Миру грозят страшные катаклизмы. Прогноз ученых до 2015 года

14.06.2011 16:00
Миру грозят страшные катаклизмы. Прогноз ученых до 2015 года

Природные катаклизмы в короткое время могут привести к катастрофическим последствиям: унести жизни многих людей, оставить население больших территорий без крова и средств к существованию, раз­рушить экономики целых государств и стать причиной широкомасштабных эпидемий и тяжелых инфекционных заболеваний. В настоящее время мировое сообщество не готово к такому возможному развитию ситуации. Между тем, в гео­ло­гической жизни нашей планеты неоднократно наблюдались периоды су­щест­вен­ного повышения эндогенной активности. Очередной такой  период,  как по­ка­зы­вают многие геологические индикаторы, уже наступил.

О последствиях череды страшных землетрясений и ударов цунами в Японии, о сейсмической и вулканической активности, и о том, что ждет нашу планету дальше, рассказал профессор Эльчин Халилов - председатель Международного комитета по глобальным изменениям геологической среды GEOCHANGE.

Эльчин Халилов

Катастрофа в Японии и её последствия

- Международный комитет GEOCHANGE завершает подготовку второго доклада по глобальным изменениям геологической среды. Уже сейчас можно сказать, что развитие сейсмической ситуации на нашей планете полностью подтверждает среднесрочный прогноз, представленный в первом докладе МК GEOCHANGE, опубликованном в июне 2010 года. Как и прогнозировалось комитетом, 2010 год отличался началом повышения сейсмической активности, но с 2011 года этот процесс вошел в новую активную фазу, совершив своеобразный скачок в выделенной сейсмической энергии и числе сильных землетрясений.

Землетрясение в Японии

Начнем с того, что 2011 год с первых дней начался серией сильных землетрясений: 1 января - с магнитудой 7,0 в провинции Сантьяго Дел Эстеро в Чили, 2 января - с магнитудой 7,1 и 10 января - с магнитудой 6,0 у побережья центральной части Чили, 12 января - с магнитудой 6,5 недалеко от Японии в области островов Бонин, 18 января - в Пакистане с магнитудой 7,2.

Между тем катастрофическое землетрясение в Японии с магнитудой 8,9 и последующее цунами стали индикатором новой фазы глобальной сейсмической активности и заставили вздрогнуть весь мир.

Цунами в Японии

Апокалипсис в Японии: страшные последствия землетрясения и цунами (ФОТО)

Новые кадры цунами в Японии (ВИДЕО)

Цунами смывает Японию. Подборка видео

Землетрясение показало, насколько слабым и неподготовленным оказалось человечество перед природной стихией. Человечество было шокировано неподготовленностью технологически высокоразвитой Японии, которая в вопросе сейсмической безопасности оказалась в роли "голого короля". Сейчас уже всем очевидно, в том числе правительству Японии, что расхлебывать последствия аварии на атомной станции "Фукусима-1" будет все человечество. Во время своего предыдущего интервью я сравнил масштабы катастрофы на атомной станции "Фукусима-1" с аварией на Чернобыльской АЭС, но это отрицалось экспертами МАГАТЭ, Японии и других стран. Сейчас эта авария официально получила статус седьмой - высшей категории опасности для аварий на атомных станциях. Можно еще какое-то время делать хорошую мину при плохой игре. Но, так или иначе, Япония уже вступила в "битву за выживание" со стихией.

Авторитетная международная организация Европейский комитет по радиационному риску (ECRR) сообщила о пугающих воображение прогнозах относительно последствий аварии на японской АЭС. По их мнению, радиоактивные выбросы "Фукусимы-1" спровоцируют широкомасштабный всплеск онкологических заболеваний. Согласно расчетам, из трех миллионов человек, проживающих в радиусе 100 километров от атомной станции, смертельное заболевание поразит около 200 тысяч. А среди семи миллионов человек, живущих на территории в радиусе от 100 до 200 километров от "Фукусимы-1", будет диагностировано еще 220 тыс. случаев заболевания. Специалисты утверждают, что такая судьба грозит всем жителям окрестностей АЭС, если они останутся в своих домах хотя бы в течение года. Единственным способом избежать угрозы ученые считают полную и немедленную эвакуацию населения из зоны до 100 километров в северо-западном направлении от аварийной АЭС. Помимо этого, ECRR настаивает на привлечении к ответственности должностных лиц, скрывающих правдивую информацию от населения и мирового сообщества, а также тех, кто намеренно занижает риски для здоровья людей в результате этой аварии.

АЭС Фукусима-1

Надо отметить, что предоставленные прогнозы распространения радиоактивного заражения не учитывают продолжающуюся разгерметизацию станции "Фукусима-1" и ухудшение ее технического состояния. На днях специалисты оператора АЭС, компании TEPCO, сбросили в Тихий океан более 10 тонн радиоактивной воды, чтобы освободить место для еще более зараженной воды, поступающей из реакторов. Сообщалось также об образовании в одном из резервуаров второго энергоблока 20-сантиметровой трещины, через которую вытекала радиоактивная вода. Накануне утечку удалось полностью ликвидировать с помощью жидкого стекла. Тем временем утечки радиации из реакторов многократно повысили естественный фон излучения в морской воде у побережья Японии. Радиоактивные элементы проникли в грунтовые воды, а также были обнаружены в продуктах, почве и водопроводной воде в ряде японских провинций. Радиация также добралась до территории других государств.

Эксперты Китая официально заявляют, что последствия и масштабы этой катастрофы значительно превысят негативные последствия аварии на Чернобыльской АЭС и будут пагубными для всего человечества. Заявления о том, что не пострадал ни один человек от радиоактивного заражения, тогда как в радиусе 30-километровой зоны радиоактивного заражения продолжают проживать люди, звучат, мягко говоря, несерьезно. Все слышали по телевидению сообщение о больших дозах радиоактивного заражения персонала и спасателей на АЭС "Фукусима-1", что транслировалось по всем телеканалам мира. Кроме того, последствия радиоактивного заражения для людей, животных, флоры и фауны могут проявляться спустя месяцы и годы. Последствия радиоактивного заражения от аварии на Чернобыльской АЭС для десятков тысяч людей СССР и Европы до сих пор дают о себе знать. "Сладкая ложь" никогда не может быть лучше "горькой правды".

Землетрясения и цунами

- Для геологов и геофизиков очевидно, что в настоящее время активизировалась Тихоокеанская плита в зонах субдукции. Эти гигантские сверхглубинные разломы, по которым одна из плит погружается под другую, начали активизироваться. Как нами и прогнозировалось, первым активизировался район "Огненного кольца". Первый удар стихии в "Огненном кольце" пришелся на Японию. Но, сожалению, это не последний сейсмический удар по этой стране.

- Несмотря на огромное число афтершоков большой силы, многие из которых превысили магнитуду 6, и толчков, превышающих магнитуду 7, напряжения в этой зоне не разрядились. Это связано с продолжающимся ускорением движения Тихоокеанской литосферной плиты. Да, часть тектонических напряжений разряжена, но в соседних очагах они находятся на критическом уровне, и сейчас, когда окружающие зоны разряжены, накопление напряжений в еще "несработавших" очаговых зонах становится еще более интенсивным.

В период до 2015 года в Японии ожидается еще несколько катастрофических землетрясений с магнитудой больше 8 и сильных цунами, и к этому должна готовиться не только Япония, но и все мировое сообщество, учитывая наличие большого числа АЭС в этой стране.

Следующие после Японии регионы, где ожидаются катастрофические землетрясения и цунами, - Индонезия, Филиппины, западное побережье Северной и Южной Америк. В эти зоны входят ряд крупных мегаполисов - Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Мехико, Сантьяго и др. Ожидается активизация одного из самых сейсмоопасных разломов мира - Сан-Андреас, в Калифорнии. Сан-Андреас - трансформный разлом между Тихоокеанской и Североатлантической плитами, длиной 1300 километров. С этим разломом связаны катастрофические землетрясения с магнитудой выше 8, например, в Сан-Франциско в 1906 году. Пик сейсмической активности для территории "Огненного кольца" приходится на 2013 год.

Вторым после "Огненного кольца" начнет активизироваться Альпийско-Гималайский сейсмический пояс, охватывающий территорию многих стран южной Европы, Среднего Востока, Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии от Альпийских до Гималайских гор включительно. Уже в 2011 году ожидается, что эта территория будет проявлять сейсмическую активность в основном толчками с магнитудами 5 - 6, в некоторых случаях - более 7. Но с середины 2012 года "пульс" Альпийско-Гималайского пояса будет весьма учащенным с частым проявлением сильных землетрясений с магнитудой более 7. Пик сейсмической активности для этой территории прогнозируется на 2014 год.

Землетрясение в Новой Зеландии

Землетрясение в Новой Зеландии.

Вулканическая активность

- Первыми, так же как и при сейсмической активности, начнут активизироваться вулканы "Огненного кольца" и в первую очередь - крупнейшие вулканы Японии, Дальнего Востока и Индонезии. Выявленная нами совместно с академиками Виктором Хаиным, Шафаятом Мехтиевым и Тофиком Исмаил-Заде закономерность пространственно-временного распределения извержений вулканов дает основание утверждать, что вулканическая активность повыcится с некоторым запаздыванием по отношению к сейсмической активности. Это значит, что к середине 2011 года многие вулканы "Огненного кольца" начнут просыпаться. К числу уже активно извергающихся вулканов с конца 2010 года относится крупнейший в Индонезии вулкан Мерапи, который мне удалось посетить в 2009 году с исследовательской группой GNFE при содействии правительства провинции Yogyakarta. Одну из самых больших опасностей также представляют вулканы Кракатау и Фудзияма, извержения которых приводили в историческом прошлом к огромным жертвам и порождали сильнейшие цунами, зачастую сопровождаясь катастрофическими землетрясениями. Пик вулканической активности придется на 2014 - 2015 годы.

Вулкан Гримсвотн

Извержение вулкана Гримсвотн в Исландии (ВИДЕО)

С 2012 года начнет повышаться вулканическая активность Альпийско-Гималайского сейсмического пояса. Здесь прежде всего речь идет о крупнейших вулканах Италии, в первую очередь - Везувия и Этны. Печально известный своей разрушительной силой вулкан Везувий, под многометровым слоем пепла которого был погребен вместе со всеми жителями легендарный город Помпеи, может вновь выплеснуть из недр Земли гигантскую скопившуюся энергию.

Только цифры

По данным крупнейшей в мире швейцарской страховой компании Swiss Re, в 2010 году экономические потери от природных катаклизмов составили $222 млрд, что втрое превышает экономические потери за 2009 год ($63 млрд). Число погибших во время природных катаклизмов в 2010 году превышает 320 тыс. человек, тогда как в 2009 году число погибших составляло около 15 тыс. человек. В соответствии с докладом экономической комиссии ООН по Латинской Америке и Карибскому региону (CEPAL), в 2010 году от природных катаклизмов в странах Латинской Америки погибли 300 тыс. человек, материальный ущерб составил $49,4 млрд. Только в России в результате лесных пожаров и сильной жары погибло около 15 тыс. человек.

По материалам: donbass.ua, ru.geocataclysm.org, www.ru.geochange-report.org