Туберкулез за решеткой

24.03.2011 21:07
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Врач-рентгенолог Софья Хмиль: «Аппарат хотя и не цифровой, но вполне позволяет диагностировать состояние легких».
Врач-рентгенолог Софья Хмиль: «Аппарат хотя и не цифровой, но вполне позволяет диагностировать состояние легких».

Журналист "Донбасса" побывала в следственном изоляторе ГУ УМВД в Донецкой области

Мнение о том, что «основной рассадник заразы» - бывшие заключенные, в обществе крепко. Хотя, по информации главного внештатного специалиста главного управления охраны здоровья Донецкой облгосадминистрации Анны Ковалевой, в числе тех, кто впервые заболел туберкулезом, освободившихся из мест лишения свободы не более 7%. Так стоит ли волноваться?

Как журналисты попали в СИЗО

Поездку для СМИ организовал Фонд Рината Ахметова «Развитие Украины» в связи со Всемирным днем борьбы с туберкулезом. И вот автобус «тормозит» у ворот СИЗО, расположенного неподалеку от донецкого ЦУМа, и сопровождающая нас менеджер департамента внешних связей Нонна Шмидик идет «доложить», что мы прибыли.

Донецк. СИЗО

За этими воротами - здание СИЗО.

За обычной входной дверью - решетка,  за которую нас приглашают - по три человека: протягиваешь в окошко паспорт и его данные сверяют с теми, которые были ранее переданы для выписки пропусков, а заодно и фейс-контроль осуществляется. После того, как  прошли все, и.о.начальника СИЗО, подполковник внутренней службы Игорь Швец приглашает пройти на второй этаж в его кабинет. Ничего особенного: простой стол, стулья, кожаное кресло, над которым висит украинский «трезуб», а чуть выше - маленькая иконка. Он же зовет на неожиданную (ведь мы приехали после того, как руководство колонии №3 к себе не пустило, но договорилось о визите здесь) пресс-конференцию начальника медико-санитарной части, майора внутренней службы Вадима Локтионова и начальника отдела охраны здоровья Госдепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Донецкой области Сергея Кравченко.

Донецк. СИЗО

Начальник медико-санитарной части, майор внутренней службы Вадим Локтионов (справа) и начальник отдела охраны здоровья Госдепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Донецкой области Сергей Кравченко ответили на вопросы журналистов.

В донецких «пенитенциариях» 830 «туберкулезников»

Как удалось выяснить,  на территории Донецкой области находится 20 учреждений пенитенциарной системы, (а проще учреждениях тюремного типа), отбывают наказание 25 тысяч осужденных. Из них туберкулезом больны 830 человек. Но если, например, в исправительной колонии №3 работает областная туберкулезная больница, где они проходят лечение, то в СИЗО, куда приехали мы, такие больные содержатся в камерах-изоляторах на четвертом этаже, где их, собственно, и лечат.

Туберкулезный контроль строгий: арестованный должен пройти обследование на ТБ еще до поступления в СИЗО, а если это по каким-то причинам не произошло, - непосредственно здесь. Кстати, у многих инфекция впервые выявляется именно таким образом. Сейчас в изоляторе 170 «туберкулезных» мест, из которых занято - 120. За последние три месяца, например, поступило 39 человек, из которых впервые узнали о своей болезни - 28, у семерых - «букет» ВИЧ-туберкулез.

Есть ли необходимость в госпитальном лечении некоторых осужденных? Есть, несмотря даже на лечение. Это касается резистентных форм ко всем противотуберкулезным препаратам, а также когда больной является носителем еще и ВИЧ-инфекции (последних среди «туберкулезников - половина»). Возникает  парадоксальная ситуация: с одной стороны, человек нуждается в специализированной медпомощи, с другой - для него избрана мера пресечения в виде лишения свободы, а значит, нельзя покидать стен СИЗО.

- Медчасть изолятора, - рассказывает Вадим Локтионов, - полностью обеспечена препаратами, необходимыми для лечения туберкулеза в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Случаев резистентного туберкулеза и сочетанных инфекций туберкулез-ВИЧ немного. Но если возникает необходимость, мы выделяем охрану для сопровождения больных в стационар тубдиспансера и их пребывания там.

Конечно, весьма желательно «вывести» из СИЗО тех, кто страдает так называемой открытой формой, - это означает, что человек выделяет в окружающую среду активные микобактерии туберкулеза и может заражать окружающий. Но даже при всем желании предоставленные тубдиспансером палаты не могут вместить 120 подобных больных из «зон» Донецкой области. Как рассказал Локтионов, в Мариупольской колонии строится новое здание на 200 мест, в котором будут находиться только больные ТБ осужденные, причем, с открытой формой - в отдельном отделении.

«Стационар» с нарами

После пресс-конференции нам предлагают оставить мобильные телефоны, оружие, наркотические и сильнодействующие вещества (о да, у нас их с собой о-о-очень много) в кабинете, чтобы упростить процедуру прохождения на территорию изолятора. Специальное сборное отделение с металлоискателем - и вот мы во внутреннем дворе. Потом нам показывают налево, где распахивают еще одни ворота. Небо «перекрыто» колючей проволокой, на уровне второго жилого этажа - овчарки, которые стали беспокойно бегать, как только группа журналистов вступила в их владения.

Донецк. СИЗО

На территории СИЗО странно было услышать: «Ну как, понравилось?», сказанное кем-то из наших сопровождающих.

У дверей туберкулезного поста предупреждающая табличка «Бактериологическая опасность», и мы надеваем белые халаты и специальные защитные маски, которые плотно прилегают к лицу и больше похожи на респираторы. Взираем на длинный коридор, по которому расхаживает вдоль камер младший инспектор режима и охраны, кстати, экипированный как и мы.

Донецк. СИЗО

Это - не доктор, это - охранник.

- Закрепленные за этим постом инспекторы, - поясняет Сергей Кравченко, - обязаны надевать противотуберкулезные средства защиты и не имеют права ходить в другие зоны изолятора. Поэтому риск заразиться минимальный.

- Стало быть, «рассадником заразы» вы подобные учреждения не считаете? - спрашиваю у него.

- Не считаю. Основная масса лиц, которые к нам поступают «с воли», уже больны. Более того, в изоляции, которой они находятся, они не могут заразить окружающих. В условиях города туберкулезом можно заразиться даже в переполненном транспорте: вряд ли вы обращаете внимание на тех, кто едет рядом. Или, скажем, почувствовав простуду, которую можно спутать с ТБ, многие люди занимаются самолечением, чем усугубляют состояние, если окажется, что это не банальная респираторка.

Донецк. СИЗО

У дверей туберкулезного поста журналистов обязали надеть маски и халаты.

- Кстати, случаев заболевания туберкулезом среди личного состава не регистрировалось, - добавляет Вадим Локтионов. - Если же такое произойдет, будет считаться профессиональным заболеванием.  В прошлом году по сравнению с 2009-м уровень заболеваемости в колониях и изоляторах снизился на 17%.

После уговоров и.о.начальника СИЗО Игорь Швец позволяет открыть одну из камер, но предупреждает, что задавать вопросы без присутствия следователя запрещено, как и называть имена и фамилии подследственных. Компромисс, впрочем, найден: вопросы будет задавать Сергей Кравченко, а съемку нам разрешают.

Донецк. СИЗО

А за этими дверями - «палата» с нарами.

В «палате» четверо, и так как знакомиться нельзя, про себя называю тех, кто отвечает на вопросы,  «правым» и «левым».

Левый: «Я здесь полгода. Впервые узнал о своем диагнозе здесь. Было так плохо, что чуть не умер. Принимаю таблетки один раз в день. Чувствую лучше себя. Питание диетическое: творог, молоко, сыр, масло.

Правый: «Я здесь два месяца, и узнал о диагнозе, как только приехал в СИЗО. Также получаю лекарства и диету. На днях вдруг поднялась температура, почувствовал себя очень плохо. Один укол - и уже выздоровел.

Вот и все «интервью».

Донецк. СИЗО

Арестованные  совмещают неприятное с полезным: ждут решения суда и получают противотуберкулезную терапию.

Воспитание приверженности

Покинув пост, мы идем смотреть на рентген-аппарат.

- Нам подарила его больница Калинина, - поясняет Локтионов, - но уже известно, что выделены средства для покупки для СИЗО нового, цифрового, а также - флюорографа. Кстати, у нас и своя диагностическая лаборатория есть.

Итак, шанс выздороветь, пока «сидишь» есть. А если не успел?

- За три дня до освобождения, - поясняет Вадим Локтионов, - мы подаем информацию в органы здравоохранения, и дальнейшее лечение зависит уже только от желания бывшего подследственного.

Трудно, впрочем, представить, что выйдя за ворота тюрьмы, он кинется в тубдиспансер. А между тем подсчитано, что каждый «туберкулезник» в состоянии заразить в течение года до 20 человек. И, между прочим, никакой ответственности за это, и уж тем более уголовной, в Украине нет.

Тут-то и появляются члены Донецкой областной благотворительной организации «Вариант».

- Наша задача, - рассказывает председатель правления «Варианта» Ярослав Стрельников, - выработать у бывших осужденных приверженность к противотуберкулезной терапии. Ведь для человека, который только что освободился и у которого куча других проблем, трудно думать о том, чтобы четко по часам принимать таблетки. Учитывая это, начинаем тренинги за два месяца до окончания тюремного срока. Если же требуется стационарно лечение, отвозим  в тубдиспансер сразу же, как только человек переступил порог места заключения.

Донецк. СИЗО

Ярослав Стрельников  и сам верит в то, что туберкулез излечим, и убеждает в этом заключенных.

«Вариант» сотрудничает не только с донецким СИЗО, но также и с несколькими  колониями. Такой подход значительно упрощает процедуру оформления в больницу. Еще до освобождения из тюрьмы человек уже знает, где именно будет лечиться, и о нем знают в соответствующем лечебном учреждении. Финансирует проект Фонд Рината Ахметова «Развитие Украины».

- Аналогов подобному проекту, - рассказала donbass.ua менеджер департамента внешних связей Нонна Шмидик,- нет ни только в Украине, но и в мире! - Во время тренингов человек осознает, что только он ответственен за свое выздоровление, а также то, что туберкулез излечим. И результаты говорят сами за себя: за полгода такого сопровождения из 77 человек - 41 удалось убедить, и они продолжили лечение, в том числе и - с тяжелыми формами туберкулеза. Кстати, в Верховной Раде прошел первое чтение проект закона, которым предусматривается, что до определения меры наказания арестованный, больной туберкулезом, будет лечиться в специализированном медучреждении.


Ирина Розанова. Фото автора.

Теги: Донецк, Донбасс, здоровье, , болезнь, Донецкая область, лечение, тюрьма, заключенный, Развитие Украины, фонд, интервью
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх