Бородино. Пять генералов великой битвы

06.09.2012 16:00
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Картина Аверьянова  «Подвиг генерала Костенецкого в Бородинском бою».
Картина Аверьянова «Подвиг генерала Костенецкого в Бородинском бою».

Завтра исполняется 200 лет со дня легендарного однодневного сражения, вспоминая которое, Наполеон говорил: «Французы показали себя достойными победы, а русские заслужили быть непобедимыми». В воскресенье в Можайском районе Подмосковья историки реконструировали грандиозный бой, состоявшийся 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1812 года у села Бородино, в 125 км от Москвы. В торжествах приняли участие более 100 тысяч человек, в том числе Шарль Наполеон - единственный потомок императора-полководца; тезка и потомок гусара и поэта Дениса Давыдова, проживающий сейчас... во Франции; праправнучка маршала Михаила Кутузова. Прибыл и президент России Владимир Путин, подчеркнувший: «В истории нашей страны было немало трагедий и войн, но лишь две из них названы Отечественными - и именно так навеки они запечатлены в нашей национальной исторической памяти. И в той, и в другой войне решались судьбы России, Европы, всего мира. На карту были поставлены независимость нашего государства, а на борьбу с завоевателями поднимался весь народ». Редакция «Донбасса» предлагает вспомнить пятерых генералов, в том числе имеющих отношение к Украине, чье мужество сделало их в тот день бессмертными.

Человек и батарея


Мемориальная стела, возведенная в 25-ю годовщину сражения, считается главным монументом героям решающей битвы Отечественной войны 1812-го. Она стоит на месте, где располагалось артиллерийское укрепление, защищавшее центр позиции нашей армии. Сопротивление там было настолько мощным, что наполеоновские военачальники назвали этот участок Бородинского поля «редутом смерти» и «могилой французской кавалерии». У нас же оно известно как «батарея Раевского».

23 июля 1812 года у деревни Салтановка (на Днепре, под Могилевом) корпус генерал-лейтенанта Николая

Раевского в течение десяти часов вел бои с пятью дивизиями корпуса Даву. Подняв полк на, казалось, обреченную атаку, военачальник обратил в бегство «непобедимых» наполеоновских воинов. Был ранен в грудь, зато спас армию Багратиона от разгрома. Он же сумел с 15 тысячами солдат трое суток удерживать Смоленск от наседающей 180-тысячной армии противника.

Неудивительно, что и на Бородино Николай Николаевич оказался в самом пекле. Из 10 тысяч человек его 7-го пехотного корпуса, охранявшего подступы к батарее из 18 пушек (та занимала доминирующую Курганную высоту, была обнесена двухметровым бруствером и окружена широким рвом глубиной в два метра), в строю осталось лишь 700. Стояли насмерть. За мужество, проявленное в тот день, Раевский получил орден Александра Невского. И признание Наполеона: «Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы».

Позже, когда французы пытались увести свою армию из Москвы по Калужской дороге, именно Раевский под Малоярославцем разбил войска маршала Нея. В результате оккупанты поплелась по «убитому» войной смоленскому пути. Генерал отличился в «битве народов» под Лейпцигом (16-19 октября 1813 года), оставшись в строю с простреленной грудью, а также при взятии Парижа весной 1814-го.

Отойдя от ратной службы, Раевский жил в Киевской губернии. Дружил с Пушкиным. Умер в 58 лет.

Бог рати он

Вовсе не напрасно так называли Петра Багратиона, имя которого носит улица в Буденновском районе Донецка.

В Бородинском сражении он руководил левым флангом, на который пришелся главный удар противника. Генерал, который, по свидетельству современников, был «неустрашим в сражении и равнодушен к опасности», героически оборонял Семеновские флеши. А когда те были заняты французами, возглавил контратаку 2-й гренадерской дивизии. Тогда же был ранен - осколок ядра раздробил герою большеберцовую кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался, хотя она могла его спасти. Умер 24 сентября по новому стилю в селе Сима Владимирской губернии в имении своего друга князя Голицына.

Багратион был женат на внучатой племяннице князя Потемкина. Супруга - писаная красавица, как теперь сказали бы, «светская львица», фактически сбежала от мужа за границу. Где и родила дочь, как полагают, от австрийского канцлера князя Меттерниха. После смерти Петра Ивановича княгиня вторично ненадолго вышла замуж за англичанина, а после вернула себе фамилию Багратион. В Россию так и не возвратилась…

Конотопский силач


Боевое крещение Василий Костенецкий, родившийся недалеко от украинского города Конотоп (сейчас Сумская область), получил при штурме Очакова в 1788 году. Двадцать лет спустя стал генерал-майором. В Бородинском сражении первоначально возглавлял пехотную бригаду из Либавского и Софийского полков, а после гибели генерала Кутайсова командовал всей артиллерией.

В разгар боя на одну из батарей ворвались польские уланы и начали рубить канониров. Находившийся поблизости Василий Григорьевич, отличавшийся недюжинной силой, бросился на выручку своим. Сабли ему показалось мало, поэтому воспользовался… орудийным банником. Одним ударом этой цилиндрической щетки на длинной палке, предназначенной для прочистки орудийного ствола, он сбросил с лошади ближайшего улана. А затем начал махать, как былинный богатырь: в одну сторону - улица, в другую - переулочек. Лупил противника, пока банник не сломался. Артиллеристы, по примеру генерала, схватив всё, что под руку попалось, отбили атаку.

После махания банником он предложить Александру I сделать их в артиллерии железными, а не деревянными. «Железные банники у меня могут быть, но откуда взять Костенецких, чтобы владели ими», - ответил император.

Сын украинской земли был не только мужественным, но и мудрым воином. Именно он в Тарутинском лагере подал Кутузову докладную записку, в которой предложил заставить войска Наполеона отступать из России по старой Смоленской дороге.

Помимо богатырской силы (мог поднять пушку, ломал подковы, рывком за хвост валил наземь коня), он отличался спартанской строгостью: не признавал иной обстановки своей комнаты, кроме простого стола и лавок, на одной из которых спал. Летом обливался холодной водой, зимой обтирался снегом. А доконала героя холера, которой заразился в 1831-м.

Непокоренный знаменосец


Александр Тучков (он же Тучков 4-й), появившийся на свет в Киеве, заработал генеральское звание, сражаясь на территории Европы. Перед самой войной 1812-го его бригада была включена в состав 3-го пехотного корпуса старшего брата - Николая Тучкова. А потом в составе третьей пехотной дивизии была брошена на помощь Багратиону.

Пятая контратака на флеши стала для молодого генерала роковой. Увидев, что Ревельский полк вот-вот дрогнет под градом вражеских ядер и пуль, он схватил знамя и бросился в стону противника. Прямо под картечь… А через три часа в бою за Утицкий курган был смертельно ранен Тучков 1-й.

Вдова безуспешно пыталась разыскать останки Александра на усеянном телами Бородинском поле. В 1820 году на средней Багратионовой флеши - месте гибели Тучкова, была освящена церковь Спаса Нерукотворного, построенная Маргаритой Михайловной в память о муже. Именно она стала первым памятником воинам, павшим в Бородинском сражении.

Лихой атаман

«Надо отдать справедливость казакам, - это они доставили успех России в этой кампании. Казаки - самые лучшие легкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошел бы с ними весь мир», - уверял Наполеон Бонапарт. Такое мнение император составил во многом стараниями Матвея Платова.

Будущий граф и атаман Воинства Донского родился в 1753 году в станице Черкасская. Он гонял сторонников Емельяна Пугачева, участвовал в походах на горцев, штурмовал Очаков и Измаил. Популярность Матвея Ивановича была так велика, что Павел I, поверив слухам о грядущем восстании, которым якобы руководит генерал, упек его в Петропавловскую крепость - от греха подальше. Вскоре, правда, выпустил, откомандировав… в Индию, на помощь французам, дававшим там прикурить английским солдатам. Весть о смерти Павла и вступлении на престол Александра I застала казачьи войска в Оренбурге. На этом поход и завершился.

Ну, а 200 лет назад атаман Платов нагонял страху уже на солдат Наполеона. Громил вторгшуюся армию до Бородино, на самом поле (кавалерия Платова и Уварова в критический момент боя совершила рейд по тылам противника, благодаря чему наши получили двухчасовую передышку, сумев перегруппироваться) и после грандиозного сражения.

Из похода в Европу он вернулся на Дон, увенчанный всевозможными лаврами (имел даже диплом почетного доктора Лондонского университета). Умер в основанном им же Новочеркасске в 1818 году. Похоронен в тамошнем Вознесенском соборе.

Ничья в нашу пользу

- Как считается, наши в Бородино потеряли 45-50 тысяч человек, армия Наполеона - около 35 тысяч, - отмечает зам. начальника НИИ (военной истории) Военной академии Генштаба ВС РФ по научной работе Николай Никифоров. - Были убиты или умерли от ран четверо и получили ранения 23 русских генерала. Наполеон потерял убитыми и умершими от ран 12 генералов, были ранены один маршал и 38 генералов. Количество пленных не превышало одной тысячи человек от каждой из сторон. Низкий уровень медицинского и продовольственного обеспечения стал причиной смерти значительного числа раненых обеих армий.

По мнению беспристрастных историков, ни один из противников не решил в ходе Бородинской битвы поставленных перед собой стратегических задач. Наполеон не сумел разгромить русскую армию, Кутузов - изменить соотношение сил в свою пользу, остановить продвижение французов и защитить Москву. Другое дело, что Москва стала для обескровленной армии Бонапарта капканом. Очень скоро оккупанты дернули на родину, тая, как снег весной. А спустя совсем немного времени российская армия, объединившись с европейскими союзниками, окончательно добила Наполеона.


Андрей Кривцун.

Теги: война, юбилей, история, Наполеон, годовщина, генерал, битва

Вверх