Галактика NGC 4150 переживает "омоложение"

19.11.2010 13:45
NGC 4150, удалённая на 44 млн световых лет от Земли.

Интернациональная группа учёных обнаружила следы относительно недавней вспышки звездообразования в эллиптической галактике NGC 4150.

«Считается, что эллиптические галактики населены стареющими звёздами, а процесс формирования новых практически останавливается, — говорит участник исследования Марк Крокетт (Mark Crockett) из Оксфордского университета. — Причина проста: заканчивается строительный материал — газ». В последние годы, однако, наземные и космические телескопы начали находить в таких галактиках скопления молодых звёзд, рождённых менее миллиарда лет назад.

Наблюдения, выполненные в рамках проекта SAURON, показали, что NGC 4150 сохраняет некоторую активность. Более тщательно охарактеризовать её помогла камера WFC3 телескопа «Хаббл», работающая в видимой, ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра. «В видимом свете NGC 4150 мало чем отличается от «обычной» эллиптической галактики, — рассказывает коллега г-на Крокетта Джозеф Силк (Joseph Silk). — Нас гораздо больше интересовал УФ-диапазон».

На переданных «Хабблом» изображениях в центральной области галактики выделяются мощные полосы пыли, кольцо молодых звёзд размером около 1 300 световых лет и ядро, содержащее светила более внушительного возраста. Последняя вспышка звездообразования произошла около миллиарда лет назад, то есть сравнительно недавно. «Наиболее массивные из сформировавшихся в ней звёзд уже погибли, — уточняет г-н Силк. — Возраст самых молодых колеблется от 50 до 300–400 млн лет. При этом большинство звёзд в NGC 4150 родилось около 10 млрд лет назад».

Авторы считают причиной «омоложения» NGC 4150 объединение с другой, менее массивной галактикой. Оценив металличность (содержание металлов, элементов тяжелее гелия) новых звёзд, учёные установили, что масса поглощённой при столкновении галактики должна была составлять 300 млн солнечных, тогда как масса звёзд в самой NGC 4150 равняется 6 млрд солнечных.

«Результаты работы подтверждают истинность наших предположений о том, что заметную роль в эволюции эллиптических галактик играют небольшие по масштабу поглощения», — заключают астрономы.

По материалам: science.compulenta.ru