Подвиги мариупольских медиков "скорой"...

21.06.2015 08:30
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Подвиги мариупольских медиков "скорой"...

Наверное, у каждого, кто слышит пронзительный сигнал машины «скорой помощи», тревожно сжимается сердце. Несущийся по дороге автомобиль с красным крестом означает, что в эту минуту в чей-то дом ворвалась беда, и кто-то, возможно, находится на грани между жизнью и смертью.  

«103» - это не просто срочная медицинская помощь, это - точка отсчёта адекватности происходящего. Высота, с которой все видно слишком хорошо, чтобы питать иллюзии.  Люди, которые здесь работают, живут на самой настоящей войне, только они не убивают, а спасают, и девиз всех их действий «Если не я, то кто же?»

Каковы они – будни «скорой»? Чтобы узнать это, корреспондент «Донбасса» накануне Дня медицинского работника (третье воскресенье июня, т.е - сегодня) побывала на центральной подстанции мариупольской станции скорой медицинской помощи.

 

«Скорая» начинается с диспетчерской

Год назад, когда к Мариуполю вплотную подошла война, на «101» и «102» дозвониться было почти невозможно, не было связи и с дежурными службами горисполкома и райисполкомов. Но четыре линии «103» 24 часа в сутки работали, принимая на себя звонки горожан, их тревогу, недоумение, крики о помощи. «Мы так всегда работали, так работаем, и так будем работать. - делится заведующая оперативным отделом Светлана Стасенко. – Для людей, заботясь о них и спасая их…»

 

Диспетчерам «скорой помощи» расслабляться некогда.

 

«Скорая слушает! Говорите!» - телефоны звонят каждую минуту, на разговоры времени не остаётся. Едва записывается один вызов, тут же поступает следующий. «Упал ребёнок. Пять лет. Травма головы. 23 МКР…», «Женщина. Открылась прободная язва желудка. Срочная транспортировка в стационар…», «Старый Крым. Пенсионер, хроническое заболевание. Задыхается…», «Ребёнок, шесть месяцев. Обструктивный бронхит…». Вызовы передаются старшему диспетчеру, который перераспределяет их по бригадам.

«Самое высшее проявление человеческих качеств – наша диспетчерская, - говорит Светлана Стасенко. -  Помимо опыта работы, диспетчер должен иметь сострадание, желание услышать и понять, терпение…».

«103» набирают, когда хотят получить консультацию, и диспетчер объясняет подробно, всё раскладывая по полочкам. Для многих, особенно одиноких пенсионеров, «103» - единственная возможность услышать человеческий голос, услышать ответ на вопрос. Улучив свободную минутку, диспетчеры рассказывают, что, едва раздаются звуки канонады, сразу же – десятки звонков: «Что случилось? Почему стреляют? Кто стреляет?»  

Впрочем, номер «103» нередко используют и в качестве справочной службы: желая узнать адреса аптек, магазинов, общественных организаций и даже – который час. Диспетчеры отвечают на все вопросы. Они знают: их ответы – это тоже помощь.

Бедой «скорой» всегда были и есть так называемые «розыгрыши». Любимое занятие некоторых подростков: «Приезжайте скорей! Моему папе плохо!» «Пошутить» любят подчас и взрослые. Бригада выезжает по указанному адресу, и выясняется, что дома с таким номером просто не существует. Ложный вызов. А в это время кто-то может не дождаться помощи, потому, что врачи ездили к несуществующему «больному папе». Впрочем, сейчас, когда идёт война, «шутливых» звонков стало гораздо меньше.

«Пятая бригада на выезд! – то и дело раздаётся голос старшего диспетчера. – Седьмая бригада на выезд!». С одной из бригад выезжаю и я.

 

На выезде надеяться не на кого

«На экстренные выезды пока доедешь, семь потов сойдет. Когда ты там, на выезде, ты один, - рассказывает Светлана Стасенко. - В твоих руках человеческая жизнь. Приезжаешь на место, ничего не чувствуешь, действуешь автоматически, руки работают сами – качают, «дышат», находят вену…».

«Моя» бригада въезжает во двор девятиэтажки на проспекте Металлургов. Возле подъезда упала, потеряв сознание, 83-летняя пенсионерка. Едва машина останавливается, как врач и фельдшер бросаются к женщине. Та уже пришла в себя, растерянно смотрит на соседок, вызвавших «скорую». «Какое лекарство пили? Утром измеряли давление? – врач Вера Хаджинова задаёт вопросы, одновременно меряет давление, внимательно вслушивается в ответы. -  Трудно говорить? Сейчас чувствуете слабость?». Выясняется, что старушка приняла сильный препарат, давление резко упало. Здесь же, в салоне «скорой» ей делают кардиограмму. «Плохая кардиограмма, - озабоченно отмечает врач. - Нарушение сердечного ритма. Мог случиться ишемический инсульт».

 

 

Пенсионерку отвозим в терапию 2-й горбольницы, она беспокоится, сообщили ли сыну, вместе с которым живёт, и который уехал на дачу. «Сыну позвонили, - ласково говорит врач. – Он приедет, купит лекарства, вас в больнице подлечат. Всё будет хорошо».

У врача «скорой помощи» нет времени на тщательное обследование, консультации с коллегами, анализы. Решение, от которого зависит здоровье, а зачастую и сама жизнь пациента, необходимо принимать здесь и сейчас. Поэтому такому доктору нужно идеально знать неврологию, терапию, хирургию, гинекологию.

На линии сегодня работают 37 современных автомобилей, которые обслуживают более 600 тысяч жителей Мариуполя и прилегающих районов – Первомайского и Володарского.

Благодаря реформе здравоохранения, по государственной программе «Своевременная помощь» мариупольская «скорая» получила новые машины, почти полностью обновив свой автопарк. «Сегодня наши автомобили снабжены всем необходимым оборудованием, - объясняет заместитель главного врача по оперативной работе Марина Бозун. – Кислород, дефибрилля́торы, глюкометры… Мы обеспечены всеми необходимыми медикаментами, растворами, средствами для оказания медицинской помощи».

 

Новые авто оснащены всем необходимым оборудованием.

 

Тот факт, что оснащённость службы стала значительно лучше, придаёт врачам чувство уверенности, но война вносит невесёлые коррективы в работу службы. «По сравнению с другими, неприфронтовыми, городами наша станция работает так, чтобы быть готовой к тому, что в любой момент может возникнуть какая-нибудь чрезвычайная ситуация. Мы работаем в тревожном режиме ожидания», - говорит Марина Бозун.

 

«Скорая помощь» и война

«В сёлах Чермалык, Гранитное практически каждый день работают наши бригады, - рассказывает Марина Бозун. - Там ежедневно, хотя бы в течение нескольких часов, идут обстрелы. Бывают и осколочные ранения гражданских, и необходимость оказания помощи военнослужащим, периодически возникает «красная зона». Территория боевых действий делится на три зоны – «красная», «жёлтая», «зелёная». Активные боевые действия – «красная зона», район воинских частей – «жёлтая». В этих двух зонах, как  правило,  работают военные медики. Служба «скорой помощи» работает в основном в «зелёной», отдалённой от боевых действий, зоне. Сюда пострадавших - и гражданских, и военных – врачам «скорой» вывозят военные медики. «И мы уже оказываем дальнейшую помощь», - поясняет заместитель главврача.

 

В руках врача «скорой помощи» человеческая жизнь.

 

24 января, в день обстрела Восточного, «зоны» по цветам не разбивались. 21 бригада работала на Восточном в то страшное утро. «Там работали некоторые бригады перед началом обстрела, - говорит Марина Ивановна. – Одна бригада оказывала помощь мужчине с инфарктом. Когда начался обстрел, больной с присосками бежал к машине, хотя обычно мы таких больных на носилках несём. Но тут был сильнейший стресс. Наши медики помогали людям, собирали пострадавших, не думая об опасности».

Когда взорвался катер морской охраны, на месте происшествия работали восемь бригад «скорой помощи». При поступлении экстренных вызовов, служба работает единой командой, делая всё возможное, чтобы спасти жертв трагедии.

 

Случайные люди здесь не работают

Как пояснил главный врач станции скорой медицинской помощи города Мариуполь Валерий Закржевский, весь персонал службы составляет 694 человек, из них врачей чуть больше ста человек (укомплектованность  - 42,8 процентов), в основном пенсионного возраста. За последние восемь лет пополнения молодыми специалистами не было.

 

Служба «скорой» - в тревожном режиме ожидания.

 

«Работа в «скорой» очень сложная и тяжелая, - поясняет Валерий Закржевский. -  Особый характер работы, особые условия работы,.. Нестандартные, некомфортные. Это - транспорт, подъезды, улицы, темень, вечер, ночь, холод. Асоциальные элементы, которых сегодня очень много. Много людей со специфическими болезнями, с изменённой психикой. Сегодня, в такое трудное время, у этих больных идёт обострение.  Состояние данных пациентов ухудшается, они становятся агрессивными, злобными,  склонными к нападению. Конечно, наши специалисты много лет работают и знают как предотвратить, остановить. У врача «скорой помощи» должна быть широта кругозора. И в профессиональном плане, и кругозора вообще. Надо знать всё, пусть даже для начала всего понемногу. Наши медики в одиночку решают целый ряд вопросов из разных областей – медицины, психологии, социальной защиты. Это - очень большие нагрузки – физические и моральные. Врач «скорой помощи» и фельдшер «скорой помощи» - это не работа даже, это - образ жизни, призвание. Случайные люди здесь не работают».

 

С праздником!

Валерий Закржевский, главный врач станции скорой медицинской помощи города Мариуполь: «Всех своих коллег - врачей, фельдшеров, медсестёр водителей, всех, кто помогает нам в нашей работе – финансистов, экономистов, инженерные группы, автослесарей, слесарей, специалистов технического направления - поздравляю с наступающим Днём медицинского работника. Желаю всем мира, счастья, здоровья, благополучия, успехов в труде. Ибо все мы сегодня призваны делать нужное и благородное дело - оказывать экстренную медицинскую помощь, возвращая здоровье и спасая жизни.

 


Марина ЛИТВИНОВА
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх