Астрономы обнаружили очень тусклое звездное скопление

29.04.2012 13:35
Астрономы обнаружили очень тусклое звездное скопление

Группа астрономов из США, Чили и Канады составила описание удивительно тусклого шарового звёздного скопления в созвездии Малой Медведицы.

Отыскать новое скопление, обозначенное как Muñoz 1, помогли наблюдения на Канадско-Франко-Гавайском телескопе. Установленная здесь 340-мегапиксельная камера MegaCam была нацелена накарликовую сфероидальную галактику в Малой Медведице, и на снимках, сделанных летом 2010-го, учёным посчастливилось обнаружить неизвестную плотную группу звёзд, расположенную совсем рядом с этой галактикой.

Тщательное исследование изображений с MegaCam показало, что Muñoz 1 удалено на (45 ± 5) кпк от нас, а радиус круга, в котором заключена половина светимости скопления, составляет (7,1 ± 2,1) пк. Абсолютную визуальную (то есть измеренную в стандартной фотометрической полосе V) звёздную величину скопления астрономы приняли равной –0,4 ± 0,9, что соответствует визуальной светимости, достигающей всего 120+160–65 солнечных. Сравнимые характеристики имеет только одно известное скопление — Segue 3 в созвездии Пегаса; к сожалению, погрешности измерений не позволяют сказать, какой из двух объектов следует считать более тусклым.

Дополнительные спектроскопические наблюдения Muñoz 1 были проведены в середине 2011-го на телескопе Кек II. Измерив радиальные скорости нескольких звёзд, с большой вероятностью относящихся к скоплению, они выяснили, что последнее не связано с карликовой галактикой, хотя на снимках, как уже говорилось, соседствует с ней.

Возможно, низкая яркость Muñoz 1 объясняется тем, что в прошлом оно встречалось с Млечным Путём и потеряло значительную часть своих звёзд. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, необходимо восстановить траекторию движения скопления, чем авторы и намерены заняться. Кроме того, они хотят оценить его общую массу и выяснить, какая её часть приходится на тёмную материю.

По материалам: science.compulenta.ru