Ученые предлагают "вылавливать" раковые клетки с помощью чипа

05.04.2013 14:05
Ученые предлагают "вылавливать" раковые клетки с помощью чипа

Странствующие раковые клетки могут сильно осложнить течение болезни: оторвавшись от материнской опухоли, они способны вместе с кровью перенестись в новый орган и основать там новую колонию, то бишь опухоль. В 2007 году исследователи из Гарвардской медицинской школы (США) сконструировали приспособление, позволяющее вылавливать раковые клетки из крови. Это был кремниевый чип, по размеру сходный с предметным стеклом микроскопа и пронизанный тончайшими каналами: кровь проходила через эти каналы, и если попадалась раковая клетка, то она оседала на стенках благодаря специальным антителам против поверхностных белков клетки.

Но не все онкоклетки имеют на своей мембране белки, которые позволяют так легко отличить их от клеток крови. Например, клетки меланомы проходят через такой чип, не задерживаясь.

В новой статье, опубликованной в Science Translational Medicine, та же команда из Гарвардского университета под руководством Мехмета Тонера представила модификацию этого ракоуловительного чипа — специально для маскирующихся раковых клеток. Новый чип состоит из двух частей. В первой клетки сортируются не по поверхностным белковым маркерам, а по размеру. Эритроциты и тромбоциты проходят свободно, а иммунные клетки и блуждающие раковые направляются во вторую часть чипа, где их выстраивают в одну линию.

Затем к иммунным клеткам прикрепляются крохотные, размером с бактерию, магнитные частицы. Они имеют сродство к поверхностным белкам иммунных клеток, поэтому могут садиться только на них. После этого магнитное поле вытягивает иммунные клетки из общего потока. Те, что остались, — раковые; теперь их нужно только собрать и проанализировать. То есть тут происходит отрицательный отбор: отбирается всё, что не рак. Опять-таки используются поверхностные белки, но только для распознавания нормальных клеток.

Разумеется, никто не собирается очищать так кровь от блуждающих раковых клеток, чтобы не позволить им где-нибудь осесть. Но с помощью такого устройства можно своевременно узнавать о том, что опухоль собралась метастазировать, и предпринимать соответствующие шаги — например, прописывать антиметастазную терапию.

Учёные уже давно пытаются создать метод, который позволял бы быстро и надёжно вычислять блуждающие раковые клетки. Искать их с помощью обычных клеточных и генетических способов слишком долго и ненадёжно: раковые клетки отличаются большим генетическим разнообразием и плавают среди других. Возможно, созданный в Гарварде сортировщик поможет наконец-то решить эту проблему.

По материалам: science.compulenta.ru