Космонавт Игорь Волк: "Я тяжело переживаю разделение наших стран. Мы ведь из одной колыбели!"

11.05.2011 14:52
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
«Здоровье у вас в порядке. Хоть снова в полет!» - сообщил лечащий врач - гендиректор Славкурорта Виктор Яковленко своему пациенту - летчику-космонавту СССР Игорю Волку.
«Здоровье у вас в порядке. Хоть снова в полет!» - сообщил лечащий врач - гендиректор Славкурорта Виктор Яковленко своему пациенту - летчику-космонавту СССР Игорю Волку.

В краматорский корпункт «Донбасса» позвонил гендиректор Славкурорта Виктор Яковленко. «Если хотите пообщаться с легендой авиации и космонавтики - приезжайте, Игорь Волк вас ждет», - сообщил давний друг нашей газеты. И вот я вхожу в уютную палату, где отдыхали и лечились российский космонавт с украинскими корнями и его супруга.

Звезда за «отпуск» на орбите

Биографии 58-го космонавта СССР хватит на три жизни. Родился в 1937 году в Змиеве Харьковской области. Юность провел в Уссурийске Приморского края и в Курске.

- Игорь Петрович, как пришли в авиацию?

- В начале 50-х годов, когда семья жила в Курске, отец трудился на машзаводе, я заканчивал школу. Как-то в класс пришли пилоты из аэроклуба и пригласили на занятия. Вначале желающих было много, но едва дело дошло до обслуживания матчасти, их стало меньше. Но я остался, в 54-м завершил обучение и собрался стать военным пилотом. Родители же настояли, чтобы поступал в Харьковскую артиллерийскую радиотехническую академию. Я уже почти сдал вступительные экзамены. Вдруг над казармой пролетает самолет. Это было как знак… Едва стемнело, выпрыгнул из окна и вернулся домой. В тот же год поступил в Кировоградское военное училище летчиков. Через два года меня направили в Бакинский округ ПВО.

- Там вас и застала весть о покорении космоса Юрием Гагариным?

- Да, мы как раз собрались в полеты, а тут новость по радио... В тот момент, честно признаюсь, мыслей о космосе не было, хоть и родился 12 апреля. Меня заметили на испытательской работе и в 1978 году зачислили в отряд космонавтов по проекту «Буран». В 80-м завершил обучение и до 1995 года - в составе отряда. Ну, а летчиком-испытателем был вплоть до 2001-го. Уже после полета в одном из интервью на вопрос «За что дали Звезду Героя?» я, пошутив, ответил: «За подаренный руководством десятидневный отпуск на орбитальной станции».

Экипаж Союза T-12: Владимир Джанибеков, Светлана Савицкая и Игорь Волк.

Экипаж «Союза T-12»: Владимир Джанибеков, Светлана Савицкая и Игорь Волк.

- Вы рано завершили карьеру военного в звании старшего лейтенанта. Почему?

- Старшее поколение помнит хрущевские сокращения численности армии и авиации: Никита Сергеевич по живому резал, потом, спохватившись, отменял прежние решения. Я не ждал ничего хорошего, поэтому позаботился о служении любимому делу, пусть даже в гражданском статусе. Добился приема у Гризодубовой. Валентина Степановна в 63-м возглавляла Летно-испытательный центр НИИ Министерства авиапромышленности. Уйдя в запас, в 65-м окончил школу летчиков-испытателей в Жуковском, а в 69-м - МАИ. Так стал испытателем.

Лучше б «Буран» был самолетом

- Как произошло, что проект «Буран» заморозили?

- Тогда для него не было четкой программы освоения околоземного пространства. Проект создавали в противовес американскому аналогу. Назвали космическим кораблем, а не самолетом, предъявив к нему жесткие требования. В итоге в 84-м на машзаводе в Тушино создали аппарат, совершивший 15 ноября 1988 года один беспилотный орбитальный полет. Но второй не мог состояться из-за отсутствия цифровых систем, способных решать сложные задачи. А то, что его сумели посадить в автоматическом режиме, вообще было чудом.

Меня назначили командиром первого экипажа. Для развития проекта создали аналог «Бурана» - БТС-002, он мог взлетать с обычного аэродрома. Его передали к нам, в Летно-исследовательский институт, и я выполнил ряд полетов перед выходом в космос.

В 1990 году Минобороны от идеи отказалось, и программу «Энергия-Буран» свернули, а в 93-м проект закрыли. Летавший в космос челнок был уничтожен в 2002 году при обрушении монтажно-испытательного корпуса в Байконуре, где он хранился с ракетой-носителем.

- Выходит, «Буран» был обречен?

- Он изначально был дорог из-за одноразовой ракеты «Энергия». Если бы его развивали как самолет, то и систему управления имели б другую: проще и надежнее - ту, на которой настаивало министерство общего машиностроения. И денег вариант требовал поменьше. Утвердили б его - челнок летал бы до сих пор.

- У проекта была недобрая слава. Дескать, много людей погибло при испытаниях...

- Слухи навеяны сюжетом фильма «Созвездие Волка» о работе моей группы. Так вот, 90 процентов той ленты - вранье. Но люди гибли, это правда. Первым из группы - Олег Кононенко. Он мог отказаться от испытательного полета на новинке - Як-38 - в Южно-Китайском море, где взлет производили с палубы корабля, но не сделал этого. В отличие от штатного летчика-испытателя. Тот как чувствовал, что будет труба дело... А остальные ребята группы погибли уже после того, как проект «Буран» был свернут.

«Кобра Волка» звучало бы смешно»

- Случались ли конфликты на орбите?

- Бывало всякое. Знаю случаи, когда, вернувшись с орбиты, люди не разговаривали друг с другом годами. Порой на станции чуть ли не до рукопашной дело доходило. Люди мы разные. Помню, как-то врач-космонавт Валерий Поляков в сердцах высказал нам: «Жаль, что мы вас отбирали, прежде всего, по состоянию здоровья…». Вот и ответ.

- Можно ли возродить проект многоразовых космических челноков?

- Даже нужно! При нынешних компьютерах возрождение «Бурана» или создание лучшего проекта - вполне реально. Уже есть новинки авиационно-космической системы, не нуждающиеся в ракете-носителе «Энергия». Взлетает с обычного аэродрома - и на орбиту. Есть и более серьезные разработки, использующие принципиально новые двигатели. А вот разговоры о марсианской программе - всего лишь фантазии наших руководителей. Я как-то сказал одному из активистов этой идеи: если в полет отправят людей, обратно аппарат вернется пустой. Нет техники, способной реализовать замысел, нельзя взять с собой столько топлива для двигателей и продуктов, чтобы прокормить экипаж.

- Правда, что вы первым выполнили на перехватчике Су-27 популярный у «Русских витязей» маневр, названный «коброй Пугачева»?

- Действительно, когда испытывал машину на небольшой высоте с большим углом атаки, она вдруг стала неуправляемой. Надо катапультироваться, но я, глядя на высотомер, решил, что сделать это еще успею. Машинально выключил систему автоматического управления (она ограничивала выход на критические углы атаки), и машина стала меня слушаться. Я форсировал двигатели, заметив, что, выйдя далеко за критический угол атаки (более 100 градусов), самолет не свалился в штопор, а вошел в нормальный режим. Набрав высоту, сознательно повторил маневр. Вернувшись на базу, обо всем сообщил генеральному конструктору. С тех пор маневр и удивляет публику на авиашоу с участием Су-27. А почему «Пугачева»? Это мой напарник, я ему передал опыт, а он показал фигуру в Ле-Бурже (Франция), к восторгу зрителей. Согласитесь, «кобра Волка» звучало бы смешно.

«Мы - из одной колыбели»

- Почему выбрали Славкурорт?

- Санаторий «Юбилейный» проверен на деле моими коллегами. Они уже проходили курс лечения, остались довольны и мне посоветовали подкрепить здоровье именно здесь. В здравнице - уникальные грязи, самочувствие заметно улучшилось, спасибо прекрасному медперсоналу. Зачем же ехать в дальнее зарубежье? Лучше уж в братский Донбасс… Как и многие, я тяжело переживаю разделение наших стран. Жаль, что не только правители оказались недальновидны, но и народы предали сами себя, разрезав прежнее могучее государство по живому. Большего смешения, чем украинской и русской крови, нет нигде в мире. Сколько семей пострадало! Очень хочется верить, что всё наладится. Мы ведь из одной колыбели!

- Что пожелаете читателям «Донбасса»?

- Я как-то побывал в одной из шахт и считаю горняков настоящими героями. Пусть у вас будет достойная жизнь, повышайте рождаемость, здоровья и оптимизма. Иначе грош цена всей этой демократии и самостоятельности!

Покоритель неба,  страниц,  воды и гор

Игорь Волк летал на всех типах истребителей, транспортников и бомбардировщиков. Испытал воздушно-космический самолет, разработанный по проекту «Спираль», проверял машины на штопор, на инерционное взаимодействие и аэродинамику. Первым провел дозаправку истребителя в воздухе. Поднял в небо аналог «Бурана» - БТС-002, совершил в 1986-1987 годах на нем 12 сложных полетов без выхода на орбиту. Своими учителями считает асов: Коккинаки, Анохина, Амет-хана и Гудкова.

17 июля 1984-го с Байконура стартовал корабль «Союз T-12». На орбитальную станцию «Салют-7» прибыли исследователь Игорь Волк, инженер Светлана Савицкая и командир Владимир Джанибеков. Полет продлился 12 суток, в Волк первым из летчиков-космонавтов после посадки сразу поднял в воздух истребитель МиГ-25, затем пассажирский Ту-154 с переделанной под «Буран» системой управления. Слетав из Байконура в Жуковский и обратно, он доказал: пилот после пребывания в космосе может в ручном режиме посадить «Буран» при спуске с орбиты.

Игорь Петрович - Герой Советского Союза, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством». Живет полковник в Москве, возглавляет Российский национальный аэроклуб. В соавторстве с Василием Анисимовым издал книгу «Цель - 2001 год. Авиационная и космическая техника мира», а также фантастический детектив «Космический «колпак». Страстный пловец и горнолыжник. Вместе с женой Валентиной (недавно супруги отпраздновали золотую свадьбу) вырастили двух дочерей.


Сергей Маринцев. Фото автора и из семейного архива Игоря Волка.

Теги: Донбасс, Донецкая область, космос, , Славянск
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх