Спасёт ли знаменитый донецкий вуз дистанционное обучение?

14.10.2013 16:22
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Теперь до сессии нормальная пара у студента ДонНТУ будет выглядеть именно так.
Теперь до сессии нормальная пара у студента ДонНТУ будет выглядеть именно так.

Администрация ДонНТУ объявила о том, что с 18 ноября университет переходит на дистанционное обучение. Что даст вузу этот эксперимент: по-европейски самостоятельных студентов, снижение образовательных стандартов или просто возможность выжить в холодное время года без новых долгов?

Виноваты... бюджетники

В прошлом году Министерство финансов отказалось оплатить коммунальные услуги за бюджетных студентов. Ситуация стала проблемной именно для ДонНТУ, потому что у этого вуза студентов госзаказа большинство, в отличие от остальных. Причём в 2013 году в распределении бюджетных мест по учебным заведениям участвовали работодатели, и вузам пришлось побороться за право принять таких студентов. Получается, зря, и государству они не нужны?

- Наш учебный комплекс составляют 53 здания, из  них 12 учебных корпусов, 14 общежитий. Всё это надо содержать, отап­ливать. А у нас 70 с лишним специальностей, но контрактов в сравнении с другими вузами намного меньше. Не всякий хочет напрягаться в овладении инженерными специальностями: в прошлом году до 700 человек не поступило на контрактную форму - это до 5 миллионов мы сразу потеряли.  Да и отчисляем мы более 1200 человек, потому что они не выдерживают учебную программу. Мы не ищем компромисса со студентом, который не хочет учиться, - объясняет ректор университета Александр Минаев. 

Обращения к Министерству образования в прошлом году ничего не дали, и чтобы оплатить отопление, вуз заключил договор с коммунальщиками и внёс средства из спецфонда. По словам Александра Минаева, кредит в 12 миллионов гривен был полностью оплачен ещё на 30 июля текущего года, и недавнее заявление мэра о том, что у вуза гигантские долги, стало для него неприятным сюрпризом. 

Несмотря на проблемы, в этом году отопительный сезон стартует по изначальному графику: с 7-го октября в общежитиях, с 15-го - в корпусах. Решать задачу руководство учебного заведения планирует при помощи нового оборудования: "Корпуса будут отапливаться в течение всего сезона вне зависимости от того, на какой форме обучения находятся студенты, но мы будем пытаться регулировать этот процесс. В прошлом году устаревшее оборудование не давало нам такой возможности.  Летом с помощью наших спонсоров, выпускников разных лет, мы приобрели новые задвижки и теперь думаем, что нам удастся на ночь понижать температуру, а утром поднимать её". 

Лекции ушли в прошлое

Дистанционное обучение в вузе стартует 18 ноября и продлится до 20 декабря, плавно перетекая в обычную, очную сессию. Выглядеть это будет следующим образом: 30% от учебной программы студенты будут осваивать онлайн и 70% - как обычно.  К эксперименту вуз готовится уже сейчас: преподаватели создают электронные пособия и вычитывают студентам дополнительные лекции. Как подчёркивает Александр Минаев, главная причина инициативы - стремительное развитие технологий во всём мире:

- Студенты должны быть готовы к жизни в капиталистических условиях. Даже при очень плохой погоде иностранный студент и подумать не может не прийти на занятия. А у нас к 12 часам доходят целые потоки. Для них это уже клуб общения. А ведь у вуза другая задача - дать профессию, научить работать над собой, вот в чём загвоздка. Не готов украинский студент к условиям капитализма. Но работодатели наши уже готовы!  И их желание узнать, каким студентом был их возможный сотрудник, мы считаем вполне законным.

По словам профессора кафедры телекоммуникаций Дон­НТУ Виктории Воропаевой, система дистанционного обучения в вузе существует уже давно:

- Главная причина поиска новых методов обучения состоит в том, что жизнь меняется, через 5-10 лет студенты будут работать с технологиями, которых сейчас ещё не существует. Молодёжь предпочитает новые формы подачи информации, лекции ушли в прошлое. Мы используем мультимедийные проекторы, но переписывать лекции в тетрадь тоже не очень современно. Система дистанционного образования существует в университете больше пяти лет, позволяет автоматизировать ряд процессов, в том числе учёт активности и успеваемости студента. Есть в ней средство для общения с преподавателями, встроенные чаты, почта, возможность отправить часть задания на проверку, не дожидаясь финальной контрольной. Для студентов имеется возможность проводить самооценку, существуют учебные тесты, где высвечивается текущий код успеваемости и каждый студент видит, на какой позиции он находится по сравнению с одногруппниками.

Мировая практика знает несколько успешных примеров онлайн-обучения: это проект Гарварда Coursera, который в прошлом году стал лучшим стартапом в области образования, и российский интернет-университет информационных технологий Интуит.ру, и многие другие. Отличие дистанционного обучения в том, что оно будет доступно не всем желающим, а только студентам. Кроме того, большинство лекций вычитают в обычном режиме, студенты смогут приходить в любое время на консультацию - несмотря на непогоду и варианты обучения, преподаватели будут находиться в аудиториях. 

Эксперимент ответит на вопросы

Остаются нерешёнными  несколько задач: не все преподаватели умеют пользоваться компьютером. Но руководство вуза уверено, что эксперимент станет для них дополнительной встряской и заставит развиваться. Возникает вопрос: а как же с практикой у химиков, инженеров, как  научить человека паять по Интернету? На этот вопрос попытался ответить декан факультета инженерной механики и машиностроения профессор Сергей Селивра:

- Бесспорно, те работы, которые требуют использования оборудования, а у нас таких, по сравнению  с другими вузами, очень много, все будут проводиться на действующем оборудовании в наших лабораториях.  С серьёзным препятствием придётся столкнуться и студентам. Проблему технического обеспечения им придётся решать самим. Как заявил Александр Минаев, "мы ориентируемся на активную часть студенчества, каждый должен решить задачу с техникой для себя. Он должен это сделать, или он не выдерживает современной системы обучения".

Как бы там ни было, эксперимент будет продолжаться месяц, и по его результатам руководство вуза решит, стоит ли продолжать такой вариант обучения. В конце концов, всё новое встречают  с  опаской.  И если всё будет так, как планирует руководство вуза, это может принести пользу и преподавателям, и студентам. Вот только жаль, что к введению инноваций одно из лучших заведений в Украине подтолкнули финансовые проблемы.

"Станем самостоятельнее и выспимся"

Сами студенты к эксперименту относятся неоднозначно, даже с опасением: с одной стороны, душа радуется от предчувствия свободы - что бы там ни говорили преподаватели, ходить на пары теперь станет не нужно, с другой стороны, переживают о том, смогут ли получить достаточное количество бесценных знаний.

Студентка факультета компьютерных наук и технологий Татьяна Ковтун:

- Очень жаль, что у нашего государства нет денег на ДонНТУ. Это одно из лучших учебных заведений, горжусь тем, что я его студентка. А к нам же иностранцы приезжают! Они платят за контракт. И что увидят, месяц обучения по скайпу? Говорят, что дистанционное обучение очень развито в Европе. Мне интересно попробовать что-то новое, я думаю, это могло бы стать неплохим способом развить самодисциплину. Но мне кажется, что в ноябре не лучшее время - это месяц перед сессией, многие расслабятся, а потом слетят со стипендии. Заставить себя учиться, когда можно спать, крайне сложно.  И потом, не у всех есть деньги на технику и хороший Интернет. Радует, что  останется хотя бы возможность приходить на консультацию. 

Студентка факультета компьютерных информационных технологий и автоматики Евгения Карабаджак:

- В Америке же как-то учатся. Вот только Интернет не у всех есть, особенно сложно тем, кто живёт в общежитии. Но всё-таки это лучше, чем сидеть в холодных аудиториях. Мы сами в ожидании. Лекций сейчас вычитывают больше, ставят даже пары на выходные, в таком графике мы ещё не учились. Мне кажется, что лучше учиться спокойно, с преподавателем, когда он сам рассказывает, ты переспрашиваешь, думаешь об услышанном.

Студент факультета экологии и химической технологии Эдуард Купавцев:

- Соотношение 30 на 70 - это хорошо, получается, что больше половины нам объяснят преподаватели. Мне кажется, что от этого эксперимента будет польза, может, мы самостоятельнее станем. И уж точно выспимся по утрам.


Инна Мирончик.

Теги: Донбасс, университет, образование, студенты, ДонНТУ, дистанционное обучение
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх