Особые дети хотят быть вместе со сверстниками

15.11.2012 16:05
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Наташа Лукьянова очень любит общаться не только с людьми: она состоит  в обществе защиты животных!
Наташа Лукьянова очень любит общаться не только с людьми: она состоит в обществе защиты животных!

Среди подросших и подрастающих артемовских детей с особенными потребностями есть авторы художественных полотен, которые выставляются в галереях области, поэты, певцы и рукодельницы, а совсем недавно город чествовал участницу Паралимпийских игр в Лондоне, серебряного призера Европы легкоатлетку Юлию Корунчак. Но многим так и не удается выбраться из заточения в собственных квартирах: не научившись в детстве строить отношения с людьми, не найдя интересного дела и настоящих друзей, они всю жизнь чувствуют себя изгоями. 

Сейчас родители детей с особенными потребностями категорически не желают запирать своих малышей «в четырех стенах», ограничиваясь посещением ребенка педагогом на дому: к счастью, прошло время, когда таких детей считалось стыдно показывать окружающим, их вычеркивали из жизни общества. Артемовская психологическая служба поддерживает родителей в стремлении социализировать детей: в городе идет эксперимент по внедрению инклюзивного обучения.

А начинается этот процесс в специализированных группах детских садов, которые, несмотря на тенденцию последнего десятилетия, в Артемовске не были сокращены. Благодаря этому дети-инвалиды оказываются с раннего возраста под опекой специалистов, а многие патологии удается откорректировать еще до наступления школьного возраста. Хотя на разных уровнях периодически возникают дискуссии об экономической целесообразности: наполняемость в таких группах на порядок меньше, а специалистов требуется больше. Но, к счастью, гуманизм перевешивает у власть имущих желание сэкономить.

В городе сейчас работают коррекционные группы для малышей с задержкой психического развития и проблемами с речью, специализированный детский сад для детей с патологиями нервной системы, два детских сада с лечебными занятиями для улучшения зрения. К сожалению, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата спецгрупп еще нет: для этого нужны помещения со специальным оборудованием. Но многие мамы таких малышей просто приводят их на несколько часов на занятия, на прогулку со сверстниками.

- Мы уже второй год ходим в детский сад: дочка каждый вечер спрашивает, когда мы пойдем к детям. Она стала гораздо лучше говорить благодаря специальным занятиям и тому, что появилось больше слушателей: маленькая хитрюга знала, что мама поймет ее, даже если она не будет стараться,- говорит мама 7-летней Наташи, которая в сентябре следующего года собирается идти в 1-й класс.

Таких учеников, какой станет Наташа, в городе на сегодняшний день 113. У каждого - своя проблема со здоровьем, свои потребности, свои способности к обучению. Раньше вся школьная жизнь таких детей ограничивалась несколькими часами занятий дома, они практически не общались со сверстниками, оказывались совершенно оторванными от жизни.

- Наше общество становится гуманнее: еще десять лет назад родители здоровых детей просто не хотели видеть за одной партой со своими не таких, как все. Одни боялись отвечать на «неудобные» вопросы своих ребятишек, другие опасались неадекватного поведения, третьи просто желали оградить своих чад от реалий жизни. Мол, пусть сидят дома… Но от самой жизни ведь не оградишь! Сейчас подход к индивидуальному обучению кардинально изменился в сторону инклюзивности. Наша задача - как можно больше включить (инклюзия - включение) детей в общество себе подобных. И люди стали относиться к этому положительно, а такое «соседство» хорошо и для здоровых, и для особых детей, - говорит начальник психолого-педагогической службы городского отдела образования Наталья Докшина.

В артемовской ОПШ № 5 начался эксперимент по изучению всех возможностей такого подхода к обучению. Ведь одно дело - теория, а совсем другое - истории жизни каждого больного ребенка. Порой от выводов специальной комиссии зависит то, насколько полной и насыщенной сможет стать жизнь ребенка. Для одних возможно только неформальное общение: поход со сверстниками в театр, на выставку, или, если у ребенка тяжелый недуг, посещение одноклассниками малыша дома. Другие могут приходить на отдельные занятия.

- Самым популярным видом индивидуального обучения в городе стали группы одногодков с одинаковыми заболеваниями на основе образовательных округов (несколько школ, находящихся рядом). Вот и для Наташи попробуем сформировать такую группу, когда она чуть-чуть еще подготовится в детском саду, - уверяет Наталья Докшина.

Всего в учебных заведениях города 19 групп, в которых дети могут получать образование по специальной программе среди сверстников. Количество детей колеблется от двух до четырех, они дружат, посещают кружки вместе с обычными детьми. Общаются между собой и родители, помогая друг другу советами. Психолого-педагогическое сопровождение оказывают психологи, которые, кстати, есть в каждом саду и школе Артемовска.

Появление в семье больного ребенка - всегда горе. Но эти дети имеют право получать от общества поддержку и помощь, достойное образование и равные с обычными людьми условия для развития. Хотелось бы, чтобы сухое слово «эксперимент» стал реальным шансом для этих детей найти свое место в жизни.


Елизавета Гончарова. Фото автора.

Теги: Донбасс, здоровье, образование, Донецкая область, дети,
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх