"Цой не умер… Он уехал на гастроли в Рай"

21.06.2012 09:20
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Виктор Цой во время концерта в Донецке.
Виктор Цой во время концерта в Донецке.

Сегодня исполняется 50 лет со дня рождения питерского музыканта, которого по влиянию на свое поколение сравнивают с Высоцким. Оба писали стихи и музыку, играли на гитаре, сами пели свои творения. Виктор, как и Владимир, снимался в кино. «Асса» и «Игла» своего зрителя нашли. Более того, за роль в последнем на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Цоя признали лучшим актером СССР. Главное же его «Кино» - это группа, созданная Виктором и прогремевшая на весь Союз, до распада которого Цой не дожил всего ничего.

Дарил девушкам тепло

В школе он, единственный ребенок в семье Валентины Васильевны (преподавала физкультуру) и Роберта Максимовича (инженер, кореец из Казахстана), предпочитал нажимать на те предметы, которые ему нравились. В результате «пятерки» имел лишь по рисованию, труду и «физре». Все эти три направления Виктор в себе развивал. Поступил в худучилище, но не окончил. Освоил в ПТУ специальность «резчик по дереву». Что до физкультуры, то известно, что кумиром Цоя был Брюс Ли. Он и сам увлекся восточными единоборствами. Впрочем, все эти увлечения спасовали перед музыкой.

«Истопником в кочегарке я работал по вечерам и ночью, учась днем на художника. Уже тогда я был известен в определенных кругах определенных районов города как автор и исполнитель песен. И в некоторых комнатах общежития, где работал истопником, уже висели мои портреты, вырезанные из журнала. Девушки, живущие в этих комнатах, конечно, не подозревали, что я дарю им не только душевное тепло, но и тепло радиаторов», - делился Цой.

Петь он начал в группе «Палата №6». Позже она превратилась в «Гарин и гиперболоиды», а потом уже в «Кино». Раскрутке здорово помог Борис Гребенщиков, заметивший талантливых парней, распевающих под гитары в электричке. Аккурат на момент крепнущей музыкальной славы выпал призыв в армию. И осенью 83-го Виктор на полтора месяца лег в психушку. А спустя полгода на втором фестивале Ленинградского рок-клуба «Кино» получило лауреатское звание, а песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» признали лучшей антивоенной композицией.

В конце 80-х уже известную группу «Кино» взял под свою опеку Юрий Айзеншпис. Начались концертные туры, частые выступления на телевидении.

Взлет Цоя был прерван 15 августа 1990 года. В 12 часов 28 минут он погиб в автокатастрофе в Латвии. Согласно официальной версии, певец был трезв, просто заснул за рулем, выехал на встречную полосу и врезался на своем «Москвиче» в рейсовый автобус «Икарус». Скорость машины была не менее 130 км/ч. Шансов выжить - ноль… Альбом, который рождался в Юрмале, был дописан и сведен музыкантами «Кино» уже после смерти «режиссера». Он получил символическое название «Черный альбом»…

Салют под «Кино»

Цой брал потрясающей энергетикой. Когда «человек в черном» (любимый цвет) появлялся на сцене, залы и стадионы буквально взрывались. И этот фейерверк эмоций оставался в душах людей еще долго. Сам же Виктор, по свидетельству очевидцев, после концертов минут десять лежал без движения: в себя приходил, потому что на сцене выкладывался по полной. Так было и в Донецке, где «Кино» выступило 2 и 3 июня рокового 90-го на стадионе «Локомотив» (сейчас - РСК «Олимпийский») в рамках МУЗ-ЭКО - международного музыкального фестиваля,  посвященного 50-летию со дня рождения Джона Леннона и десятилетию его гибели.

Эту пиротехническую звезду зажгли на бывшем Локомотиве под песни группы Кино.

Эту пиротехническую звезду зажгли на бывшем «Локомотиве» под песни группы «Кино».

В масштабном действе приняли участие многие группы и сольные исполнители, но запомнился именно Цой. В первый день «Кино» вышло на сцену с солидным опозданием, уже за полночь (группа не могла вылететь из Братска в Донецк из-за нелетной погоды). Поэтому на видео, которое можно найти в Интернете, Виктор начинает выступление с… поклона в сторону зрителей - извиняясь за то, что им пришлось так долго ждать. Впрочем, дончане, впервые увидевшие Цоя вживую, готовы были простить ему всё что угодно.

В черных брюках и такого же цвета рубахе-безрукавке, с белой гитарой, на которой играл так азартно, что то и дело разминал кисть и менял струны, Цой сразу заворожил стадион. Одна за другой звучали «Звезда по имени Солнце», «Война», «Стук», «Пачка сигарет», «В наших глазах», «Группа крови». Виктор останавливался лишь для того, чтобы считанные секунды пообщаться с музыкантами, уточняя, что именно будут играть далее. Со зрителями не заигрывал, баек им не рассказывал, в любви Донецку не признавался. Не в его это было манере. Короткое «Здравствуйте», скупое «Спасибо» за поднесенный букет (непонятно, как вообще удалось прорваться сквозь оцепление той миловидной женщине) - вот и всё, что услышали от него те, кто пришел на фестиваль.

Впрочем, хватило и песен. Под них взметали вверх кулаки, размахивали флагами и футболками, двигали в такт зажигалками и свечами. То и дело над многотысячной толпой появлялся «великан» - девушка, а то и парень вскарабкивались кому-то на плечи. Рев стоял такой, что казалось, дончане хотели перекричать аппаратуру. И практически после каждой композиции они начинали скандировать «Пе-ре-мен!». Правоохранители и солдатики тревожно ежились: уж не о государственном ли перевороте речь? Тот, впрочем, был не за горами.

А Цой, казалось, не замечал возгласов зрителей: взгляд устремлен в небеса, чуть выпяченный подбородок, прищур. Видно, что он проживает каждую песню… Нелепо смотрелась светомузыка, мелькающая внизу сцены. Цой был настолько самодостаточен, что ему не нужны были эти эффекты.

«Помню этот концерт. Как купил у перекупщика билеты за деньги, которые выручил, продав свой плеер. Как моя девушка бросилась мне на шею, когда я показал ей билеты. Как все друзья скинулись на видеокамеру, чтобы я этот концерт заснял. Как мы с девушкой шли на него, трясясь от волнения. Помню, ЧТО было на концерте. Все светились от счастья. А теперь девушка от меня ушла, друзья разъехались, и только мой билет висит в рамочке над моей кроватью... ЦОЙ ЖИВ!!!» - пишет в комментариях к видеозаписи донецкого выступления «Кино» пользователь 112oktan, признаваясь, что именно после этого концерта купил себе гитару.

«Мне повезло крупно. Я тогда служил в Донецке в в/ч «3395». Наш взвод был комендантским, и мы тогда стояли на передовой, в оцеплении, перед трибуной. Я был там два раза подряд и все два дня мог видеть выступления Цоя. Это было что-то!!! Толпа просто ревела и с ума сходила, когда он выступал!» - вспоминает AlexKushneer.

Даже просматривая запись, ощущаешь энергетическую волну, гуляющую по стадиону благодаря Цою. Особенно под конец, когда он таки врезал «Перемен!». Под эту песню на стадионе, чуть в стороне от сцены, завертелись пиротехнические конструкции, в том числе - в виде звезды. А в небо из-за спины Цоя полетел салют (палили из-за сцены). Камеры сосредоточились на этих «спецэффектах». Они угасали, а через пару месяцев то же случилось и с жизнью Цоя…

После «Перемен» он негромко сказал в микрофон: «Спасибо. До свидания!». И ушел. Как оказалось для Донецка, - навсегда. А после его гибели на заборах нашего областного центра, по пути следования трамвая №1, появилась надпись, которая еще долго не сходила: «Цой не умер… Он уехал на гастроли в Рай».

Он продолжает жить

Лидер «Кино» увековечен в нескольких памятниках (в Судаке имеется четырехметровая монолитная гитара, установленная год назад в честь 30-летия группы «Кино»); в разных городах, в том числе Украины, есть «Стены Цоя», разрисованные посланиями от его поклонников; именем певца названы астероид, а также улицы в Арзамасе, Ноябрьске... В Киеве, на озере Тельбин, где снимался короткометражный фильм «Конец каникул» с участием Виктора, растут старые ивы, которые видны на кадрах ленты. Это место является культовым для украинских фанатов Цоя.

К юбилею культового музыканта в Петербурге хотели назвать одну из улиц его именем. Но из-за бюрократических проволочек дело застопорилось. Так что проект решили воплотить хотя бы на один день - назвать сегодня переулком Цоя безымянный проезд около клуба-музея «Котельная Камчатка». На это будут указывать три специально сделанные таблички.

Художник Алексей Сергиенко и участники его арт-объединения создали картины по мотивам творчества музыканта. Уже работает фотовыставка памяти лидера «Кино», а в Большом концертном зале «Октябрьский» сегодня пройдет концерт «Виктор Цой-50. Симфоническое кино».

Цоевские вечера пройдут во многих клубах пост-советского пространства, а на Первом канале завтра вечером покажут фильм под названием «Цой - «Кино». Он сделан в форме путешествия из Москвы в Санкт-Петербург последней подруги Виктора - Натальи Разлоговой (киновед и переводчица, она после смерти Цоя вышла замуж за журналиста Евгения Додолева и уехала в США), которая везет кассету с домашней записью песни «Атаман» музыкантам группы «Кино» - Георгию Гурьянову, Юрию Каспаряну и Игорю Тихомирову. Попутно Наталья встречается с единственным ребенком Виктора - Александром (ему 26 лет, работает программистом, в декабре 2010-го официально оформил отношения с дизайнером Еленой, вынужден был сменить фамилию на псевдоним Молчанов из-за преследований поклонниками творчества отца), матерью Марьяны Цой (жена музыканта, с которой он так и не развелся) - Инной Николаевной.

Песни Цоя продолжают звучать с различных концертных площадок. На них читают рэп, выдают кавер-версии. Земфира и Ольга Кормухина исполнили песню «Кукушка», «Мумий Тролль» - «Малыш». Шевчук с ДДТ перепел «Просто хочешь ты знать» и «Битник», Кинчев с «Алисой» - «Песню без слов» и «Спокойную ночь». «Кукрыниксы» - «Печаль», «Бурановские бабушки» - «Звезда по имени Солнце». «Zdob i Zdub» зажигательно выдали «Видели ночь». А стихотворение Цоя «Дети минут» два года назад сделал песней Вячеслав Бутусов.


Андрей Кривцун.

Теги: Донецк, Донбасс, кино, Донецкая область, музыка, музыкант, юбилей, культура, Виктор Цой, группа Кино

Вверх