Кусок мяса - деликатес, боевики с пасхами и закрытые кладбища - в оккупированном Донецке готовятся к Светлому воскресенью

30.04.2016 12:12
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Кусок мяса - деликатес, боевики с пасхами и закрытые кладбища - в оккупированном Донецке готовятся к Светлому воскресенью

Донецк готовится встретить светлый праздник Пасхи. Правда, по признанию самих дончан, в душе у них есть ощущение грусти и некоей апатии. Боевики т.н. "ДНР", вот уже второй год как захватившие город, продолжают нагнетать панику, стращая население "очередным наступлением" чуть ли не в Пасхальную ночь, пишет "Сегодня".

Обстрел автомобилей в пгт Еленовка, что в 20 км от Донецка, и шестеро погибших также не дают дончанам поводов для радости. Пятница, 29 апреля, в Донецке была объявлена траурным днем.

К этому можно добавить практически полную невозможность выехать из Донецка – из-за трагедии в Еленовке боевики закрыли свой пост и украинским пограничникам также пришлось закрыть контрольный пункт въезда-выезда "Новотроицкое". На оставшихся КПВВ творится "ад": люди ночуют там по двое-трое суток, чтобы проехать через линию разграничения. По свидетельству очевидцев, в очередях томятся по 600-700 машин.

"Праздник радостный, светлый – а вот ощущения полной свободной радости нет. Вокруг один негатив, люди грустные ходят. Спокойствия нет, денег у людей нет, светлого будущего тоже нет. Одна "радость" – в Пасхальную ночь вроде бы комендантский час отменят", – вздыхает дончанка Лариса Беззубенко.

Дончане говорят, что из-за боевых действий и оккупации праздник вызывает определенные переживания. "В прошлом году на утреннем освящении куличей буквально под звук колоколов начали еще раздаваться мощные залпы. Я человек впечатлительный, и меня, если честно, охватил настоящий страх, – говорит дончанка Варвара Чиляева. – Вообще, буквально все не давало забыть, что город на военном положении. Например, почему-то боевики решили, что в Светлое Воскресенье в храм нужно идти обязательно в форме, при этом небритыми и в грязной форме. При этом их было много, да и собственно чему удивляться, если на храмах уже давно висят таблички с предупреждением, что с оружием входить нельзя".

На улицах, возле городских рынков, куличи продают… собственно боевики, в камуфляже, слава Богу, хоть без оружия. Несмотря на их попытки изобразить на лицах радушие, люди с испугом проходят мимо и покупают куличи в более миролюбивых местах. К слову, куличи от боевиков чуть подороже тех, что продаются в магазинах. "Кто его знает, отчего это мужики в камуфляже продают куличи? Странно это видеть, поэтому не рискну, пожалуй, брать. Может, украли где, ну ведь явно не сами пекли... Да и стоят не в продуктовых рядах, а напротив точки, где оружие и форма продается", – поделилась с нами дончанка Ирина Сирая.

Основным поставщиком куличей стал Донецкий хлебокомбинат, который на упаковке своей пасхальной продукции поставил специальную отметку "Освящено оборудование и сырье". Также в продаже появились творожные пасхи, которые раньше были редкостью для Донецка, однако их цена в 245 рублей (123 грн) не привлекает покупателей.

Впрочем, донецкие хозяйки в Чистый четверг сами пекли пасхальные куличи – без них праздник не праздник. Говорят, если раньше пекли по 20-30 штук, то в этом году вряд ли напекут больше десятка. Для тех, кто получается зарплату в 5-7 тысяч рублей (2,5-3,5 тысяч гривен) цены на продукты питания – больной вопрос. "Все подорожало – яйца, творог, мука... Хорошо, что в марте, когда были в Мариуполе, привезли немножко продуктов и оставили про запас, на Пасху. Стыдно признаться, везли через границу кусок мяса и баночку красной икры! Это деликатес теперь у нас. Шоколадные конфеты тоже "из Украины" тянули, внуков угостить, для себя – бутылочку кагора. Тут он по 150 рублей (75 гривен), а там – гораздо дешевле", – отметила жительница Макеевки Мария Кравчук. Ее землячка Виктория Орлова добавляет: если мужу – шахтеру со стажем постоянно задерживают зарплату и выплачивают по 10-15% в месяц, то ни о каком ломящемся от яств столе и речи не идет. "Раньше мы пекли много пасок, красили яйца. Ходили по гостям – поздравляли всех, а теперь, наверное, даже куличи печь не будем. Пару штучек купим в магазине, с десяток яиц отварим – и хватит. Экономим не только на праздниках и веселье, а и на всем остальном", – подытожила Виктория.

А вот встречать Пасху дончане намерены скромно и тихо. "Раньше мы всегда на Пасху ходили ночью в храм, стояли службу. Но в том году не ходили, и в этом, наверное, не пойдем. Даже если комендантский час отменят, то с непривычки все равно боязно, выходить на улицу. Вечером в Донецке, после 20:00 ходить страшно – улицы пустые, и от непонятных личностей шарахаешься. Кто его знает, что у него на уме, когда кругом нет людей. Тем более, что праздник для некоторых – лишний повод выпить, а если учесть сколько контуженных камуфлижников в городе, у которых на руках оружие есть… в общем, наверное, и эту Пасху мы проведем дома", – рассказала дончанка Вероника Аниканова.

Провести праздничные дни вдали от дома решаются немногие – дорога к местам отдыха долга, трудна и опасна. "Пасха и майские праздники всегда были своеобразным весенним "отпуском". Череда выходных дней позволяла отдохнуть от работы, съездить с семьей на природу, пожарить шашлык. Бывало, что в машину садились – и на Азовское море отправлялись на несколько дней. Или за Донецк выезжали в лесок и там пикник устраивали. Но как у нас уже говорят…. то осталось все при Украине. Теперь за этим остается мечтать и скучать. Куда податься на эти праздники – ума не приложу. Выехать из Донецка – не вариант, – сетует Николай Чепуренко. – Люди сутками торчат в очереди, и я не хочу все праздники с семьей простоять на блокпосте. За город вообще опасно выезжать, даже там где бои не шли и не рвались снаряды, есть вероятность попасть на растяжку. Так что сейчас Донецк – колония-поселение. Живем по вольному режиму, а за территорию нельзя".

Для дончан, конечно, приготовили "праздничные мероприятия" на Пасху, например, ярмарки и концерты местных артистов в парке Щербакова или открытие летнего сезона детской железной дороги, которая, к слову, проходит по одному из самых опасных районов Донецка. "Пусть там всего две станции, но я не пойду с ребенком туда кататься – район Гладковки я считаю страшным и не представляю, как там люди живут. Психологически мне трудно", – призналась молодая мама Марина.

Огорчает дончан и тот факт, что в пасхальную неделю далеко не все смогут побывать на кладбищах, где находятся их усопшие родные и близкие люди. Два погоста в Донецке закрыты – Иверское и 15-е Застанционное кладбища. Они находятся в обстреливаемом районе, к тому же, не исключено, что они могут быть нашпигованы растяжками. Кладбища в других городах, особенно за линией разграничения, стали вообще недоступны. "Мне, чтобы приехать на кладбище в Авдеевке, сперва придется выехать через Курахово на Красноармейск, а потом оттуда до Авдеевки. Если даже идеально без очередей блокпосты проходить, то дорога в одну сторону займет целый день", – говорит дончанин Олег Пшеничный.


Фото: www.segodnya.ua/

Теги: Донецк, Донбасс, праздник, Пасха

Вверх