не очень хорошо и комфортно, но какая разница? - поясняет Галина Ляхова. - Но любой выбор подразумевает потерю, вот что страшно. И потому этот выбор - такой трудный и горький. Одно ясно - его надо сделать обязательно».

Марина ЛИТВИНОВА.



Теги: Донбасс, война, Мариуполь, Новый год, переселенцы
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх