- У Москві знищено генерала, який розповідав про українських «бойових комарів»10:00
- Рада ЄС ухвалила 15-й пакет санкцій проти РФ16:00
- ВСУ нанесли удар по нафтобазі в Орлі13:00
- У Москві ліквідували конструктора крилатих ракет Шатського - СМИ15:00
- Румунія і Болгарія приєднуються до Шенгену14:00
- У російському Брянську БпЛА атакували нафтобазу10:00
- Зеленський розповів про зустріч з Трампом і Макроном у Парижі (ВІДЕО)09:00
- Сирійські повстанці заявили про звільнення Дамаску і падіння режиму Асада08:00
- Зеленський прибув з візитом до Франції15:00
- Курс біткоїна вперше перевищив 100 тисяч доларів10:00
Что будет с украинским транспортом после ассоциации с ЕС: опыт соседних стран
Чем ближе момент возможного подписания Украиной Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом, тем большее беспокойство это вызывает. Многие опасаются, что и так нестабильной родине придётся перенести сильные изменения, которые негативно коснутся расходов рядовых граждан. "Донбасс" проанализировал вероятные последствия реформы транспортной отрасли.
Польша
Шоковый путь к стабильности
Правительство Польши избрало почти "шоковую" методику перехода к стандартам Евросоюза, сделав это достаточно быстро. Вследствие чего повысился уровень безработицы, а из-за высоких налогов многие предприятия вынуждены были закрыться. Но полякам удалось быстро адаптироваться и даже не потерять торговых связей с Россией.
Государство, считающееся "сердцем Европы", ощутило больше проблем в транспортной инфраструктуре, нежели в состоянии самого транспорта. И полякам пришлось заняться реформированием этого направления. На модернизацию и расширение сети автомагистралей, как и железных дорог, понадобилось около трёх лет. Конечно, благодаря инвестициям из бюджета ЕС. Значительного повышения цен на проезд, до уровня западноевропейских, в Польше так и не произошло.
Всерьёз о дороговизне содержания городского транспорта власти Варшавы заговорили в августе 2011 года. Подсчитали, что себестоимость проезда каждого из 2 миллионов пассажиров составляет 1,4 евро (16 грн.). (Цены будут приводиться в евро с пересчётом в гривни по курсу указанного года, для удобства округлены. - Прим. М.С.).
С того времени стоимость проезда в общественном транспорте Варшавы повышалась трижды. Сейчас обычный билет на одну поездку, в зонах 1 и 2, обходится в 1,6 евро (18 грн.), билет на один день, с неограниченным количеством пересадок в обеих зонах, стоит 5,7 евро (62 грн.), тридцатидневный проездной - около 24 евро (260 грн.). Правительство планирует поднимать расценки до 2014 года.
В Кракове пользоваться общественными автобусами дешевле - одноразовый проезд на неопределённое количество остановок стоит 0,9 евро (10 грн.), за час езды с пересадками 1,2 евро (13 грн.) При этом в Польше существует ряд категорий, пользующихся льготами.
Но сравнивать состояние украинского и польского транспорта некорректно. В плане комфортабельности, безопасности, соответствия графику и скорости движения наши соседи выигрывают в десятки раз. К тому же, такие ставки на проезд здесь сглаживают сравнительная дешевизна продуктов питания и одежды, а также более высокий уровень заработной платы.
Чехия
За безопасность
Одновременно с Польшей, 1 мая 2004 года, в ЕС вступила и Чешская Республика. Сегодня это одна из стран, которые активнее всего содействуют Украине на пути к евроинтеграции, рассчитывая на развитие бизнес-связей.
Во время своего последнего визита в Киев и Донецк президент Чехии Милош Земан уверял украинское правительство, что после вступления в "европейский клуб" его страна резко преобразилась. Возросло количество западных инвестиций, в том числе на производство, занимающее особое место в политике государства. А вот его предшественник Вацлав Клаус уверен, что ЕС слишком сильно вмешивается в политику государства.
Первые годы членства ознаменовались тем, что не сбылись прогнозы финансовых аналитиков, обещавших резкий скачок цен на все товары и услуги. 1 июля 2005 года в Праге подорожал проезд. Если до этого билет на все виды общественного транспорта стоил 0,36 евро в час (2,3 грн.), то после изменений его цена увеличилась до 0,6 евро (4 грн.), правда, за 75 минут. Ранее такое происходило в 1998-м. Месячный проездной подорожал на 1,2 евро (7,3 грн.). Тогда чиновники объяснили это тем, что 23% от государственных дотаций на содержание транспорта окупались благодаря продаже билетов. С принятием изменений эта доля возросла до 28%.
Ещё раз по кошельку пассажиров "ударили" спустя три года. С 2008-го вместо, к тому моменту, 1 евро (7,3 грн.) за 75 минут жители Праги стали платить 2 евро (14,6 грн.). Билет на короткую 20-минутную поездку в автобусе или пять станций метро подорожал на 0,7 евро (5 грн.). Сегодня уровень цен остался прежним, изменился разве что курс валют.
Тут самое время ахнуть и представить, какие средства придётся отдавать рядовому украинцу при таких раскладах. Но не стоит забывать, что общее состояние и Чехии, и Польши к моменту присоединения к Союзу было более адаптировано под его мерки. К тому же, Чехия очень гордится высокой безопасностью и комфортабельностью своих транспортных средств и уверена, что такие средние цены не должны сказаться на благосостоянии граждан.
Латвия
Изменения привели к панике
Прибалтийские страны тоже шагнули в Евросоюз в 2004-м. В отличие от Польши и Чехии, им оказалось гораздо труднее адаптироваться. В то время, как многие жители ждали, что с открытием "западных дверей" начнётся новый виток истории, реальность принесла не лучшие времена для экономики. Уже в первый год резко вырос уровень инфляции, около 5% трудоспособного населения уехали на заработки, обанкротились многие малые и средние предприятия, резко возросли цены на обычные предметы обихода, продукты, лекарства, снизились заработные платы "бюджетников". В 2007 году латвийское правительство инициировало реформу пассажирских перевозок, в результате которой доставлять людей в другие города смогли бы только фирмы, выигравшие серьёзный конкурс. Таким образом, за бортом оставались малые перевозчики, не до конца соответствующие требованиям. Это породило серьёзное беспокойство среди таких фирм, а также жителей глубинки, которая стала не так интересна крупным компаниям. В то же время, изменения предполагали улучшение парка.
7 октября 2013 года правительство утвердило новый законопроект, согласно которому с января 2014-го проезд в общественном транспорте Риги возрастёт почти в два раза. Стоимость абонемента на один маршрут на весь месяц составит 25 евро (275 грн.), для многодетных семей, студентов и учителей - 10 евро. Проехаться один раз в любом виде муниципального транспорта рижане смогут за 60 евроцентов (6,6 грн.), не зарегистрированные в столице - за 1,2 евро (13 грн.). Были предусмотрены значительные льготы в размере 80% для некоторых категорий. Качество обслуживания и состояние латвийского транспорта соответствует европейским стандартам.
Германия
Для "европейских гигантов" это мелочи
Германия - одна из доминирующих стран Евросоюза. О её, иногда чрезмерном, влиянии на других членов периодически говорят политики разных государств. Корифей, который стоял у истоков создания ЕС, естественно, ощущает себя в нём комфортно.
Транспортная система и вся инфраструктура полностью соответствуют немецкой педантичности и требовательности. Если уж ездить, то строго по секундам и, непременно, в скоростных и комфортабельных машинах. Тут одинаково популярны пригородные поезда, автобусы, трамваи. Владеть транспортом могут лишь коммерческие предприятия, даже если они находятся в собственности муниципалитета, но не органов власти.
В 2007 году самый дешёвый разовый билет на три станции метро или шесть автобусных остановок стоил 1,2 евро (8 грн.), сейчас он обойдётся в 1,4 евро (15 грн.). Проездной билет на целый день - около 6 евро (40 грн.), сегодня примерно 7 евро (77 грн.).
В силу экономической развитости на благосостоянии немцев подорожание проезда практически не сказывается.
Страхи и перспективы Украины
Периодическое подорожание проезда для жителей нашей области дело привычное. Не заставит ли нас разориться возможное подписание Соглашения об Ассоциации, следование европейским требованиям и насколько мы им соответствуем, "Донбасс" проконсультировался у первого заместителя начальника главного управления развития базовых отраслей промышленности, энергетики и энергоэффективности Донецкой облгосадминистрации Александра Рыщенко.
- Сейчас в области для перевозки пассажиров, кроме отечественных, задействованы автобусы европейских и китайских производителей. 50% из них соответствуют установленным в Европе экологическим нормам и сделаны на заводах, имеющих соответствующие сертификаты качества. Да, сегодня существует проблема с комфортабельностью части парка. В данный момент готовится новая редакция ЗУ "Об автомобильном транспорте", с принятием которого к перевозчикам будут предъявляться более жёсткие требования. Например, автобусы междугородного сообщения должны быть оснащены ремнями безопасности для каждого человека. Модернизация транспорта не начнётся одномоментно, и вначале это коснётся машин, которые передвигаются международными маршрутами, - отметил специалист.
По мнению Александра Ивановича, украинцам не стоит опасаться значительного скачка цен на проезд.
- Лучше перестраиваться под требования Евросоюза постепенно. Экономика государства в достаточно сложном состоянии, резкий переход, как, например, это было в Польше, может усугубить ситуацию, - уверен он. - При условии роста экономики и среднего дохода граждан мы сможем приблизиться к Союзу в течение 3-5 лет. Резкое повышение стоимости пользования транспортом станет серьёзным ударом по бюджету среднестатистического украинца, ведь за одноразовую поездку платить придётся как в Европе - 10-15 грн.
- Чем оперативнее мы адаптируем законодательную базу, тем быстрее сможем приступить к изменениям в транспортной сфере. Это должно коснуться замены многочисленных льгот определённой ежемесячной надбавкой к пособию, которую человек может потратить на проезд, как во многих европейских странах. Тогда стоимость проезда не поднимется, - говорит Александр Иванович. - Сейчас государство компенсирует перевозчикам передвижение "льготников" лишь на 25-35%. Это не может хорошо сказываться на качестве автопарка.
За сколько "катаются" россияне и белорусы
Ростов-на-Дону
Цена на проезд в автобусе - 15 рублей (3,8 грн.).
В "маршрутке" - 17 рублей (4,3 грн.)
В трамвае и троллейбусе - 13 рублей (3 грн.).
Минск
Одна поездка на автобусе, троллейбусе, трамвае, метро - 2500 белорусских рублей (2,2 грн.).
Марина Самара.
Теги: Донбасс, Европейский союз, Польша, Германия, Латвия, Чехия, транспорт
- Результаты матчей ЧМ-2010 по футболу
- Чем обернулось вхождение в ЕС для наших соседей
- Украинцам чаще стали отказывать во въезде в страны Евросоюза
- Путин был готов захватить всю Украину: представитель МИД Зеркаль рассказала, что остановило Россию от полномасштабного вторжения, – подробности
- Германия начала реверсные поставки газа в Украину (ВИДЕО)
- ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ УКРАИНА МОЖЕТ «ВМЕРТИ» УЖЕ ПРИ НЫНЕШНЕМ ПОКОЛЕНИИ
- «Директору» телекомпанії з Харцизька повідомлено про підозру в колабораційній діяльності13:00
- Діти ВПО з Кремінської громади мають змогу відпочити у Латвії12:00
- За 17 грудня росіяни вбили 1 і поранили 8 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 16 грудня росіяни вбили 1 жителя Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Олександрівська громада Донеччини отримала 14 потужних генераторів14:00
- В СБУ показали знищення складу боєприпасів ворога на Донеччині (ВІДЕО)13:00
- Оперативна ситуація по області станом на ранок 16 грудня12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00