Пенсионера на старой лодке, который два дня провёл в штормовом Азовском море, спас экипаж турецкого судна

15.11.2013 09:24
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
"Я попросил у турецких моряков воды, - вспоминает Василий Бобырь, -  а они суют мне сигареты".
"Я попросил у турецких моряков воды, - вспоминает Василий Бобырь, - а они суют мне сигареты".

Василий Бобырь из города Бердянска, стартовав от границы Запорожской и Донецкой областей, по воле волн и течения проплыл в общей сложности около 50 километров и остался жив лишь благодаря силе духа и морякам турецкого судна.

А якорь тащился по дну

Василий Бобырь меньше всего походил на человека, который только что вернулся с того света, и вообще выглядел он значительно моложе 72 лет: минимум морщин, ясный взгляд, пальцы без никотиновых разводов.

- Не баловался табачком даже в детстве, - подтвердил переживший не­обыкновенные приключения отставной водитель. - Об этом, в частности, заявил на борту турецкого судна, моряки которого неверно истолковали мои жесты. Просил воды, а они сигареты начали совать.

В то злополучное утро Василий Николаевич на рыбалку не собирался. Но позвонили собратья по поплавку и предложили поехать в Куликовское, откуда без бинокля видны коттеджи донецкого села Бабах-Тарама и указательный перст Белосарайского маяка.

- Собирался наспех, - рассказывает собеседник. - Даже не удосужился взять бутылку газировки. Заодно дома бросил мобильник, часы, компас... Нет, навигатором я до сих пор не обзавёлся: пенсия не позволяет... Лодка мне досталась никудышная, не то что моя в гараже на берегу бердянской гавани. У этой нос тупорылым башмаком, волну держит плохо, одно весло короче другого. Пока осваивался в чужой посудине, ветром отнесло на самую границу с Донецкой областью. Так что отправной точкой моих скитаний можно считать обрывистый берег Бабах-Тарамы.

- Однако, как я вижу, вы не покаялись...

- Просто после случившегося стал осторожнее. По крайней мере, теперь в чужое плавсредство ни за какие коврижки не сяду, - ответил Василий Бобырь, придерживая рукой ёрзающую в пене прибоя самодельную лодку. - Моя "лошадка" хоть и неказиста, но на ней я бы смог добраться до берега без посторонней помощи. А та, прости Господи, годится лишь для плавания в лягушатнике. Кланяется каждой волне, словно нищенка милостыню на паперти просит, вместо якоря – "кошка", которой достают из колодца обронённые хозяйкой вёдра.

К нам постепенно начали подтягиваться прогуливающиеся по берегу бердянской бухты праздношатающиеся граждане. Заинтересовался интервью в полосе прибоя и председатель кооператива "Рыбак-2" Дмитрий Церковный:

- За какую такую провинность нашего Василия Николаевича уже час держите в прицеле фотоаппаратов и кинокамеры? - спросил он.

Оказывается, этот молодой человек до сегодняшнего утра ничего не знал о приключениях члена своего кооператива. А жаль. То, что произошло с Василием Бобырем, должно послужить уроком для каждого, кто отважился взять в руки весло.

На Бога надеялся и сам не плошал

Древняя Меотида капризна, как норовистая кобылка, чьё поведение не могут предсказать ни метеорологи, ни опытные рыбаки. Свой характер она проявила и в то утро. Заштилевшее море в одно мгновение было взорвано налетевшим шквалом, вслед за которым последовали новые, ещё более ожесточённые заряды.

- Снимаемся! - крикнул рыбачивший в сотне метров один из товарищей и повернул свою скорлупку носом к берегу.

Однако последовать примеру собратьев по поплавку Василий не смог. Тупорылая посудина упорно не желала двигаться против волн, ветра и течения. Всякий раз, оборачиваясь назад, отставной водитель с ужасом видел, как уменьшаются в росте фигуры суетящихся на берегу товарищей.

- Зато вода в моей лодке добавлялась с каждой минутой, - вспоминает собеседник. - Я отдал якорь и принялся вычерпывать воду обрезанной бутылкой из-под газировки. А когда управился, то не увидел ни товарищей, ни самого берега. Вокруг была лишь рваная пена. Вдобавок ко всему, горизонт по всему периметру затянули тучи, и пошёл дождь. Очевидно, в небесной канцелярии решили, что моя одежда недостаточно напиталась влагой.

Чуть позже, когда дождь прекратился, Василий пожалеет, что в лодке не оказалось плохонького ведра, куда можно было бы насобирать пресной воды. Уж больно начала донимать жажда, которая оказалась острее боли от волдырей на ладонях.

- Вёсла я выпускал из рук лишь когда уровень воды достигал критического предела, - продолжает Бобырь. - Вычерпывал, грёб, снова вычерпывал. Усталости, как ни странно, не чувствовал. За баранкой автобуса, случалось, проводил двадцать часов кряду. А паниковал лишь в первые минуты, когда понял, что якорь ползёт по дну... Бога просил о помощи, было дело, но без надрыва в душе. Верил - он и мои товарищи не оставят на произвол стихии.

- Почему же они не оказали помощь, когда вы находились у берега?

- Это сравнимо с тем, как не умеющий плавать решит спасти утопающего. Или вы хотели, чтобы вместо одной дрейфующей лодки в море оказалось сразу три? Нет, ребята поступили ра­зумно. Сразу же связались со спасателями… О том, что меня ищут, я догадался около полуночи, когда заметил справа по борту серебристое свечение.

Утром следующего дня на поиски пропавшего рыбака выслали вертолёт.

- Винтокрылая машина, - говорит Василий, - прошла в полутора километрах восточнее. Очевидно, пилоты неверно рассчитали силу ветра и течения. Только я никого не виню. Откуда парням было знать, что якорь совершенно не держит, да и сложно было им среди грязной пены обнаружить выкрашенную под цвет каштана двухметровую скорлупу.

Распрощавшись с журналистами, отставной водитель повёл свою лодку  в открытое море.

Распрощавшись с журналистами, отставной водитель повёл свою лодку  в открытое море.

Без жилета - на тот свет

Что собой представляет штормовое море, знаю не из чужих уст. За годы скитаний сполна испытал норов ветров мыса Горн, ярость тайфунов Японского моря и видел жуткую прелесть танцующих в Малакском проливе джигу смерчей. Поэтому мне понятны действия отставного водителя, который привязал себя двойным узлом к лодке и как можно тщательнее упаковал в полиэтилен документы. Потом, уже на берегу, он признается, что больше всего опасался быть погребённым в качестве беспаспортного бродяги.

Однако небеса сочли нужным сохранить Василию жизнь. К исходу следующего дня он заметил стоявшее на якоре небольшое судно. И если раньше все его усилия были направлены на то, чтобы удержать лодку носом к волне, то теперь перед ним встала другая задача. Надо было не промахнуться, не проскочить мимо судна. Ведь для того, чтобы запустить его главную машину и выбрать якорь, потребуется около часа, а за это время лодку унесёт за полторы-две мили.

- В своё спасение я окончательно уверовал, когда вцепился в точно поданный матросами трос-выброску, - говорит Бобырь. - Подтягиваюсь к борту, здесь меня подхватывают под руки, и вот она, надёжная палуба... Вокруг меня смуглые лица, слышу незнакомую речь. Ну а полное блаженство наступило после того, как вместо сигареты, наконец-то, подали кружку воды. Залпом выпиваю одну, тут же наливают вторую...

Что ж, пришло время поставить точку. Однако не будем торопиться. Ведь ездил я в Бердянск не только ради того, чтобы описать приключения отставного водителя. Здесь куда важнее разобраться в первопричинах, которые являются основой многих экстремальных ситуаций. Море, как известно, не терпит упущений и не прощает поспешности. Не забудь на берегу пресную воду, наш герой не страдал бы от жажды, а имей он простенький навигатор, компас и устойчивую связь, поисковым судам и вертолёту не пришлось бы прочёсывать площадь в десятки квадратных километров.

Далее. Как гласят правила мореплавания, каждое плавсредство должно быть оснащено или сигнальными ракетами, или фальшфейерами, которые заметны на значительном удалении. Увы, подопечные Дмитрия Церковного, как и прочие рыбаки-любители, за редким исключением, не берут с собой в море даже спасательных жилетов. А таковой очень бы пригодился жителю Волновахского района Донецкой области М., которого подвела лодка. Отправившийся на рыбалку мужчина так и не дотянул вплавь до берега. Причём аналогичные случаи не редкость. Каждый год только в Азовском море и во внутренних водоёмах упомянутых областей гибнет до полутора десятков рыбаков и почитателей водных процедур.

Эта печальная участь вполне могла постигнуть и отставного водителя из города Бердянска. К счастью, Василий Николаевич оказался закалённым физически и морально. Он не запаниковал, не сдался на милость стихии и вообще держался, как и подобает настоящему представителю сильной половины человечества. Одно лишь огорчительно. Наш герой уже после случившегося вновь вышел в море без  спасательного жилета, фальшфейеров и, конечно же, не смог выделить из скромной пенсии деньги на покупку навигатора.


Юрий Хоба. Фото автора.

Теги: Донбасс, Азовское море, Турция, море, шторм, рыбак, лодка
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх