Астрономы NASA получили четкие снимки человеческих следов на Луне

07.09.2011 09:50
Астрономы NASA получили четкие снимки человеческих следов на Луне

НАСА опубликовало беспрецедентно чёткие снимки мест посадки трёх из шести удачных лунных экспедиций («Аполлон-12», «Аполлон-14» и «Аполлон-17»), сделанные широкоугольной камерой аппарата Lunar Reconnaissance Orbiter. Чтобы добиться качества, позволяющего разглядеть отпечатки ботинок астронавтов на лунном грунте (!), орбиту спутника Луны сделали эллиптической. Минимальное расстояние от LRO до поверхности сократилось с 50 км до 21; сателлит оставался на новой орбите 28 дней, а 6 сентября был возвращён на старую.

Новые фото выложены на сайте НАСА; они объединены в интерактивные инсталляции со старыми снимками тех же локаций, сделанными LRO с более высокой орбиты в 2009 году.

Разница ощутима: на самом качественном снимке (фотографии места прилунения «Аполлона-17») хорошо видны даже тонкие параллельные следы от колёс LRV (Lunar Roving Vehicle). Само лунное багги до сих пор припарковано в углублении на приличном расстоянии от нижней ступени лунного модуля «Челленджер». (Нижние ступени носивших отдельные имена модулей были стартовыми площадками для верхних ступеней при подъёме с Луны.) В тёмном пятне неподалёку от остатков «Челленджера» специалисты НАСА уверенно опознали американский флаг. Хорошо заметно, что следы астронавтов - прерывистые (кстати, это пока самые свежие следы людей на Луне). Там, где следы Юджина Сернана и Харрисона Шмитта расходятся, проводился эксперимент по измерению сейсмической активности с помощью геофонов. Взрытый грунт к северу («сверху») от LRV - след эксперимента SEP (Surface Electrical Properties), в ходе которого с помощью 35-метровых антенн изучались электрические свойства поверхности Луны.

Похожие объекты на левых частях снимков мест прилунения «Аполлона-17» и «Аполлона-12» (последний сделан с большей высоты) - исследовательские комплексы ALSEP (Apollo Lunar Surface Experiments Package). Интересно, что в обоих случаях ALSEP были установлены к западу от места посадки. L-образная структура около ALSEP «Аполлона-12» - отражающие свет кабели, которые вели к приборам, использовавшимся в одном из экспериментов («начинка» ALSEP в каждом случае была иной; клинические конспирологи и просто больные на голову могут задуматься, зачем их отвозили на LRV и специальных тележках так далеко (за 200 м) от места посадки). На снимке местности, на которой работали Чарльз Конрад и Алан Бин, виден прилунившийся за два года до них беспилотный аппарат Surveyor 3; астронавты ходили посмотреть на него пешком и, естественно, сфотографировали его.

По материалам: science.compulenta.ru