Астрономы нашли ближайшую к Солнцу "юную" звезду

08.09.2011 10:05
Астрономы нашли ближайшую к Солнцу "юную" звезду

Астрономы из США, Австралии и Чили доказали, что карлик АР Голубя (2MASS J06045215-3433360) должен считаться ближайшим к Солнцу молодым светилом.

АР Голубя была классифицирована как вспыхивающая звезда типа UV Кита в 1995 году. Вскоре учёные выяснили, что она, возможно, располагается на небольшом расстоянии от нас, и 2MASS J06045215-3433360 стала очень популярным объектом наблюдений.

В новой работе обсуждается информация, собранная за последние восемь лет. Основные астро- и фотометрические данные передал 0,9-метровый телескоп чилийской обсерватории Серро-Тололо, а спектроскопические наблюдения проводились на установленном рядом с ним более крупном 1,5-метровом телескопе и телескопах австралийской обсерватории Сайдинг-Спринг и американской Обсерватории им. Лика. Максимально точные измерения были выполнены с помощью спектрографа HIRES на 10-метровом телескопе Кек I.

Обработав весь объём данных, авторы оценили скорость собственного движения АР Голубя (342,0 ± 0,5 угловой миллисекунды в год), тригонометрический параллакс и расстояние, отделяющее Солнце от звезды (8,39 ± 0,07 пк, или 27,37 ± 0,23 светового года). По результатам спектроскопии была определена лучевая скорость АР Голубя, которая оказалась стабильной и равной 22,4 ± 0,3 км/с.

Снятые спектры также содержали указания на возраст светила, одним из которых стала линия лития на 6 708 Å. Дело в том, что литий легко уничтожается в процессах термоядерного синтеза, протекающих в звёздах, и регистрируется в фотосферах объектов, ещё не израсходовавших начальные запасы элемента. На рисунке ниже интенсивность поглощения, характерная для 2MASS J06045215-3433360, сравнивается с показателями молодой (~6 млн лет) звезды ε Cha 9 и более старого карлика GJ 402, соответствующих ей по спектральному типу. Легко заметить, что АР Голубя имеет некоторую среднюю «глубину» линии, а значит, и возраст её попадает в диапазон, ограниченный ε Cha 9 и GJ 402.

Другим индикатором молодости стали линии натрия на 8 183 и 8 195 Å, вид которых зависит от ускорения силы тяжести на поверхности светила. Эта их особенность позволяет обнаруживать звёзды, ещё продолжающие сжиматься и не вышедшие на главную последовательность.

В итоге возможный возраст АР Голубя был ограничен снизу и сверху значениями ~12 и ~50 млн лет. Такая оценка делает 2MASS J06045215-3433360 второй по возрасту системой в радиусе 10 пк от Солнца; первое место принадлежит связанной тройке AU Микроскопа, AT Микроскопа А и AT Микроскопа В, входящей в состав движущейся группы звёзд β Живописца. При этом звание ближайшей молодой звезды переходит к АР Голубя, поскольку упомянутые светила из созвездия Микроскопа расположены в 9,9 пк от нас.

По материалам: science.compulenta.ru