Любимые люди и города одесского сатирика Романа Карцева

21.05.2014 18:57
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Роман Карцев в кино особенно запомнился как Швондер из великолепной экранизации булгаковского "Собачьего сердца". Кстати, сам артист уверяет, что "к сожалению, время шариковых и швондеров для нашей страны не прошло и не пройдёт никогда".
Роман Карцев в кино особенно запомнился как Швондер из великолепной экранизации булгаковского "Собачьего сердца". Кстати, сам артист уверяет, что "к сожалению, время шариковых и швондеров для нашей страны не прошло и не пройдёт никогда".

"Меня часто спрашивают, можно ли научить юмору? Конечно, нет. Научить можно высшей математике. Но в школах должен быть урок юмора. С первого класса. Чтобы дети учились быть свободными. Ведь юмор освобождает человека", - уверен артист эстрады и кино Роман Карцев, которому сегодня исполняется 75 лет. По словам юбиляра, его судьбу определили четыре человека - Михаил Жванецкий, Виктор Ильченко, Аркадий Райкин и жена Виктория, а также три города - родная Одесса, многому научивший Ленинград и ставшая вторым домом Москва.

Оперное хулиганство и швейный разврат

- У меня была уникальная семья: мама-коммунист (сек­ретарь парторганизации обув­ной фабрики и контролёр ОТК) и папа-футболист (до войны играл за Тирасполь, а после выступать уже не мог - сказались ранение, контузия - так что стал судьёй). По ночам отец слушал "Радио Свобода", а мама, накрывшись одеялом, его за это ругала, - вспоминает Роман Андреевич (урождённый Роман Аншелевич Кац - псевдоним, под которым стал известен, взял по настоянию Аркадия Райкина, когда стал работать под его руководством).

Во время Великой Отечественной войны Рома с матерью и братом (тот стал известным в США фокусником) были в эвакуации в Омске. Оставшиеся в Одессе бабушки и дедушки погибли…

Вернувшись в Жемчужину у моря, будущий сатирик с головой погрузился в уличную романтику, параллельно приобщаясь к искусству (двор, где жил, был расположен между знаменитым Одесским оперным театром и Канавой - районом, где обитала склонная к бандитизму голытьба). Частенько вместе с сыном дворничихи они пробирались в храм искусства  по громоотводу,  через балкон и окно... дамского туалета.

- Обычно это происходило минут через десять после начала действа - мы выдерживали паузу, чтобы не пугать женщин. Но бывали те, что замешкались, - делится Карцев. - Поднимали крик, визг… Но какой спрос с нас, пацанов?

Сразу после школы он пошёл работать наладчиком на швейную фабрику "Авангард".

- Зарплата низкая, хаты нет, зато объектов секса имело-о-ось, - улыбается Роман Андреевич. - В моём цехе трудились 80 девиц, большинство из деревни - кровь с  молоком... Работали они в жару 30-35 градусов: крыша плавилась, моторы плавились, духота... Девчонки раздевались и сидели в трусах и чёрных лифчиках - возле каждой стояло ведро с  водой, и они периодически обливали себя с ног до головы. От их тел шёл пар, а меня бросало в дрожь. Особенно было интересно подлезать под станок починить ремень… Та-а-а-кие виды открывались!

На вопрос, кем он себя больше ощущает - ленинградцем, где начался взлёт карьеры, москвичом (живёт там с 69-го) или одесситом, Карцев однозначно заявляет, что одесситом.

- В Одессе - потрясающая смесь украинского, русского, еврейского, французского, итальянского юмора. Это уникальный город по темпераменту, красоте! Стараюсь здесь бывать каждый год, тем более, что местные власти подарили мне на 70-летие шикарную двухкомнатную квартиру на Французском бульваре с видом на море, - рассказывает артист.

Ну, а в той квартире на первом этаже, где Карцев жил до 22 лет, по адресу: Ланжероновская, 9, сейчас расположился салон красоты.

Райкинско-ленинградские "университеты"

Карьеру артиста Карцев, покоривший нас монологами "Раки" и "Начальник транспортного цеха", начинал в детском саду, где со стульчика читал патриотические стихи.

В 1960-м он стал частью самодеятельного студенческого театра "Парнас-2" при Одесском институте инженеров морского флота. Там его и заметил легендарный Аркадий Райкин, пригласивший молодое дарование в свой Театр миниатюр в Ленинграде. По проторённой Романом тропинке туда вскоре попали его будущий постоянный партнёр Виктор Ильченко и писатель-сатирик Михаил Жванецкий.

- Аркадий Исаакович взял нас из самодеятельности, без театрального образования (я вообще говорил с  сильнейшим одесским акцентом, а ГИТИС - заочно - окончил уже позже). Несмотря на то, что мы не очень хорошо с ним расстались (я уходил от него дважды), он навсегда для меня - царь и Бог, великий актёр, который за семь лет дал мне очень многое, - уверяет Роман Андреевич. - Это даже больше, чем школа: я видел мельчайшие нюансы, подмечал, что он сегодня делает не так, как вчера. Всё это собиралось по крупицам и откладывалось. Нас учила сама атмосфера Ленинграда (мы смотрели спектакли, участвовали в театральных вечерах), уровень общения, гастроли… Нам за выступление отстёгивали 19 рублей, а сколько Райкину, не знаю… Но вряд ли он просто так ехал в Баку, в Одессу, в Ташкент - летом, в самую жару. Бывало, звонил вдруг где-то в июле: "Поехали в Донецк". - "Мы отдыхаем, Аркадий Исаакович". - "Всё, собрались - завтра концерт". У нас уже были вещи, которые стали шлягерами: "Авас", "Кассир и клиент", "Везучий и невезучий", - и мы давали ему отдохнуть… А окончательно ушли втроём - я, Миша и Витя, потому что поняли: пора. У нас уже появился собственный репертуар, мы были в возрасте…

Переписка с "тем" светом

Уйдя в 69-м в самостоятельное плавание, они не прогадали. Год спустя Карцев, Ильченко и Жванецкий стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Михаил писал, Роман и Виктор выступали дуэтом. Легко собирали полные залы, их фирменные фразы "Ставьте птису!", "Не пересаливайте лицом" быстро становились народными. Начинающая Пугачёва выступала у них на разогреве.

- Первое отделение работала Алла, её никто не знал, а все шли на нас. Так мы и познакомились и до сих пор в хороших отношениях, - рассказывает Карцев. - В гостях у Пугачёвой я был, когда она ещё жила в однокомнатной квартире. Помню, делала нам со Жванецким яичницу. Это было в 1975 году… Миша - это наше всё, он значит для меня даже больше, чем Райкин, потому что репертуар любого актёра определяет автор. Сейчас почему юмор такой недалёкий? Потому что у артистов нет авторов.

Встречу с Ильченко он всегда считал подарком судьбы.

- Хотя мы разной национальности (я - еврей, а он, несмотря на украинскую фамилию, абсолютно русский, уроженец Воронежской области), у нас никогда не было из-за этого трений. Моя мама встречала его как родного, когда он приходил к нам, и точно так же меня принимала его мама, - уверяет Карцев. - Всё было вместе: дети, гастроли, отдых. У Вити был уникальный инженерный талант, он всё время читал журнал "Наука и техника"! Мы со Жванецким танцевали в гостинице с девочками, а Ильченко сидел, уткнувшись в очередную статью. Он окончил два института с красным дипломом - инженеров морского флота в Одессе и ГИТИС. В Вите было то, чего мне не хватало: я крайне вспыльчивый, а он, наоборот, спокойный. Крупно мы повздорили лишь один раз - из-за девушки, ещё в Ленинграде... Она была очень красивая, и мы начали оба за ней ухаживать. В результате побили горшки и неделю не разговаривали, хотя вместе играли на сцене... Потом одновременно сделали дамочке ручкой, чтобы не портила нам жизнь.

Из Одессы, куда вернулись после Ленинграда, Карцев и Ильченко выезжали на гастроли, как моряки в плавание.

- Порой мы пропадали на полгода и больше. Бывало, в течение 30 дней давали по 40 концертов. А ведь хорошей аппаратуры тогда не было... Рвали глотки, но зарабатывали по 500 рублей ежемесячно - сумму, которая по тем временам позволяла прилично жить, - вспоминает юбиляр. - Цензура была жуткая, но мы выкручивались. Что не пропускали в Одессе - везли в Киев. Рубили там - показывали в Москве. По сути, у нас ничего не пропадало - мы вместе сыграли полтыщи вещей, я прочитал сотни монологов.

С Виктором Ильченко они выступали вместе до самой смерти Виктора.

С Виктором Ильченко они выступали вместе до самой смерти Виктора. "С женой Витя прожил 33 года, а со мной - 30 лет", - вспоминает Роман Карцев.

В 1979-м Карцев и Ильченко перебрались в Москву, с 1987-го выступали в Московском театре миниатюр под руководством Жванецкого. Когда в 1992-м ушёл из жизни 55-летний Ильченко, это стало для Карцева страшным ударом.

- Наши гастроли были расписаны на весь 92-й: Америка, Израиль, Германия, Австралия… И когда Витя ушёл, я поехал один - благо у меня был репертуар, - вздыхает Карцев. - Когда выходил на сцену, никто ещё не знал о его смерти. Я объяснял, что случилось, люди вставали и чтили память Ильченко минутой молчания…Это был настоящий кошмар, но все концерты я отработал, а на обратном пути начал писать книгу о нас с Витей... В последнее время затеял переписку с ним. Я пишу ему "туда", он мне - "оттуда". Рассказывает, как с Райкиным, Утёсовым встречается, а я ему пишу, как Депардье в Россию приехал, или как прошла Олимпиада. Писем десять уже есть. В том числе - одно, в котором он пишет, что "здесь всё хорошо, но не торопись сюда". Сольные концерты Карцев, читающий Жванецкого, Чехова, Хармса, Зощенко, а также собственные вещи, даёт до сих пор. Правда, любимых многими "Раков" уже не исполняет.

- Если просят, я говорю, что не могу вспомнить этот монолог. Мол, потерян секрет исполнения, - грустно улыбается артист. - Да и как его сейчас играть, если один рак в Одессе стоит два-три доллара, а когда-то был 20 копеек?  Кстати, раки редко бывают большие. А лучшие я пробовал в Армении и Ростове.

Танцовщица сумела найти "подходик"

Жена Карцева - Виктория Павловна - родилась в Калининграде в 1949-м. Бывшая танцовщица кордебалета познакомилась с Романом в одесском симфоджазе, когда ей было всего 17. "Она танцевала в нашем коллективе. И допрыгалась! - делится артист. - Вместе мы уже более 40 лет, а наше бракосочетание прошло в Ленинграде… Мы опаздывали в загс, так что поймали поливальную машину на Невском. И она нас привезла прямо к порогу семейной жизни".

В 71-м у пары родилась дочь Елена (пошла по медицинской стезе), в 76-м - сын Павел (стал актёром). Есть уже и внуки.

"Мы живём в Москве, но за городом. Построили дом, чтобы быть вместе в тишине и спокойствии, - рассказывает Карцев. - Виктория замечательно готовит: на нас и на детей, внуков. Я очень тяжёлый человек, а она - моё счастье, сумела найти "подходик". Мне повезло, она отличная хозяйка, шикарная жена, мама и бабушка".


Андрей Питонов.

Теги: Донбасс, , артист, Роман Карцев
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх