Как на сцене трясло Магомаева и падал Крючков

02.02.2012 10:30
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Ярослав Шмата показывает, как Муслим Магомаев схватился за провод.
Ярослав Шмата показывает, как Муслим Магомаев схватился за провод.

Президент Донецкого творческого объединения «Горизонт», вокалист одноименного ансамбля Ярослав Шмата, за 36 лет объездивший с концертами множество стран, уже шесть лет занимается организацией праздников в столице края, работая с театрами, Дворцами культуры, творческими коллективами. К тому же является главным Дедом Морозом Донецка. А начинал Ярослав Михайлович, на плечах которого в этом году особо приятный груз - культурно-массовая программа на фан-зоне во время Евро-2012, обычным связистом в шахтопроходческом стройуправлении, а потом и на самой шахте «Октябрьская». Вскоре одаренного парня засосала общественная работа. В процессе нее было огромное количество интересных встреч, в том числе с легендарными певцами и актерами. Но особенно памятна - с Николаем Крючковым («Трактористы», «Парень из нашего города», «Баллада о солдате»), который снимался на «Октябрьской» в фильме «Адрес вашего дома», увидевшем свет 40 лет назад.

Явление Ободзинского

- На шахту я перешел в 69-м. Она тогда била рекорды, считалась образцово-показательной, - вспоминает Ярослав Михайлович. - Во дворе - сад, корты, оранжереи. При спуске горняки могли выбрать бесплатно газировку, чай или кофейный напиток. Оборудование - самое современное.

На «Октябрьскую» периодически приезжали первые секретари ЦК Компартии Украины Петр Шелест, Владимир Щербицкий, руководство областей. Спускались в забои (их, конечно, водили по лучшим участкам, где ползти не надо, лишь - голову пригнуть), мылись в бане. Побывали здесь неподражаемый юморист Аркадий Райкин, космонавты Георгий Береговой, Герман Титов, президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш.

- Все эти «столпы» прошли мимо меня. Не того калибра я тогда был человек, - улыбается Шмата. - Но однажды под вечер меня пригласили в партком и сказали: «Славик, завтра нужно быть значительно раньше, чем обычно, до начала первого наряда». А он начинался, кажется, в полшестого утра. За мной даже машину прислали, так как жил тогда далеко.

Оказалось, ранним утром в Донецк приехал гремевший тогда на всю страну певец Валерий Ободзинский (70-летие со дня его рождения отмечалось 24 января). Он должен был выступить в административно-бытовом комбинате перед горняками первой смены до того, как те спустятся в шахту. А потом уже ехать готовиться к основному концерту - то ли в филармонии, то ли в театре.

- Сняли его с поезда «тепленьким». Явно не выспавшимся, точнее не проспавшимся, - вспоминает Ярослав Михайлович. - Завстоловой то и дело бегала в его кабинетик, расположенный рядом с моим, где хранилась аппаратура. Носила чаи-кофеи... Отпаивали его, отхаживали. Он был в модной коротенькой дубленке. Очень энергичный, веселый. «Ну, дружище! - обнял меня, когда немного пришел в себя. - Какие у тебя микрофоны?». Я показал, а он: «Хо-ро-шо! Впрочем, у меня голос такой, что и без них обошлись бы». И действительно, так проверил акустику в зале, пока народа еще не было, что стекла, кажется, зазвенели.

Концерт, длившийся чуть более получаса, прошел на ура. «Эти глаза напротив» Ободзинский даже спел на бис.

«Фейерверк» для Муслима

Аналогично наш земляк встречал и Муслима Магомаева, который привез с собой еще и двух симпатичных девиц. Так они с ним «гримерку» и делили. Впрочем, неприятный инцидент произошел вовсе не по их вине…

- Вечером почему-то со сцены не убрали трибуну и президиумные столы, которые никак в мини-концерт не вписывались, - рассказывает Ярослав Михайлович. - Тут нужно ставить аппаратуру, подключать микрофоны со стойками, синтезатор, усилители, колонки. Комбинировать свою технику с привезенной артистом. А приходится еще и со столами во-зиться. Суматоха, шум. Разные шнуры вьются по сцене, будто змеи. Электрик что-то отрезает, тянет, перематывает. До начала остается уже немного времени, Магомаев, желая порепетировать, начинает всех торопить. И хватает с одного из столов переплетение каких-то шнуров. В том числе - оголенный провод под напряжением! Артиста начинает трясти, искры летят. Еле оттолкнули его от этого «фейерверка». Он матюкнулся, потом, правда, извинился. И, похоже, подзарядившись таким необычным способом энергией, отработал программу на «отлично». Несмотря на раннее время - еще и шести утра не было, зал оказался битком набит. Создалось впечатление, что сбежался весь поселок.

А на следующий день Шмата еще с тремя ответственными за прием артиста были на парткоме. Пропесочили их изрядно, но - обошлось…

Чемоданчик народного артиста

- Телевидение здесь, кажется, жило, так что количество людей с камерами в 1971-м никого особо не удивило. Лишь потом стало известно, что здесь ведутся съемки фильма «Адрес вашего дома» с Николаем Крючковым, - вспоминает президент «Горизонта». - По сценарию, старый шахтер Панас Байда, потерявший во время войны сына, случайно узнал, что шестеро мальчиков (среди которых был и его), находившихся в поезде и попавших под обстрел, живы. Они выросли, имеют семьи, разъехались по разным городам и носят одно имя: Иван Бессмертный. Панас отправляется по всем адресам в надежде узнать в одном из шести своего сына...

Николай Крючков в фильме Адрес вашего дома, который снимался на донецкой шахте Октябрьская.

Николай Крючков в фильме «Адрес вашего дома», который снимался на донецкой шахте «Октябрьская».

Кино, в общем, получилось душевное. А раз уж судьба послала в наши края народного артиста СССР, грех было не воспользоваться случаем… И Крючкова уговорили провести в кинотеатре «Аврора» (сейчас там коммерческий центр) творческий вечер. А Шмате выпало подготовить его техническую часть.

- За натянутым экраном было метра полтора свободного пространства. Столик стоял, стулья. Неосвещенное место, но хватало того света, что падал со стороны зала, - поясняет рассказчик. - Обосновался я там, выставил аппаратуру. Сижу, жду. И вот появляется 60-летний Крючков. В костюме, с интересным таким небольшим чемоданчиком. «Кто тут есть?» - спрашивает со своей особой хрипотцой, пока глаза привыкают к полутьме. «Я, - отвечаю. - Славик». «Ну, брат, привет! - протягивает он руку. - Николай Афанасьевич! Ну мы с тобой сработаемся, да?». Веселый такой, коммуникабельный. Я сразу взбодрился, успокоился.

Крючков стал рассказывать сценарий вечера: «Понимаешь, Славик, самое главное - это начало! Гляди, как это мыслится…». Потом прервался и, похлопывая по чемоданчику, попросил: «Ты мне организуй, пожалуйста, чайку. Тут такая проблема: если я раз в полчаса не выпью чаю, то работать не смогу».

- Я побежал, нашел директора, принес чайник, - продолжает Шмата. - Солидный такой, пузатый. «О! - обрадовался Крючков. - Молодец! А теперь я тебе что покажу». Открывает он свой чемоданчик с коваными углами, а там - «джентльменский набор»: водка, коньяк, еще что-то из крепкого спиртного, разложенные по отделениям чекушки. «Этого мне хватает часа на два-три, - пояснил Николай Афанасьевич. - Но главная составляющая - чай». И тут я понял, что его фирменная хрипотца - это болезнь. И, если не разогреет связки подобным возлиянием, говорить совсем не сможет. «Меня режиссеры не любят, - жаловался он мне. - Мне же нужны перерывы. Сниматься подряд два-три часа я не могу. Вот и торможу их».

Спасибо, что живой…

По задумке артиста, в начале встречи на экране должны были идти кадры из одного фильма, где он находится в шлюпке с другими матросами. В них попадает торпеда… Огромный взрыв, герой Крючкова погибает.

«Так вот... Весь цинус в том, что всё взрывается, темнота… А потом свет в зале включается, и я стою на сцене. Живой! Такое, понимаешь, грандиозное начало. И дальше всё пойдет как по маслу», - рассказывал Николай Афанасьевич.

И вот пошли кадры, зал рванул аплодисментами, а Крючков - на сцену. Взрыв на экране и… громкий звук падения.

- Оказывается, Николай Афанасьевич зацепился за микрофонный шнур. И, когда включается свет, он не стоит, а лежит. Но главное - что живой и невредимый! Самое интересное, что зрители (зал был забит: мест 500, а набилось под тысячу) решили, что так и задумано, и захлопали еще громче, - улыбается Шмата.

Он быстренько выставил новый микрофон, и встреча началась. Длилась она два с половиной часа и пролетела на одном дыхании. Правда, Ярослав Михайлович этого не заметил.

- Сидел за экраном сам не свой, - признается. - «Да что же это такое? - думал. - Магомаева чуть не убили, Крючкова едва не покалечили». Переживал жутко. Но - спасибо Николаю Афанасьевичу! В небольших перерывах, когда его подменяли другие артисты, а он шел «потянуть чайку», Крючков меня успокаивал: «Да ты что, брат? Всё нормально! Давай я тебе налью?». Я только отрицательно мотал головой, удивляясь, насколько простым может быть человек, известный на всю страну.

Косыгин попросил местную водочку

- Запомнилось, конечно, пребывание на «Октябрьской» председателя Совмина СССР Алексея Косыгина. Это уже в пору, когда я был комсоргом, - делится Ярослав Шмата. - Внутренний прием проходил в шахтной столовой, которая по дизайну и еде была на уровне ресторана. К Алексею Николаевичу подошел один из руководителей предприятия и спросил: «Что Вам налить?». А тогда самой лучшей водкой считались «Столичная» и «Московская», которыми заставили столы. Но высокий гость в ответ поинтересовался: «А есть что-нибудь местное, донбасское?». Как видно, начальство ожидало такой поворот - «рояль в кустах имелся». И вскоре Косыгину принесли «Донецкую степовую». Ее он и пил, выдавая тосты за шахтеров и наш край.


Андрей Кривцун. Фото автора.

Теги: Донецк, , , Донецкая область, фильм, праздник, Дед Мороз, культура, творчество
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх