История переселенки. «Мама, у тебя седые волосы появились…»

26.11.2016 14:10
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Их первый Новый год в Красноармейске (Покровске). Тогда казалось, что это ненадолго.
Их первый Новый год в Красноармейске (Покровске). Тогда казалось, что это ненадолго.

История переселенки из Авдеевки, которая пережила обстрелы и теперь помогает другим землякам, обездоленным войной.

 

Руководитель общественной организации «Гідність Донбасу» (её цель - оказание помощи внутренне перемещённым лицам, детям с ограниченными возможностями; содействие проведению разнообразных акций, направленных на противодействие агрессии и патриотическое воспитание молодёжи) 32-летняя Анна Шаповал (Негода), живущая сейчас в Покровске (бывшем Красноармейске) о проблемах переселенцев знает не по наслышке. Она сама - из тех самых ВПЛ, миллионы которых были выброшены взрывной волной войны с родных городов и весей.

 

Адское лето

Анна родилась в Авдеевке. Окончив Одесскую академию связи им. Попова, получив высшее образование, с 18 лет полноценно работала. Начинала в «Укртелекоме» (Авдеевка), далее были ООО «Велтон Телеком» (Донецк), ЗОА «Телесистемы Украины» (Донецк).

А потом на свет появились Маша (ей сейчас шесть лет) и Даша (ей - четыре).

«Когда родилась Машенька, мы с мужем жили в Донецке. После вторых родов переехали в Авдеевку - там родственники, которые очень помогали, удобный квартирный вопрос... И вообще я люблю Авдеевку. До войны это был маленький, компактный, тихий городок... Сейчас вся наша жизнь делится на «до войны» и «после», - делится Анна.

В июне 2014 года они с семьёй уехали на море - в Седово. Как и многие, планировали поехать отдохнуть пару недель и вернуться обратно, «когда всё утрясётся». В итоге поездка затянулась почти на три месяца.

«С одной стороны, хорошо, что дети получили массу удовольствия, морской воздух и прочее. Но с другой... Я каждый день читала новости про Авдеевку, Донецк и понимала, что мы не скоро вернёмся домой», - рассказывает Анна.

27 июля, в её день рождения, Авдеевка попала под сильный обстрел. В тот же день Анну с детьми чуть не сбила машина.

«Нас спасло дерево, которое от удара машины раскололось на две части, - вспоминает она. - У меня жизнь тогда прошла перед глазами за секунду».

На тот момент в Авдеевке оставались её папа и бабушка, мама была рядом с Анной и детьми.

«Я каждый день наблюдала как мама читает последние новости - и плачет. У меня мама очень сильный человек, она никогда не плакала. А эта проклятая война подкосила её, - вздыхает Анна. - Мама переживала сильно и за мужа, и за бабушку, и за моего брата (мы с ним - двойняшки), который с женой и ребёнком живёт в Донецке».

 

Переезд и притирка

В конце августа им пришлось решать, как быть дальше. Деньги заканчивались, с собой были только летние вещи...

«Решили поехать в Красноармейск, так как он недалеко от Авдеевки. Знакомые согласились сдать нам там квартиру, - рассказывает Анна. - К тому моменту было уже тяжело найти жильё: цены резко взлетели, а поток переселенцев всё увеличивался...».

Жили они в двухкомнатной «рукавичке» - Анна, двое детей, муж, его родители с братом, а также собачка Сара.

- Первое время некоторые местные жители смотрели на нас чуть ли не с ненавистью, - вспоминает переселенка. - В Управлении труда и соцзащиты слышала порой: «Понаехали тут». Были и такие люди, которые говорили, что мы накличем беду на Красноармейск».

Ко всем прочим бедам добавилось отсутствие воды (её не было около трёх месяцев из-за повреждений водных объектов обстрелами).

«Колодец, огромное количество баклажек, мисок... Постоянно надо было греть воду…», - делится Анна.

Со временем всё притёрлось. Появилась вода, оттаяли люди - и переселенцы, и местные. Беда-война стала общим крестом. И нести его предстояло всем...

 

Ночь кошмара

Семья оказалась разбросана по обе стороны т.н. «линии разграничения». Отец с бабушкой - в Авдеевке. Мама - в Донецке. Анна - в Красноармейске.

«Я почти каждые выходные ездила в Авдеевку. Понимала, что там опасно, что стреляют, но не могла бросить папу и бабушку, - вспоминает Анна. - Особенно страшно было вечером и ночью, когда сильно стреляли. Сидя в подвале, я не раз говорила себе, что это последний раз, что у меня маленькие дети, что нельзя так рисковать... Но через какое-то время «отпускало» - и я приезжала вновь».

Один из таких приездов, 29 ноября 2014-го, она не забудет никогда.

«В тот день в Авдеевку приехали мама, мой брат и я. Мы собрались всей семьёй в родительском доме, - рассказывает Анна. - Вечером шутили, играли в карты, смеялись.… И вдруг меня сбросило взрывной волной со стула на пол. Свет выбило, стёкла посыпались, свист… Как оказалось, возле двора упал снаряд. Все в шоковом состоянии. Ползком - к подвалу».

Отец сделал вылазку на улицу - посмотреть куда упало. Вернулся весь в крови.

«Я накинула куртку на пижаму, за мной бросился брат. Выскочили на улицу, - вспоминает переселенка. - Я, папа, брат забежали в соседский дом, а там - хозяйка лежит на диване, а над ней стоит её муж в шоковом состоянии. Позже выяснилось - соседка вышла на веранду, а тут - обстрел, осколки. Муж занёс её на диван, а сам буквально остолбенел. Я начала вытаскивать ей язык, брат держал голову её, чтоб она не захлебнулась кровью, папа побежал искать палки, для того, чтоб сделать дренаж для ног, которые посекло осколками».

Анна начала мерить пульс. Его почти не было.

«Вызываю «скорую». Там отвечают, что не могут приехать из-за сильного обстрела. Звоню супругу (он медик), спрашиваю у него, чем мы можем помочь раненой. Папа тем временем начал перевязывать ей ноги, чтобы хоть как-то приостановить кровотечение. У раненой начались хрипы, она ни на что не реагировала».

Когда «скорая» всё же прибыла, Анна, её отец, брат и муж пострадавшей положили несчастную на одеяло и понесли к машине.

«Идём, а под ногами - хруст стекла. В нос бьёт запах крови и газа (осколки пробили газовую трубу). Боженька нас оберегал, а не то, был бы «салют» вместе с нами, - вспоминает глава ОО «Гідність Донбасу». - «Скорая» уехала... Через некоторое время я набрала медиков, чтобы узнать состояние пострадавшей. Мне сказали, что она умерла. Её не успели даже довести до больницы».

«Пейзажи» военной Авдеевки.

 

Под утро вызвали газовую службу, начали осматривать повреждения. «Дом наш оказался полностью посечён осколками, стёкол не было, пробита газовая труба, - рассказывает Анна. - Я уехала на следующее утро, брат остался забивать с папой окна... Приехала в Красноармейск, меня дети не узнали. Зашла без всяких эмоций (перед глазами стоял кошмар той ночи), сняла обувь, разделась, отправилась на кухню пить чай. Расспросив о поездке, старшая дочь прикоснулась к моей голове и сказала: «Мама, у тебя седые волосы появились…»

 

Девочки набросились на игрушки

После того ужасного случая она примерно полмесяца не ездила в Авдеевку. А потом решилась.

«Ночь прошла более-менее. На следующий день папа меня провожал на автобус в Красноармейск. Ехали на мопеде - папа за рулём, я сзади. И вдруг - громкий свист! - вспоминает Анна. - Папа резко останавливается, бросает мопед, мы падаем на землю... Потом вскочили, побежали в подвал ближайшего дома. Я рыдаю, меня трусит, не могу успокоиться... А местные жители более-менее спокойны. И это особенно страшно - они привыкли к обстрелам... Привыкли к войне. К тому, что смерть всё время где-то рядом... Когда всё утихло, мы поехали на остановку. Проезжали мимо того места, где было прямое попадание - пострадали два дома. Вокруг - правоохранители, военные, спасатели. И жители пострадавших домов, проклинающие войну...»

«Я так и езжу в Авдеевку на выходные, несколько раз брала с собой детей, - признаётся она. - Когда первый раз девочки после долгого отсутствия зашли в свою комнату, они набросились на игрушки, прыгали на своей кровати, смеялись. А я наблюдала за всем этим и плакала... Они очень скучают за тем, что у нас украла война... Этого не передать словами...»

 

Рука помощи

«Война научила ценить каждый прожитый день, каждый положительный момент своей жизни... С мужем мы уже год как не живём вместе. Я живу сама с двумя детьми. Именно они - мой смысл, стимул. Они - и возможность быть максимально полезной жертвам кошмара, в котором Донбасс живёт третий год», - так поясняет Анна своё решение заняться волонтёрской деятельностью.

Канцелярия для родной авдеевской школы Анны - №7.
Закупала и привозила она всё сама,
а деньгами помогли представители церкви.

 

Сначала она раздавала нуждающимся детские вещи, из которых выросли её девочки. Покупала для них на сэкономленные деньги продукты питания.

«Мне помог бывший авдеевский депутат - закупил детское питание, памперсы, две электрические печки и прочее. Я выкладывала у себя на страничке ВКонтакте информацию, чем могу помочь, - рассказывает Анна. - Ходила в Управления труда и социальной защиты, узнавала там о семьях, которые остро нуждаются в помощи. На тот момент уже появилась инициативная группа «Помощь переселенцам в городе Красноармейск», потом нашлись небезразличные переселенцы, которые и стали волонтёрами. Мы начали работать с Красным Крестом в лице Людмилы Сергеевны Полтавченко, с Фондом Рината Ахметова, представителями ООН, церквями, различными гуманитарными организациями. А в январе 2016 года была зарегистрирована ОО «Гідність Донбасу». Теперь мы более организованно помогаем переселенцам, нуждающимся семьям, детям с ограниченными возможностями. Планы на будущее - грандиозные, не буду пока их раскрывать. Могу сказать одно: есть цель - не вижу препятствий... И, конечно, я мечтаю вернуться домой, найти стабильную работу, устроить своих детей, не слышать выстрелов, не видеть смертей. Хочу мира и покоя для своей страны и своих детей».

 

Андрей КРИВЦУН. 



Теги: Украина, Донецк, Донбасс, война, Авдеевка, АТО, переселенцы
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх