- Оперативна ситуація по Донецькій області станом на ранок 25 листопада11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- У Краматорську відновила роботу зруйнована росіянами амбулаторія16:00
- Оперативна ситуація по Донецькій області станом на ранок 24 листопада12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 22 листопада росіяни вбили 1 і поранили 9 жителів Донеччини13:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Київський суд виніс вирок "міністру юстиції ДНР"16:00
- У Маріуполі пролунали вибухи – у частині міста зникло електропостачання12:00
- 21 листопада росіяни вбили 1 і поранили 7 жителів Донеччини11:00
В Артемовском районе Рождество разыграли в вертепах
Радостную новость о рождении Сына Божьего ежегодно из дома в дом передают в трех католических селах севера Донецкой области с помощью образного языка вертепа. Его традиции неукоснительно соблюдают уже несколько поколений переселенцев, привлекая к участию в театральном действе и коренных жителей.
Необычность и колорит селам-соседям Верхнекаменке, Роздоловке и Звановке придают местные жители. В 1951 году из карпатского села Лискувате, по обмену территориями отошедшего к Польше, привезли 340 семей, которые смогли в донецких степях не только успешно наладить быт, но и сохранить самобытность. Двадцать лет назад за средства громады были построены три греко-католических храма, которые и стали центром духовной и культурной жизни сельчан. Особенно это единство ощущается в дни церковных праздников.
- После утренней службы участники вертепа получают благословение в храме и отправляются в каждый сельский дом, чтобы донести великую радость: Христос родился! Одновременно на улицах три дня подряд можно увидеть несколько групп ряженых. Бывает и так, что одни уходят, а другие заходят в дом. «И никто не отказывает: семьи собираются вместе, чтобы посмотреть представление и еще раз разделить друг с другом Божью благодать», - рассказывает настоятель храмов в Звановке и Роздоловке иеромонах отец Клавдий.
Рождественскую «шопку», которую в этом году установили в роздоловской церкви, прихожане сделали своими руками.
Участие в вертепе требует от артистов тщательной подготовки. Само театрализованное действо длится около 15 минут, у всех традиционных четырнадцати персонажей есть слова. Кстати, к услугам женского пола прибегают крайне редко: обычно все роли исполняют мужчины. Исключением становится роль ангела или смерти, которую могут предложить маленьким девочкам в детских вариантах вертепов.
- И я, и мой двоюродный брат Миша играем забавную роль - Сары. Ну и что, что женскую! Мне, например, нравится смешить людей, и все говорят, что получается. Хотя я лучше знаю слова пастуха - его много лет играл мой папа, - признается пятиклассник Саша Шванык, участвовавший в представлении в звановской церкви Преображения Иисуса Христа.
Но этим, на первый взгляд, не очень серьезным делом с удовольствием занимаются и взрослые. В рождественских вертепах можно было увидеть людей разных поколений: и юношей с нарисованными усами, и глубоких стариков.
- Я в вертепах участвую с детства, слова вы-учил давным-давно. Мы с нашим представлением объездили много городов: были на фестивалях и в Ровно, и в Киеве, и в Ивано-Франковске. Мне приятно, что молодежь занимает место стариков, - говорит бывший художник-оформитель, а ныне пенсионер Андрей Эрдик, исполнявший роль пастуха в вертепе Дома культуры Роздоловки.
А в Верхнекаменке ряженых встречали в просторном доме Орищиных. Хозяева Людмила и Владимир вместе со своими четырьмя детьми с удовольствием включились в представление, которое закончилось нетрадиционно: в подарок гостям местные бандуристки исполнили народную песню. Фермер Владимир Орищин рассказал, что многое сохранилось здесь лучше, чем на его родине:
- Благодаря традициям чувствую себя как дома: я сам - из западной Украины, а когда женился и приехал сюда, даже не надеялся, что найду здесь что-то родное. Знаете, как трепетно берегут традиции старожилы, которые помнят их еще с детства: не разрешают изменить ни одно слово в вертепе! Я рад, что мои старшие сыновья постоянно участвуют в представлениях, прикасаются к культуре своих предков.
В домах и храмах под Рождество у жителей этих сел тоже особое убранство. Каждый год прихожане изготовляют новые «шопки» - макеты, где изображены фрагменты библейских историй, а на почетном месте ставят пшеничный «Дидух», символизирующий дух предков, которые на Рождество приходят в гости. На столе под белоснежной скатертью - солома, в память о месте рождения Христа. И, конечно же, двенадцать блюд, которыми обязательно угощают любых гостей, которые, согласно поверьям, приносят радость на весь год.
Елизавета Гончарова. Фото автора.
Теги: Донбасс, Донецкая область, праздник, Рождество, Артемовск, Иисус Христос, вертеп, храм
- У Лисичанській громаді триває прийом заяв на надання новорічної матеріальної допомоги дітям військовослужбовців12:00
- Оперативна ситуація по Донецькій області станом на ранок 25 листопада11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- У Краматорську відновила роботу зруйнована росіянами амбулаторія16:00
- Оперативна ситуація по Донецькій області станом на ранок 24 листопада12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- У «лнр» вирішили скоротити співробітників «швидкої»15:00
- 22 листопада росіяни вбили 1 і поранили 9 жителів Донеччини13:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Київський суд виніс вирок "міністру юстиції ДНР"16:00