Пять полетов Ободзинского

24.01.2012 11:10
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
«Смысл моей жизни - в творчестве. Я себе когда-то сказал: если в первую очередь буду думать о творчестве, значит, у меня автоматически появятся деньги, если же стану думать о деньгах, автоматически потеряю творчество. Так всегда и получалось»
«Смысл моей жизни - в творчестве. Я себе когда-то сказал: если в первую очередь буду думать о творчестве, значит, у меня автоматически появятся деньги, если же стану думать о деньгах, автоматически потеряю творчество. Так всегда и получалось»

70 лет назад (24 января 1942 года) Одесса подарила нам уникального певца Валерия Ободзинского. Мальчик, живший в коммуналке, сумел пробиться на эстрадный олимп СССР даже без музыкального образования. Его лирический тенор был выкован самой природой, а огранен в процессе тысяч выступлений, которые он дал во всех уголках Союза. «Эти глаза напротив», «Сколько девчонок на свете», «Колдовство» в его исполнении сводили с ума советских женщин. К тому же он знакомил слушателей с творчеством Тома Джонса, Джо Дассена, Демиса Руссоса. Грампластинки «с Ободзинским» разметались. Он подкупал искренностью, бившей порой через край. Так же честен был и в своих высказываниях. «У меня была своя тема. Я певец любви. Каждый человек должен делать то, что он умеет делать хорошо. Это мой принцип. Про партию не мог петь, потому что никогда положительно к ней не относился», - признавался Валерий Владимирович, сумевший вернуться после долгих лет забвения. Жаль, ненадолго…

Полет первый: одесский парень расправляет крылья

Пел Валера с самого детства. Которого у него не было. Во время оккупации бабушка Домна Кузьминична, имевшая на тот момент сына Леонида (он был старше племянника всего на два года), едва уберегла мальчиков, которых грозился застрелить немецкий офицер, взбешенный пропажей колбасы.

Голод, шалтай-болтайное посещение школы. Посиделки с дружками, которые прилепили к нему кличку Цуна. Освоив гитару и контрабас, он пел на одесских пляжах. А тем временем кореша «чистили» карманы публики. «Улов» делили поровну.

- Когда я был еще мальчишкой, со мной короткое время занималась преподавательница, учившая меня постановке голоса. Она говорила: «В вашем, Валерий, горле - комок золота, который будет вас обеспечивать всю жизнь», - вспоминал Ободзинский. - Я не заканчивал никаких училищ. И всегда врал, заполняя анкеты: где-то писал, что музыкальное училище закончил, где-то - консерваторию. Никогда не проверяли… На самом деле я сам себя ковал. Вырос на исполнителях Запада, слушая радио, магнитофон, пластинки. Мне все они нравились, но я искал себя…

Искал в далеких от эстрады профессиях: работал кочегаром, натягивал пружины на матрасах, делал замки для мебели. А началом певческой карьеры стало поступление массовиком-затейником на теплоход «Адмирал Нахимов». Так и «доплыл» до солиста Костромской, а позже - Томской филармонии.

Полет второй: трамплином стали Лундстрем и Донецк

- Я работал в оркестре Олега Лундстрема. Однажды, находясь по делам в Норильске, увидел в одном из концертов мальчика, который играл на контрабасе и очень приятно пел. Это был Ободзинский, тогда никому не известный, - рассказывает Павел Шахнарович, ставший позже администратором певца. - Вернувшись в Москву, порекомендовал его Лундстрему.

Работа вокалистом в этом знаменитом коллективе «раскрутила» Ободзинского.

- В первый раз столкнулась с другой жизнью, когда во время очередных гастролей с оркестром Лундстрема попала в гостиничный номер к Валерию Ободзинскому, который тогда работал с нами. Он жил в люксе, о существовании которого я даже не подозревала, потому что меня всё время селили в каких-то каморках на пару с костюмершей, - вспоминает Алла Пугачева.

Сам Валерий Владимирович признавал, что именно оркестр Лундстрема стал для него «трамплином». Но уточнял, что, проработав там солистом полтора года, «понял: дольше оставаться там незачем - я мог погибнуть как личность, как певец».

И тут подоспело предложение из Донецкой областной филармонии. В отделе кадров там до сих пор имеется запись о том, что 5 июля 1967 года Ободзинский поступил на работу в эстрадную группу солистом-вокалистом. А ушел по собственному желанию 27 апреля 1972-го.

Здесь ему позволили раскрыться на полную катушку. Не чинили преград, давали и самому заработать, и учреждение поддержать.

- Когда Валере предложили перейти на работу в Донецк, я поехал с ним, - делится Шахнарович. - В первом же турне по Сибири - Красноярск, Томск, Хабаровск, Владивосток - прием был великолепный. Так страна узнала Ободзинского.

Известный певец Валерий Ободзинский отдает дань памяти воинам-освободителям у памятника Гурову в центре Донецка.

Известный певец отдает дань памяти воинам-освободителям у памятника Гурову в центре Донецка.

Нынешний директор филармонии Валерий Гуль, которому не раз доводилось видеться с легендарным певцом, услышав мой звонок, сказал:

- Прямо мистика какая-то. Я именно сейчас слушаю «Эти глаза напротив».

По его словам, Ободзинский был потрясающе добрым человеком с волшебным голосом. Очень общительным, легким. Возможно, уже весной в филармонии появится мемориальная доска, сообщающая о том, что здесь работал легендарный певец.

Полет третий: пик славы и любви

Годы работы под крышей нашей филармонии стали, пожалуй, самыми успешными в карьере Ободзинского. Именно здесь он сделал сольную программу, организовал свой коллектив.

Первая его песня родилась на гастролях в Болгарии и сразу стала популярной. Борис Карадимчев подарил ему «Луну на солнечном берегу». Вскоре она уже звучала по радио. Позже, в сотрудничестве с Давидом Тухмановым, родилась знаменитая «Восточная песня».

- Валера был уникально узнаваем. Его голос просто завораживал. Горжусь, что написал для него «Эти глаза напротив», - говорит Тухманов.

Ободзинский работал на износ. Собирал полные залы, давал по нескольку концертов в день. Обязательно приезжал в родную Одессу.

- Колесили по всему Союзу. Конечно, основная часть публики - молодежь, и особенно девочки. Девочки - это был наш бич. Мы переезжали из города в город - за нами их человек десять ехали всегда, - вспоминал Шахнарович.

Полет четвертый: вниз

Конфликты с властью начались, когда министр культуры Екатерина Фурцева обнаружила, что Апрелевский завод грампластинок «работает» практически на одного Ободзинского. Тираж пластинок артиста, которого она почему-то не знала (на поклоны не ходил, партию не воспевал), перевалил за миллион. Естественно, хватало завистников, которые тут же нашептали Фурцевой: не по-нашески поет-де, прозападник какой-то. И распущенный, мол...

Ободзинского стали критиковать, «полоскать» в фельетонах, отлучать от экрана и сценических площадок. Его записи на радио размагничивали. Вместо заслуженного артиста России дали заслуженного артиста Марийской АССР. И это за два месяца бесплатного турне по республике, где он выступал в селах, на свинофермах и даже в коровниках!

К делу подключили даже КГБ. Там его пытались завербовать, уверяя, что он дал взятку для получения московской прописки. Не вышло. Но дух Ободзинского был сломлен. Он покатился вниз. Сказались и проблемы с алкоголем («развязал» после 15-летнего воздержания), и разрыв с женой Нелли, подарившей ему двух дочерей. Ободзинский уходил от нее к другой, снова возвращался. Обещал не притрагиваться к рюмке, но вновь начинал. Срывались и без того редкие гастроли, отворачивались товарищи… Недавний кумир миллионов исчез.

Полет пятый: мертвая петля

Отыскала его Анна Есенина, которая «фанатела» по Ободзинскому еще в 70-х, принося на каждый концерт розы.

- Я нашла его в июле 91-го. Когда увидела, была в шоке. Если бы встретила его на улице - не узнала бы, - откровенничала Есенина. - Он работал сторожем на складе галстучной фабрики. Ему там нравилось - его никто не трогал. Потом переехал ко мне. Я его уговаривала петь, мне так хотелось, чтобы он вышел на сцену. Но он не хотел...  Как будто забыл, что был певцом. Говорил: хочу быть простым мужиком. Ему нравилось готовить, сидеть дома, гулять с собакой.

И всё же Анна подобрала ключик. Зная, что Валерий неравнодушен к творчеству Вертинского, предложила записать его песни, но в современной аранжировке. И Ободзинский ожил, с головой окунулся в работу. В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» в сборном эстрадном концерте прошло первое его выступление после семилетнего перерыва. И вновь - овации, цветы, признание, выход дисков…

Начались гастроли, в том числе зарубежные. Казалось, еще чуть-чуть, и ас сцены вырулит из мертвой петли забвения. Но сердце-мотор не справилось с темпом, который легко брался в молодые годы. 26 апреля 1997 года Ободзинского не стало.

- Я не приобрел себе друзей - не повезло мне в жизни. Но мне всего 54 года, может быть, всё еще впереди, - говорил он незадолго до смерти. - Я бы очень хотел встретить товарища, который в трудные минуты жил бы моими трудностями. В момент популярности вокруг меня крутились сотни людей, не знаю, как их назвать. А когда становилось плохо, около меня никого не оказывалось...

Похоронили его на Кунцевском кладбище, устроив пышные проводы. На панихиду в Центральном Доме работников искусств проститься с Ободзинским пришло около трехсот человек, в том числе и коллеги покойного: Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Альберт Асадуллин.

- Не было конца речам о том, как все дружили с Валерой и как его любили, - вспоминает Анна Есенина. - А там стояла на специальной подставке его фотография в рамке со стеклом. Вдруг она упала на пол, и стекло со страшным грохотом разлетелось вдребезги. После этого все сразу заткнулись. Таким образом, Валера прекратил этот апофеоз уже оттуда, с небес.


Андрей Питонов.

Теги: Донецк, , Одесса, Донецкая область, музыка, певец, культура, песня, СССР
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх