В Донбассе полным ходом идёт незаконная вырубка насаждений

07.02.2011 19:05
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Калининский сельский голова Татьяна Маркова и общественный инспектор экологии Николай Кухтин показывают корреспонденту «Донбасса» место недавних событий.
Калининский сельский голова Татьяна Маркова и общественный инспектор экологии Николай Кухтин показывают корреспонденту «Донбасса» место недавних событий.

На околице волновахского села Калинино хищническим рубкам подвергся массив овражно-балочных насаждений

Отчаянного всё-таки голову выбрали себе жители волновахского села Калинино. По крайней мере, мне не удалось заставить Татьяну Маркову остаться в салоне автомобиля до выяснения обстоятельств, которые вполне могли закончиться потасовкой.

Улики на околице


Около полудня общественный инспектор экологии Николай Кухтин по агентурной сети получил сообщение о потрепанном «Москвиче» синего цвета, который сорок минут назад скрылся в прилегающем к селу леске. Этот уголок природы органично вписался в ансамбль припойменных холмов и рукотворного озера. Насаждения жизненно важны для защиты оврагов и балок от размывания.

- Я сразу же связался по телефону с братом Александром, - рассказал Кухтин, - он здесь работает участковым инспектором милиции. На операцию отправились двумя автомобилями. А чтобы самовольные рубщики не ускользнули, решили разделиться. Один поехал в обход массива, второй - кратчайшим путем. К тому времени мы уже имели достоверную информацию, что в массиве «работают» Дмитрий и Денис, молодые люди восемнадцати и шестнадцати лет от роду, двоюродные братья.

Когда парни увидели, что оба пути блокированы, они бросили груженный дровами «Москвич» и пустились наутек. Впрочем, никто за ними и не думал гнаться. Инспектор экологии и участковый если и не знали в лицо кого из односельчан, то исключительно грудных младенцев. Тем более, для изобличения было достаточно весьма красноречивых улик, в том числе - двух бензопил, толстенных бревен и обрубленных сучьев.   

Где лес шумел...


С сельским головой Татьяной Марковой отправляемся по следам группы захвата. По пути Николай Кухтин подсказывает, как лучше объехать то и дело попадающиеся колдобины, обращает внимание на следы порубок в полезащитной полосе.

Я же вроде как два полезных дела делаю, - говорит Николай Кириллович Шкарупа, - бабке сухих дровишек на растопку заготавливаю и посадку от хлама очищаю.

«Я же вроде как два полезных дела делаю, - говорит Николай Кириллович Шкарупа, - бабке сухих дровишек на растопку заготавливаю и посадку от хлама очищаю».

Останавливаемся там, где двоюродные братья бросили синий «Москвич». Пни высотой в метр и более, сваленные в беспорядке толстенные сучья. Чуть далее - снова пни, причем целыми сериями. Сюда бы передвижной вагончик, несколько кострищ, и - полное сходство с лесоповалом.

- Всего, - говорит общественник, - Дмитрий с Денисом нанесли природе ущерб на сумму в сто тысяч гривен... Но это данные с одного участка. Сколько же всего здесь спилено деревьев, разве что волки знают... Вот видите, отпечатки их лап на снегу.

В живописной манере нашего поводыря дополнила жительница окраинной улицы Калинино Галина Велигош:

- Тут бы давно настоящий лес шумел. Только рубят его уже сколько годов подряд... Мотоциклами возят, машинами. Кто - себе, кто - на продажу...

Разборки у павшего дерева 


Вдруг мы увидели ветхозаветный «Москвич» желтого цвета у торца полезащитной полосы. А недалеко от него блеснуло лезвие топора. Он был в руках у мужика далеко не хилого телосложения. Впрочем, рослый аграрий пребывал в почтенных летах. К тому же занимался он хотя и не совсем законным, но довольно безобидным делом - при помощи внушительных размеров топора и ножовки кряжевал невесть в каком десятилетии поверженную сухостоину.

- Татьяна Анатольевна, да брошу это дело, - обратился он к сельскому голове. - Что наскоблил, то пусть и валяется...

Я посоветовал отставному аграрию успокоиться и вернуться к прерванному занятию. А заодно попросил прокомментировать обстановку на топливном фронте.

- Шкарупа Николай Кириллович, - отрекомендовался новый знакомый. - В прошлом - колхозный водитель, ныне - пенсионер. Есть жена, тоже на пенсии... Что же касается топливного фронта, как вы говорите, то за тонну угля просят тысячу триста гривен... Но к нему и дрова на растопку надо, сушнячок... А пенсия моя - восемьсот с копейками....

Предполагаю, яростные ревнители от экологии и законники могут осудить нас с Татьяной за выданную Николаю Кирилловичу «вольную грамоту». Но тогда пусть попробуют прокормиться и обогреть жилище на восемьсот гривен в месяц.

Лесоводы - в режиме готовности

Итак, сейчас мы имеем две тесно переплетающиеся проблемы. Первая - это сохранность зеленых насаждений, которые в южных районах Донецкой области не добирают и половины от общенациональных параметров. По сути, ведется хищническое истребление полезащитных полос, овражно-балочных насаждений и бывших колхозных лесов. В качестве примера могу привести дубраву 1947 года закладки близ другого волновахского села Новоигнатьевка, где одно время велась варварская заготовка деловой древесины. Не без гордости добавлю - конец незаконным операциям был положен после журналистского вмешательства.

- Более других, - комментирует калининскую эпопею директор Мариупольской лесной научно-исследовательской станции, кандидат сельскохозяйственных наук Василий Бородавка, - страдают полезащитные полосы. Полагаю, пробил час обратить на них самое серьезное внимание и в законодательном порядке закрепить за сельхозпроизводителями. Такое решение будет в их же интересах, ведь урожаи напрямую зависят от качества и количества лесозащитных насаждений.

Всё верно, но ведь остается проблема №2 - обеспечение сельчан дровишками.

- Никакой суперпроблемы здесь не вижу, - продолжает Василий Александрович. - Полезащитные полосы являются значительным источником древесины. Только вот брать ее следует не хищническим, а цивилизованным способом. Мы, лесоводы, готовы оказать самую широкую помощь аграриям, вплоть до обучения из числа сельчан квалифицированных вальщиков древесины.

Не уверен, что все землепашцы без  исключения примут на ура комментарий одного из опытнейших лесоводов юго-востока Украины. И тем не менее, сохраняется уверенность, что здравый смысл всё-таки возобладает. Ведь даже по самым скромным подсчетам, разработка полезащитных полос области позволит ежегодно получать до 60 тысяч кубометров древесины. Сюда же следует отнести новые рабочие места, улучшение землепользования и многое другое. Словом, есть веский повод задуматься.


Юрий Хоба. Фото автора.

Теги: Донбасс, Донецкая область, дерево, экология, лес, вырубка, Волновахский район
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх